День в истории. ВАЗ-2107 — «Советский Мерседес»

11 марта 1982 года на вазовском конвейере собран первый серийный седан ВАЗ-2107 «Жигули»
Кованов Алексей

По нынешним временам громкое прозвище «Советский Мерседес» кажется уж слишком громким: ну куда вазовской «классике» до немецкого премиума? Однако автомобилисты Страны Советов дали седану такое прозвище совершенно искренне — в начале восьмидесятых «семёрка» стала самой престижной и самой дорогой моделью «Жигулей», хотя фактически являлась не самостоятельной моделью, а лишь более богатой (как тогда говорили, «люксовой») модификацией «пятёрки» ВАЗ-2105.

Впрочем, для неизбалованных автомобильным изобилием водителей отличия «семёрки» от «пятёрки» казались вполне себе существенными. Снаружи ВАЗ-2107 отличали массивная хромированная решётка радиатора (своей массивностью действительно напоминавшая передки «Мерседесов»), немного подправленная оптика, а также отличающиеся иными выштамповками крышки капота и багажника. Даже бамперы «люксовому» седану полагались другие — отделанные хромом.

Чтобы соответствовать статусу самых дорогих «Жигулей», новинка из Тольятти получила более удобные кресла (для своего времени весьма необычные — с интегрированными подголовниками), изменённые детали салона (другое рулевое колесо, обивки дверей, панель приборов и пр.), более совершенную систему вентиляции... В общем, ВАЗ-2107 настолько превосходил «пятёрку» по всем фронтам, что, осматривая предсерийный экземпляр «люксовой» модели, председатель совмина Алексей Косыгин предложил... отказаться от выпуска ВАЗ-2105!

В девяностых отличия между «пятёркой» и «семёркой» стали стираться — в целях унификации «люксовые» компоненты ставились на ВАЗ-2105 и наоборот. Но тольяттинский автогигант продолжал выпускать казалось бы ставшие одинаковыми машины! И умудрялся продавать их по разным ценам — дурманящий флёр «советского Мерседеса» не иссяк и тогда, когда потребителю стали вполне доступны и настоящие Mercedes-Benz. Пускай, даже сильно подержанные.

На конвейере (правильнее сказать, «на конвейерах», так как седан выпускали также украинцы и египтяне) «семёрка» продержалась до апреля 2012 года, с марта 2011 года перебравшись на мощности Ижевского автозавода. К концу своей истории некогда престижный седан растерял последних поклонников — машины продавались очень плохо, поскольку небогатая публика выбирала базовые версии намного более современной «Гранты». Но это — другое время и другие автомобили.

  • Идеологическим преемником «классики» как народного автомобиля стала Lada Granta, самую свежую версию которой — пятидверный лифтбек — «Авто Mail.Ru» успел протестировать: «Новая Lada — она нам понравилась».