День в истории. Дан заказ построить первый советский грузовик

10 марта 1924 года завод AMO получил правительственный заказ на изготовление первых советских грузовиков, позднее получивших индекс АМО Ф-15

Фактически «первый советский грузовик» представлял собой итальянский FIAT 15 Ter, который завод АМО выпускал после Октябрьской революции, с 1917 по 1919 годы. В 1924-м проект, что называется «перезапустили». 15 марта по поручению тогдашнего директора завода АМО начались подготовительные работы по выпуску новой машины, но экземпляр No 1 собрали на заводе только 1 ноября. Хотя изначально выпуск предсерийных версий планировалось начать не позднее августа.

content image for: 54389

К годовщине революции были готовы лишь десять грузовиков. Их изготовление обошлось неимоверно дорого — трудоёмкость одной машины составила 7 тысяч человеко-часов! (На заводе тогда работало всего 1224 человека). 7 ноября машины революционного алого цвета отправились на пролетарскую демонстрацию, которая проходила на Красной площади столицы, а 25 ноября тройка грузовиков отправилась на испытания по маршруту: Москва – Тверь – Вышний Волочёк – Новгород – Ленинград – Луга – Витебск – Смоленск – Рославль – Москва.

Серийный выпуск АМО-Ф15 удалось начать и вовсе лишь весной 1925 года. Притом модель Ф-15 несколько отличалась от исходного 15 Ter: в двигателе появились другие поршни и шатуны, стал крупнее радиатор, деревянные колёса уступили место стальным, взамен прямоточной системы питания была сделана принудительная... Хотя основные параметры остались неизменными: мощность — 35 л.с. (при рабочем объёме 4,4 литра), грузоподъёмность — 1,5 тонны.

За время производства автомобиль дважды модернизировался: в 1927 году были внедрены более комфортная кабина и «сухое» сцепление, упрощен рулевой механизм, а в 1928 году появились электрические стартер, фары, упрощена система питания. Эти обновления позволили машине образца 1915 года продержаться... до 1931 года! По разным данным, с 1924 по 1931 год завод АМО выпустил от 6084 до 6465 экземпляров АМО-Ф-15, среди которых были не только бортовые грузовики, но и автобусы и другие версии.

В любом случае, для своего времени машина была довольно неплохой. Вот только её себестоимость из-за большого количества деталей из цветных металлов и кустарных методов производства была непомерно велика, Поэтому на смену «советскому итальянцу» пришли принципиально новые АМО-2 и АМО-3, являвшиеся копией американского грузовика Autocar. А затем на конвейер встал культовый ЗИС-5... Но это — другое время и другие автомобили.

Алексей Кованов