День в истории. Дебютировал «самый полный» привод

3 марта 1980 накануне открытия Женевского автосалона для прессы представлен первый дорожный полноприводный автомобиль Audi

До начала восьмидесятых считалось, что постоянный полный привод дорожным автомобилям не нужен. Зачем тратить топливо на привод лишней пары колёс? И вдобавок — терпеть вибрации и слушать шумы. Это сейчас каждый знает, что наличие постоянного полного привода гарантирует уверенный разгон, лучшую устойчивость и управляемость. Конечно, автомобили, примерившие «постоянную» трансмиссию, вовсю выпускались, но то были внедорожники — британский Range Rover (1970) и советская «Нива» (1976).

content image for: 54281

В 1980 году Audi представила на женевском автосалоне нечто: созданная на основе Audi Coupe (платформа Audi 80) модель quattro стала первым крупносерийным спорткаром, примерившим постоянный полный привод. Мир перевернулся. Оказывается, полный привод отлично подходит для легковушек! Считается, что автором схемы quattro является Фердинанд Пьех, тогда возглавлявший инженерный департамент Audi. Дескать, именно он утвердил элегантную конструкцию со встроенным внутрь корпуса трансмиссии межосевым дифференциалом и полым вторичным валом коробки, сквозь который пропущен привод передних колёс.

content image for: 54281

С самого начала Audi отличались симметричным распределением крутящего момента между осями — 50:50. В 1984 году вместо принудительной блокировки «центра» появился самоблокирующийся дифференциал Torsen (от английских torque sensing — «момент по требованию») — это механическое устройство может мгновенно и плавно увеличивать степень своей блокировки при изменении крутящего момента на выходных валах. Притом «Торсен» срабатывает не от разности скоростей вращения, а до начала скольжения!

content image for: 54281

После триумфа quattro на раллийных трассах среди автопроизводителей началась настоящая истерика, так как все команды культовой группы «В» начали друг за другом создавать полноприводные версии своих машин. Так появились Peugeot 205 T16, Metro 6R4, Lancia Delta S4, Ford RS200... На этой волне даже советский АЗЛК решил построить Москвич-2141 для ралли! С тремя самоблокирующимися дифференциалами — передним, задним и межосевым.

content image for: 44555

В дальнейшем термин quattro применялся ко всем полноприводным моделям Audi, независимо от типа системы полного привода. (При этом название quattro всегда пишется со строчной буквы, чтобы принести дань уважения первой модели.) Например, в 1999 году на рынок вышла пятидверка A3 не со знаменитым постоянным полным приводом, а с муфтой Haldex. Но даже такая «трёшка» получила «говорящий» шильдик quattro. Но это — другое время и другие автомобили.

Алексей Кованов