Президентская гонка — «Авто Mail.Ru» на подиуме!

Ледовая синхронная гонка на Кубок президента ОАО «АвтоВАЗ» впервые прошла с участием журналистов

— Готов сразиться на трассе? Приезжай в Тольятти, будем биться за президентский Кубок! — звонок от Дениса Петрунина, который недавно стал исполнительным вице-президентом «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу, застал меня врасплох. Я знал, что на заводском полигоне в Сосновке уже много лет проводится междусобойчик среди самых быстрых топ-менеджеров российского автогиганта. Но журналистов обычно звали только посмотреть со стороны на это действо. К тому же, я толком не знал, к чему вообще готовиться. Ралли, кольцо, кросс, трофи-рейды... Эти дисциплины мне в целом знакомы и понятны. А вот ледовые синхронные гонки — terra incognita. Что ж, тем интереснее.

content image for: 54170

Оказалось, именно Денису (за что ему отдельное спасибо) пришла идея позвать на «домашний» Кубок близких к автоспортивной тематике представителей СМИ. А глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон начинание горячо поддержал. Как тут не вспомнить, что во время нашего визита на завод (подробнее в статье «Lada Vesta: новые факты») энергичный швед говорил — пора стать «более открытыми и дружелюбными к прессе и клиентам». Приятно, когда слова не расходятся с делом.

За оставшееся время стараюсь собрать максимум информации о предстоящей гонке. Первое — изучение трассы. Без малого трёхкилометровое кольцо из двух параллельных дорожек с пересечением при помощи виадука летом используется заводскими испытателями в качестве жёсткого грунтового трека. Зимой же его расчищают от снега, формируют по краям высокие брустверы и заливают водой, чтобы образовался ровный лёд. Вроде бы всё просто. К тому же, на плане трасса выглядит плоской, как элитный ламинат. Но стоило мне посмотреть видео... Теперь понятно, почему Сосновка, начиная с 1996 года, принимает престижную Рождественскую гонку чемпионов (к примеру, в нынешнем году её выиграл титулованный Кирилл Ладыгин). Это же настоящий трёхмерный раллийный доп! Прямик только на прямой старт-финиш, да и тот со «слепым» перегибом. Остальная дистанция — это бесконечные вверх-вниз, влево-вправо. Да к тому же почти все повороты закрытые. Эх, жалко верного штурмана рядом не будет — стенограмму не запишешь. Выход один — запоминать.

content image for: 54170

И вот тут-то журналистская братия оказалась далеко не в самом выгодном положении. Трасса в Сосновке опасная, без опыта здесь никуда — промазал на входе в поворот, зацепил жёсткий бруствер, разворот поперёк трассы, и ты уже кувыркаешься. В кулуарах говорили, будто вазовцы в свободных заездах пару раз сделали «уши». Но это было следствием риска ради высокой скорости. Многие топ-менеджеры успели выучить трек буквально наизусть и позволяли себе мчать на всю катушку. К примеру, руководитель «ИжАвто» Михаил Рябов выигрывал Кубок президента уже несколько раз! Представляете, какой накат у этого, без преувеличения, спортсмена?

А у каждого из нас перед квалификацией — всего три сессии по паре кругов каждая. Одна радость — справа посадили профессиональных гонщиков, которые могли помочь советом. Михаил Митяев, Дмитрий Брагин, Павел Алёшин только что успешно промчали Рождественскую гонку, и у каждого, как оказалось, накопилось немало секретов для успешного и быстрого прохождения дистанции.

content image for: 54170

Гоняться же нам предстояло на «боевых» Lada Kalina NFR, обутых в покрышки Black Rocket с «гвоздями» 1,5 мм. Стоп-стоп! А что это за «Калина Эн Эф Эр» такая?! Не удивляйтесь незнакомой аббревиатуре — так в подразделении Lada Sport на манер знаменитой компьютерной игры назвали перспективный хот-хэтч. NFR — это Need for Race, то есть жажда гонки. А ведь в точку! Дорожная машина завершает цикл испытаний и пока не поступила в свободную продажу, а гоночная версия — пожалуйста, передо мной.

Под капотом у неё форсированный вазовский 1,6-литровый 16-клапанный двигатель с распределённым впрыском. После переделки впускного тракта, установки прямоточного выпуска с равнодлинным коллектором, «горбатых» распредвалов и нового электронного мозга «четвёрка» раскачалась до 150 л. с. при 7500 об/мин. Коробка передач — синхронизированная механика с оригинальным рядом и укороченной до 4,3 главной парой. Главная передача снабжена дисковой блокировкой (без неё на льду как без шипов). Тормоза тоже усиленные. Подвеска — собственной разработки Lada Sport, довольно простая — без регулировок. Само собой, имеются кресла-«ковши» с пятиточечными ремнями, каркас безопасности, специальный руль и прочие атрибуты гоночного автомобиля. А вот салон почти полностью отсутствует ради экономии массы. Кстати, она у «боевой» Lada Kalina NFR составляет всего лишь 990 кг.

content image for: 54170

В целом же машина по степени заряженности получилась очень близка к раллийному Volkswagen Polo, на котором экипаж «Авто Mail. Ru» в прошлом сезоне выступал в рамках одноимённой моносерии. Но если по условиям соревнования, организованного «Академией Ралли», участники, в основном, сами обслуживают технику, то после знакомства с Lada Sport я впервые познал, что значит быть в тёплых объятиях гоночной команды. Ты ещё шлем не успел надеть, а механик уже его застегнул. Только забрался в машину, а ремни на тебе — подогнаны и затянуты. Про готовность автомобиля я даже не говорю: ни одна «Калина» не выбыла из гонки из-за технической неисправности. В общем, формула для пилота проста: сел и поехал.

Кстати, на удивление в гоночной «Калине» оказалась отменная эргономика. Съёмный (для удобства посадки пилота) руль регулируется по вылету и наклону; штатные приборы сами по себе имеют различные полезные индикаторы вроде степени открытия дросселя; рычаг коробки нежный, словно снежинка — буквально пальцем толкнул рычаг, и вот передача уже включилась. «Электронная» педаль газа точна, словно привязана к дроссельной заслонке по старинке тросиком. И так во всём. Никакой суеты и резких движений, едешь как в гражданском спорткаре. Да, конечно, машины, на которых мне удалось посоревноваться, несколько отличались по характеру, но это мелочи — например, у одной сцепление было легче, у другой тяжелее... Главное, в гонке тебя ничто не отвлекает и не раздражает. А значит, можешь гнать в полную силу.

content image for: 54170

Но как? Я ведь на ледовом треке в первый раз. Выруливаю на стартовую дорожку, раскручиваю мотор, бросаю левую педаль и... Остаюсь на месте! «Боевые» шипы словно фрезы режут лёд, но машина в этой каше просто не может тронуться с места. А на такой короткой трассе, да ещё при равенстве сил, старт имеет архиважное значение. Надо тренироваться, а времени-то нет. Во вторую тестовую попытку делаю, как посоветовали профессиональные пилоты. Стоя на старте, поворачиваю руль влево-вправо на 90 градусов — так шипы лучше вгрызаются в поверхность. Следом поднимаю обороты примерно до 2 тысяч (но не больше!), подвожу сцепление к точке включения и жду отмашки судьи. Вот его стартовый флаг падает вниз, и теперь главное без нервов просто плавно отпустить левую педаль. Сработало! Kalina NFR уверенно пошла в разгон. Вторая передача в звон, третья! Кстати, именно она в Сосновке оказалась основной — «боевой» мотор очень любит высокие обороты. Четвёртую приходилось включать только на прямой старт-финиш.

content image for: 54170

Вот и первое неудобство — в отличие от того же Volkswagen Polo «ручник» на Kalina NFR оказался не гидравлическим с удобной вертикальной рукояткой, а обычным, напольным. Таким не слишком сподручно доставлять машину на входе в поворот. Впрочем, мне это и не потребовалось, равно как и торможение левой ногой. На льду Lada образцово послушна! Непривычно такое слышать про изделие отечественного автопрома, но это так. Передняя подвеска «МакФерсон» с оригинальными треугольными рычагами на версии NFR крепится к жёсткому подрамнику. И это сразу повысило точность управления. Качнул рулём в сторону поворота, нацелил автомобиль куда тебе надо и газ, газ, газ! А дальше блокировка сама затягивает машину на дугу. Скольжения, перекладки... Господи, я впервые ловлю кайф от управления «Ладой»!

По итогам тренировочных сессий у меня лучшее время среди журналистов (1:27,69) и четвёртое в общем зачёте. Впереди опытнейший Михаил Рябов, а также Тимур Бутов (вице-президент по персоналу и соцполитике) и Денис Петрунин, который выиграл у меня мизерные 20 сотых секунды. Но в квалификации допускаю ошибку — цепляю бруствер и показываю результат 1:28,16. Эта досадная оплошность стоила мне позиции. Я пропустил вперёд вазовца Сергея Федотова, директора дирекции по информационным системам.

content image for: 54170

Слегка разочарованный, сажусь в машину к Владиславу Незванкину, руководителю Lada Sport. Он обещал показать мне личным примером, как надо проходить местную трассу со всеми нюансами. И показал. Да ещё как! Я сверил точки торможения, траектории захода в повороты. Понял, где можно не осторожничать и мчать на всю катушку, а где лучше чуть придержать машину. Мелочи, конечно, но в них и кроется секрет быстрых кругов. Ну всё. Завтра дам бой!

Формула основных заездов простая. 16 участников делятся на четыре группы и встречаются в парных заездах по системе «каждый с каждым». Время становится относительным показателем, ориентиром. Главное — обогнать соперника. У кого больше всех побед, тот выходит в 1⁄4 финала, затем полуфинал и так далее. Здесь борьба уже ведётся на выбывание. Словом, как в футболе.

content image for: 54170

А группа мне досталась сильная. Победитель квалификации Михаил Рябов, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков и лишь Алексей Шах, директор вазовского казначейства, заметно уступал другим в скорости — в квалификации он отстал от меня на целую пропасть, почти на 10 секунд.

Мой первый заезд — с Кадаковым. Мандраж жуткий, аж поджилки трясутся. Ведь это в ралли соперник далеко, а здесь вот он — на соседней дорожке. Тем более, за ночь лёд обновили, и он стал неимоверно скользким. Увы, с нервами быстро совладать не получилось. Старт я безвольно «слил», отпустив Максима вперёд на добрый десяток метров. Но сдаваться я не собирался. Дальше старался ехать быстро, но осмотрительно, и к середине второго круга догнал своего визави. А к финишу вырвался вперёд. Есть первая победа! Всё случилось как-то молниеносно и буднично. Но о накале борьбы говорит хотя бы тот факт, что показанные нами времена держались лучшими (для каждой из стартовых дорожек) чуть ли не до середины гонки, пока трассу не раскатали.

content image for: 54170

Следующий заезд с Алексеем Шахом, как я и предполагал, выдался проходным. Лёгкая победа. Уверенности прибавилось, и я вновь устанавливаю рекорд своей стартовой дорожки. А теперь самое интересное — заключительным в сетке стоит мой спарринг с Михаилом Рябовым. У нас по две победы, задачу выхода из группы мы уже решили. Вопрос один — кто с какого места попадёт в четвертьфинал. Сравниваю времена и понимаю, что шансы у меня теоретически есть. От главы «ИжАвто» я отстаю на ничтожные 30 сотых секунды! Решаю так — или пан, или пропал. Надо «жарить», что есть сил. Но и Рябов прибавил весьма солидно. Всю дистанцию он держался чуть впереди меня, осыпая градом ледяной крошки и ослепляя снежным туманом из-под своих колёс. Временами видимость была нулевой! В итоге я понял, выше головы не прыгнешь — начинаешь цеплять брустверы, сбивать правильный ритм скольжений и терять время.

content image for: 54170

В общем, Рябову я уступил и вышел в 1⁄4 финала со второго места в группе «A». Теперь права на ошибку у меня нет. Проиграл — значит, вылетел из сетки. Кстати, в восьмёрку финалистов пробились только три журналиста. Помимо «Авто Mail. Ru» в сетке остались два представителя «АвтоРевю» — Михаил Подорожанский и Сергей Знаемский. Но это было ожидаемо, а вот выход в 1⁄4 главного дизайнера «АвтоВАЗа» Стива Маттина для меня стал сюрпризом. Оказывается, он не только отлично рисует, но ездит неплохо! И 8-й результат в квалификации был отнюдь не случайностью.

Итак, мой следующий соперник — Денис Петрунин, опередивший всех в группе «D». Но красивой борьбы у нас не получилось. Денис заглох на старте и остался далеко позади. Правда, узнал я об этом только на финише. Ведь назад обзора почти нет, и ты не видишь, как сильно отстал соперник. Поэтому вынужден всегда ехать на пределе. И в этом тоже особая прелесть синхронных ледовых гонок!

content image for: 54170

Нас осталось четверо. Я уже обеспечил себе звание лучшего из журналистов, так как ни один из коллег в полуфинал не вышел. Но, поймав кураж, останавливаться не хотелось. Вот только не учёл, что ресурс гоночных покрышек тоже надо распределять грамотно. После нескольких заездов подряд «боевой» шип подминается в горячей резине и работает уже не столь эффективно на разгоне и торможении. Вдобавок на трассе появляется рыхлая колея, в которой если зависнешь, об эффективном разгоне можешь забыть. Это заставляет тщательнее выбирать стартовую позицию и несколько по-другому строить траекторию. На этом я и погорел в полуфинале с Тимуром Бутовым. Выходя из заключительного поворота, свалился в колею, потерял ход и отправился бороться за третье место.

content image for: 54170

Пожалуй, не преувеличу, если скажу, что сражение за бронзу с Сергеем Федотовым стало украшением всей гонки. Кубок за третье место должен был достаться тому, кто первым добьётся двух побед. А силы-то у нас примерно равны... Стартуем! Первый заезд за мной. Следующий — за Сергеем, причём я уступил ему всего лишь восемьдесят сотых секунды! Во время третьего решающего заезда трибуны встали — всю дистанцию мы шли бок о бок! На некоторых перегибах трассы машины уже летят, не касаясь земли. Ну, Kalina, давай же, не подведи! И мы пересекаем финишную черту на одну десятую впереди соперника. Уффф, всё! 2:59,06 — моё лучшее время в основных заездах. Первая в моей жизни ледовая гонка и первый подиум.

content image for: 54170

Получаю кубок из рук главы «АвтоВАЗа» Бу Андерссона и поздравляю Михаила Рябова с очередной победой. Ну ничего, позовёте журналистов в следующем году, будет ещё жарче!

Юрий Урюков
Фото Lada Sport

Юрий Урюков