На автогражданке уже зарабатывают

За первый день обязательного страхования автогражданской ответственности полисы приобрели 50 тысяч человек. И это несмотря на то что фактически штрафовать за отсутствие страховки гаишники будут только с начала будущего года

И уже произошло два страховых случая. Правда, в Российском союзе автостраховщиков пока затрудняются сказать – можно ли их признать таковыми или это страховое мошенничество. Не обошлось, естественно, без очередей. Хотя, по признанию и. о. председателя РСА Евгения Кургина, из трех человек, пришедших в страховую компанию, полис покупал только один. Остальные смотрели, изучали, вникали что к чему. В некоторых местах спрос оказался ажиотажным – страховым компаниям пришлось искать дополнительные места в офисе для агентов, которые обычно работают на выезде. К тому же не везде в первый день хватало полисов и особенно стикеров – наклеек, которые необходимо прикрепить в правый нижний угол лобового стекла застрахованного автомобиля. По ним гаишники в потоке будут определять: какой автомобиль застрахован, а какой – нет. В основном полисы обязательного страхования нужны сейчас тем, кто регистрирует свой автомобиль или проходит техосмотр. Гаишникам отдан приказ – не совершать подобных действий без предъявления страхового полиса. И они его свято выполняют. По данным «Газеты.Ru», в первое время контроль в регистрационных и эксплуатационных подразделениях ГИБДД за этим будет особо тщательным. Так что «договориться на месте» без полиса не удастся. А тем, кому удастся сделать это – можно не сомневаться, что талон ГТО – «левый», т. к. номер страховки должен фиксироваться в базе данных ГТО. Из-за этого вчера, как заметил начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимир Кузин, для сотрудников МРЭО вчера был «практически выходной день».

В Москве всего 319 машин поставлено на учет и 269 прошли техосмотр. В обычном режиме эти цифры примерно в 10 раз выше. Во взаимоотношениях страховщиков и ГАИ остаются некоторые минимальные проблемы, которые, впрочем, решаются оперативно. Например, агенты не всегда одинаково заполняют страховой полис. Кроме того, список лицензированных на автогражданку компаний постоянно растет, и центральный аппарат ГИБДД не успевает оперативно доводить до сведения гаишников на местах, что новые компании получают лицензии. Кузин официально порекомендовал региональным гаишникам ходить в интернет – на сайты Минфина и РСА. В некоторых регионах гаишники отказывают в постановке на учет и в техосмотре тем, кто застраховался не в «рекомендованных» ими лично компаниях. На такие сигналы ГИБДД и РСА стараются реагировать оперативно. Штрафовать за отсутствие страховки теоретически можно уже сейчас – по статье 12.5 КОАП. Она предусматривает ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. А одним из условий с 1 июля (согласно приложениям к ПДД) является как раз стикер на лобовом стекле.

Наши источники в ГАИ сказали, что у них есть негласное указание начальства – не штрафовать за отсутствие страховки. А Владимир Кузин посоветовал читателям «Газеты.Ru» подавать жалобу на все подобные постановления: «Просто напишите, что не согласны с наказанием без указания причин своего несогласия, и отправьте в ГАИ». С высокой долей вероятности наказание будет отменено. А с 1 января 2004 года гаишники начнут штрафовать по-настоящему. 500–800 рублей – если автомобиль вообще не застрахован; 300 рублей – если водитель не вписан в полис или управляет машиной, когда она должна стоять в гараже (при страховке не на весь год, а на несколько (шесть и более месяцев). Наконец, 50 рублей и постановка на штрафстоянку – если водитель просто забыл полис дома. Правда, по словам Кузина, решение о задержании машины в данном случае является непродуманным, и ГАИ будет выступать с предложением о внесении соответствующих изменений в Кодекс.

Что же касается утвержденных правительством тарифов, то в ближайший год они сохранятся. Хотя у ведомства Михаила Касьянова есть право изменять их раз в полгода, раньше конца 2004 года страховщики выходить с подобными предложениями не будут. Пока не накопится соответствующая статистика. Единственное: тарифы и лимиты ответственности, возможно, изменятся для маршрутных такси, автобусов и прочего общественного транспорта. Об этом будет прописано в законе «О страховании ответственности перевозчиков», который готовится к внесению в Госдуму.