Страховая лихорадка

С 1 июля более ста страховых компаний по всей России начнут продажу полисов обязательного страхования автогражданской ответственности. В первую очередь они понадобятся тем, кто должен проходить техосмотр или регистрировать автомобиль. Всех остальных страховщики призывают не торопиться.

«Если вам не к спеху, приходите лучше после 10 июля», – посоветовала страховой агент. Сотрудники «Гута-Страхование» с грустью сообщили, что из-за предполагаемого наплыва клиентов им увеличили на два часа рабочий день и обязали работать в субботу. После обзвона более чем 15 компаний стало ясно, что купить заветный полис без долгого ожидания в очереди в ближайшие дни не удастся. Почти везде страховщики, вероятно, жалея и себя и клиентов, советовали не торопиться и приходить через недельку. Это касается и таких крупных компаний, как «Ингосстрах», РЕСО, РОСНО. Вместе с тем, все без исключения страховщики, выяснив, что ни техосмотр, ни регистрация клиенту в ближайшее время не грозят, активно призывают застраховаться добровольно. «Покрытие по добровольному страхованию больше, а цена полиса почти такая же, если не меньше. Да и штрафные санкции за езду без полиса ОСАГО депутаты могут еще отложить – выборы на носу», – говорят страховщики. Тем, у кого вопрос о приобретении полиса обязательного страхования действительно стоит остро, следует запастись терпением – страховщики уверяют, что вся процедура займёт от 40 минут до часа. После оформления договора вы получите страховой полис (его надо возить с собой), специальный знак государственного образца (он клеится в правый нижний угол лобового стекла), извещение о ДТП в двух экземплярах и правила страхования. В случае ДТП страхователь обязан вызвать сотрудников ГАИ, которые приедут и оформят происшествие. Если же между участниками нет разногласий (и при этом никто не пострадал), то можно просто заполнить то самое «Извещение о ДТП», подписать его обоим сторонам и проехать на ближайший пост ГАИ, где инспектор обязан заверить эту схему. Тем же, кто уже застрахован в добровольном порядке, следует связаться со страховым агентом или брокером. Напрямую «конвертировать» добровольную страховку в обязательную не всегда возможно. Обычно страховые компании идут на разрыв добровольного соглашения с переводом неиспользованной страховой премии на новый договор – обязательного страхования. Хотя возможны и другие варианты.

Привлекать клиентов скидками страховщики не будут, так как не имеют на это права. По закону об ОС АГО льготы на приобретение страхового полиса в виде 50% скидки имеют право лишь инвалиды, получившие автомобиль через собес. При этом даже они должны оплатить полную стоимость страховки, а затем компенсировать расходы в собесе. Единственное, что вам наверняка предложат, – дополнительную услугу по расширению покрытия. При этом ставки по увеличению страховых выплат в большинстве компаний еще не рассчитаны. Примерно же можно сказать, что страхование c лимитом ответственности в $25 тыс. (с франшизой на сумму обязательного страхования) обойдется в $50. Цифра может и снизиться, когда этот продукт начнут предлагать почти все страховые компании. Стоит также отметить, что оформить «обязаловку» с 1 июля можно будет не во всех компаниях. Задержка связана с чисто организационными моментами – в некоторые страховые компании и брокерские конторы пока не доставили нужные бланки. В этих местах продажа полисов может быть отложена максимум на несколько дней. В заключение напомним, что ответственность за езду на незастрахованном в обязательном порядке автомобиле (штраф 500–800 рублей) наступает с 1 января 2004 года, хотя, по словам начальника отдела административной практики и дознания ГИБДД России Виктора Кузина, уже с завтрашнего дня гаишники за езду без полиса будут предупреждать – или штрафовать на 50 рублей, как за езду без необходимых документов, в число которых отныне входит страховой полис. Документы, необходимые для заключении договора об обязательном страховании:

заявление (заполняется у представителя СК);

паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо, в противном случае – свидетельство о регистрации юридического лица);

паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации;

доверенность на управление транспортным средством (если автомобиль страхует не собственник);

водительское удостоверение (или его копия) лица (или лиц), допущенного к управлению транспортным средством.

При причинении вреда имуществу потерпевший прилагает к заявлению о возмещении ущерба:

Справку, выданную ГАИ, содержащую сведения о месте и времени, участниках ДТП и повреждениях их транспортных средств.

Копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием.

Копию постановления по делу об административном правонарушении с указанием лица, в отношении которого данное постановление вынесено. В случае отказа сотрудников ГАИ от выдачи копии протокола или постановления следует ссылаться на статьи КоАП: 28.2 и 29.11 соответственно.

В случае, если по факту ДТП было возбуждено уголовное дело, потерпевший представляет страховщику документы органов предварительного следствия, дознания и (или) судебных органов о возбуждении, приостановлении или об отказе в возбуждении уголовного дела либо вступившее в законную силу решение суда.

Документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица (доверенность с правом получения страхового возмещения).

Заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда, включающее в себя акт осмотра, фототаблицы поврежденного автомобиля, калькуляцию.

Документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта.