Как придумали «переход в неположенном месте»

Сто лет назад перейти улицу было проще простого: ты просто шел и ни о чем не думал. В наши дни все иначе — переходы и светофоры сильно ограничивают права людей

Причем нарушителей еще и штрафуют, порой на крупные суммы — скажем, в американском Лос-Анджелесе за это могут наказать на 250 долларов!

И все это результат одной агрессивной и уже забытой кампании из 20-х годов прошлого века. Её организовали автомобильные лоббисты и производители. «На заре автомобилестроения, избегать столкновения должен был водитель, а не вы, — рассказывает Питер Нортон, историк Виргинского университета, автор книги «Пешеходы против водителей: рассвет века моторов в американском городе» («Fighting Traffic: The Dawn of the Motor Age in the American City»). — Но из-за новой схемы улицы стали местом для автомобилей. А если вы, пешеход, с ними столкнетесь, то сами будете виноваты».

content image for: 53782

Одним из ключевых моментов для такой перемены стало изобретение нового правонарушения — «перехода улицы в неположенном месте». И вот как это случилось.

Сейчас это трудно себе представить, но столетие назад улицы выглядели совершенно иначе — они были местом для пешеходов, торговцев, гужевых повозок и играющих детей. «Пешеходы шли по улице, где хотели и когда хотели, не смотря по сторонам», — рассказывает Нортон. Конечно, в начале ХХ века на некоторых улицах уже начали появляться первые пешеходные переходы, но на них почти никто не обращал внимания.

content image for: 53782

Но автомобилей на дорогах становилось все больше и... Количество людей, сбитых машинами, стремительно взлетело ввысь. Как правило, в ДТП гибли не водители, а именно пешеходы, причем среди них было много именно стариков и детей, то есть тех, кому эти улицы раньше принадлежали.

Долой автомобили

Ответом общества на рост числа погибших была агрессия. Ведь автомобили рассматривались как легкомысленная и ненужная забава, наподобие того, как сейчас воспринимаются яхты (поэтому их даже называли «машинами для удовольствия»). В городах начали возводить памятники в честь детей, погибших в автомобильных авариях, а газеты пестрили статьями с подробностями смертельных ДТП, в которых, как правило, обвинялись водители. Иногда в них даже публиковались карикатуры, демонизирующие автомобили, нередко ассоциируя их со «старухой с косой». До того, как появились знакомые нам правила дорожного движения, судьи в большинстве случаев признавали виновным в ДТП именно автомобиль, а водителей наказывали как убийц.

content image for: 53782

В 1920 году журнал Illustrated World писал «каждый автомобиль надо оснащать специальным прибором, который бы снижал скорость до уровня, обусловленного условиями города, где живет владелец автомобиля». А в 1923 году 42 тысячи жителей Цинциннати подписали петицию о проведении референдума. По нему, в случае положительного решения, на всех автомобилях бы появился ограничитель скорости в 25 миль в час. Это очень напугало местных автодилеров, которые приступили к ответным действиям, разослав письма всем автовладельцам в городе и распространяя плакаты против предлагаемой меры.

Референдум провалился. Однако автопроизводители поняли, что необходимо спасать имидж машин. Автомобильное лобби взяло под контроль серию совещаний с Гербертом Гувером, занимавшим в то время пост министра торговли. На них обсуждалась модель ПДД, которую можно было бы применить во всей стране. Результатом данных совещаний стало «Руководство по организации муниципального трафика» — документ, принятый в 1928 году и во многом основанный на правилах, которые действовали в Лос-Анджелесе, начиная с ограничения прав пешеходов в 1925 году.

content image for: 53782

«Ключевым моментом этого документа стало то, что теперь пешеходы могли пересекать проезжую часть только на переходах и только под прямым углом, — поясняет Нортон. — По сути, этими правилами мы пользуемся до сих пор».

Позор нарушителям!

Однако даже после принятия указанных законов у автомобильных лоббистов возникли трудности: люди просто не соблюдали правила, а полиция и судьи неохотно принуждали их к порядку. Чтобы решить эту проблему, автопроизводители предприняли несколько стратегических шагов.

Во-первых, о ДТП стали писать в газетах. Национальная Автомобильная Торговая Палата установила бесплатный телеграф для газетчиков: репортеры посылали основные детали ДТП, а назад им приходила уже готовая статья, которую публиковали на следующий день. Причем в этих статьях, появлявшихся в широкой печати, вся вина за ДТП перекладывалась на пешеходов. Тем самым показывалось, насколько важны новые законы.

content image for: 53782

Похожим образом Американская Автомобильная Ассоциация начала спонсировать кампании по безопасности в школах и выпускать плакаты, где демонстрировалось, насколько важно держаться подальше от проезжей части. Во время некоторых акций даже высмеивались дети, не соблюдающие правила. Например, в 1925 году в Детройте сотни школьников наблюдали за «приговором» двенадцатилетнему мальчику, перешедшему улицу не по правилам. Как пишет Нортон в своей книге, «суд присяжных» приговорил его к мытью школьных досок в течение недели.

Позор тоже стал частью официальной стратегии. Нортон в своей книге сравнивает ход кампании с анти-наркотическим призывом в 80-х и 90-х, когда использование наркотиков показывалось не только опасным, но и глупым.

content image for: 53782

Автомобильные активисты также убеждали полицию, что вместо простых штрафов или дисциплинарных бесед лучше публично клеймить нарушителей при помощи свиста или крика, а в случае с женщинами — даже силой возвращая их на тротуар. Было даже организовано несколько акций, во время которых нанятые актеры, одетые в вещи из ХIX века и клоунские наряды, переходили улицы в неположенном месте, показывая, что это глупо и так уже никто не поступает. А в 1924 году в Нью-Йорке во время специальной акции клоун демонстративно подставлялся под медленно ехавший Ford Model T, позволяя себя сбить несколько раз.

Эта стратегия также объясняет, почему в английском языке переход улицы в неположенном месте стал называться jaywalking. В те времена слово jay означало «деревенщина» или «провинциал» — недалекий человек, не знающий правила поведения в городе. Поэтому автомобильные лоббисты начали использовать слово jay walker — то есть тот, кто не знает, как надо ходить в городе и угрожает общественной безопасности.

content image for: 53782

Поначалу термин был обидным и даже шокирующим. Пешеходы отвечали тем же, называя водителей-лихачей «джей-драйверами». Однако слово jaywalking примелькалось и даже стало писаться слитно. Организации, борющиеся за безопасность, и полиция стали использовать слово официально в различных сообщениях.

В итоге, и само слово и концепция, что пешеходы не должны свободно переходить улицу, настолько укоренились, что лишь немногие знают эту историю. «Кампания оказалась чрезвычайно успешной. Она кардинально изменила предназначение улиц», — поясняет Нортон.

Тимофей Исаев