Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 октября
Ravon R2 1.2 AT
Приобрели жене как замену старенькой Корсе. Нужна была самая дешевая машина (новая) на автомате. Выбор был невелик. это либо наши ВАЗы, либо Датсун (что тоже те же яйца), либо новый бренд Ravon...
4.7
17 октября
Kia Cerato 2.0 AT
Покупался автомобиль в апреле 2017 года. Выбирал между КИА и Хендаем. Остановился на КИА. Как то раз ехал домой на такси КИА Сeed. Разговарившись с таксистом про машины, узнал, что пробег у его...
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
29 июня 2003 10:57, Новости

Прадедушка «Бычка»

Один из самых знаменитых советских грузовиков – трехтонка ЗИС-5 – выпускался более 30 лет. Причем увидеть трехтонки можно и сегодня – на постаментах перед рядом автокомбинатов и автобаз.
Грузовик ЗИС-5, который выпускался с 27 июня 1933 года, в просторечии назывался трехтонкой – за грузоподъемность в три тонны. Слово это стало чуть ли не нарицательным. И сейчас иногда слышишь его по отношению к грузовой «Газели» или «правнуку» трехтонки – зиловскому «Бычку». А шоферы окрестили ЗИС-5 «Захаром». Почему так? Легенда утверждает, что за характер. Автомобиль действительно слыл выносливым, надежным, способным снести все тяготы безжалостной эксплуатации.

Его мотор работал на любом бензине и самом дешевом масле, рамы и мосты были исключительно прочными. «Захар» шел по грунтовке, грязи и снегу – характер у него и в самом деле был труженика. ЗИС-5 представлял собой дальнейшее развитие грузовика АМО-3, который выпускался на столичном заводе АМО (ныне ЗИЛ) с 1931 года. Основа АМО-3 – американский 2,5-тонный грузовик Autocar модели S3. Конструкторы АМО модернизировали его, адаптировали к советским дорогам, увеличили мощность двигателя с 60 до 73 л.с. и подняли грузоподъемность. Одновременно с конвейерным производством ЗИС-5 начался выпуск и его трехосной разновидности, ЗИС-6. Если ЗИС-5 предназначался для народного хозяйства, то заказчиком ЗИС-6 была Красная aрмия. Машина имела два задних ведущих моста. Трехосный грузовик на ЗИСе (так назывался бывший АМО с 1931 по 1956 год) изготавливался до июня 1941 года. В октябре 1941 года все цехи ЗИСа были эвакуированы в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Сборку автомобилей вел УльЗИС в Ульяновске с весны 1942 до лета 1943 года.

С конвейера сходили машины упрощенной в силу сложностей военного времени конструкции. Во-первых, металлическая кабина заменена была деревянной, из «вагонки». У «УльЗИСа» отсутствовали передние тормоза, стояли простейшие (гнутые, а не штампованные) крылья, а платформа без откидных боковых бортов. Эта модификация военных лет называлась ЗИС-5В. С июня 1942 года ЗИС в Москве восстановил производство ЗИС-5, а в июне 1944 года выпуск «Захаров» начал УралЗИС в Миассе (к этому моменту УльЗИС остановил сборку). Все грузовики, изготовленные в Москве и Ульяновске, несли на радиаторе эмблему ЗИС, а машины из Миасса – эмблему УралЗИС. Всего за годы Великой Отечественной войны с их конвейеров сошли 83 тыс. трехтонок. После войны ЗИС до 1947 года еще делал машины ЗИС-5В, пока их место в производственной программе не заняла полностью новая модель ЗИС-150 (в просторечии – «полтораста»).

А вот в Миассе еще много лет выпускали «Захара», постепенно его модернизируя. Это были УралЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355 и, наконец, с 1958 года Урал-ЗИС-355М. Последний получил кабину и оперение, очень похожие на ГАЗ-51, но по сути своей оставался прежним «Захаром». Его любили в сельской местности, и на миасском конвейере он продержался до 1965 года. Конечно, «Захары» уже не бегают по российским дорогам. Но немало экземпляров этого грузовика было восстановлено и смонтировано на пьедесталах перед автокомбинатами и автобазами.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru