Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 июня 2003 10:57, Новости

Прадедушка «Бычка»

Один из самых знаменитых советских грузовиков – трехтонка ЗИС-5 – выпускался более 30 лет. Причем увидеть трехтонки можно и сегодня – на постаментах перед рядом автокомбинатов и автобаз.
11 декабря
Toyota Land Cruiser Prado 4.0 AT
Есть один небольшой недостаток данного автомобиля - это то, что цены на ремонт и запасные части оставляют желать лучшего. Японцы уже также, как и немцы научились немного "хитрить" и делать м...
4.7
11 декабря
Hyundai Accent 1.5 90hp AT
Да автомобиль стоит своих денег,всегда выручит.
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Грузовик ЗИС-5, который выпускался с 27 июня 1933 года, в просторечии назывался трехтонкой – за грузоподъемность в три тонны. Слово это стало чуть ли не нарицательным. И сейчас иногда слышишь его по отношению к грузовой «Газели» или «правнуку» трехтонки – зиловскому «Бычку». А шоферы окрестили ЗИС-5 «Захаром». Почему так? Легенда утверждает, что за характер. Автомобиль действительно слыл выносливым, надежным, способным снести все тяготы безжалостной эксплуатации.
Его мотор работал на любом бензине и самом дешевом масле, рамы и мосты были исключительно прочными. «Захар» шел по грунтовке, грязи и снегу – характер у него и в самом деле был труженика. ЗИС-5 представлял собой дальнейшее развитие грузовика АМО-3, который выпускался на столичном заводе АМО (ныне ЗИЛ) с 1931 года. Основа АМО-3 – американский 2,5-тонный грузовик Autocar модели S3. Конструкторы АМО модернизировали его, адаптировали к советским дорогам, увеличили мощность двигателя с 60 до 73 л.с. и подняли грузоподъемность. Одновременно с конвейерным производством ЗИС-5 начался выпуск и его трехосной разновидности, ЗИС-6. Если ЗИС-5 предназначался для народного хозяйства, то заказчиком ЗИС-6 была Красная aрмия. Машина имела два задних ведущих моста. Трехосный грузовик на ЗИСе (так назывался бывший АМО с 1931 по 1956 год) изготавливался до июня 1941 года. В октябре 1941 года все цехи ЗИСа были эвакуированы в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Сборку автомобилей вел УльЗИС в Ульяновске с весны 1942 до лета 1943 года.
С конвейера сходили машины упрощенной в силу сложностей военного времени конструкции. Во-первых, металлическая кабина заменена была деревянной, из «вагонки». У «УльЗИСа» отсутствовали передние тормоза, стояли простейшие (гнутые, а не штампованные) крылья, а платформа без откидных боковых бортов. Эта модификация военных лет называлась ЗИС-5В. С июня 1942 года ЗИС в Москве восстановил производство ЗИС-5, а в июне 1944 года выпуск «Захаров» начал УралЗИС в Миассе (к этому моменту УльЗИС остановил сборку). Все грузовики, изготовленные в Москве и Ульяновске, несли на радиаторе эмблему ЗИС, а машины из Миасса – эмблему УралЗИС. Всего за годы Великой Отечественной войны с их конвейеров сошли 83 тыс. трехтонок. После войны ЗИС до 1947 года еще делал машины ЗИС-5В, пока их место в производственной программе не заняла полностью новая модель ЗИС-150 (в просторечии – «полтораста»).
А вот в Миассе еще много лет выпускали «Захара», постепенно его модернизируя. Это были УралЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355 и, наконец, с 1958 года Урал-ЗИС-355М. Последний получил кабину и оперение, очень похожие на ГАЗ-51, но по сути своей оставался прежним «Захаром». Его любили в сельской местности, и на миасском конвейере он продержался до 1965 года. Конечно, «Захары» уже не бегают по российским дорогам. Но немало экземпляров этого грузовика было восстановлено и смонтировано на пьедесталах перед автокомбинатами и автобазами.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru