Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
26 января 2015 10:00, Безопасность, Автошкола

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом

Взлётка бывшего военного аэродрома расчищена от снега ровно наполовину. Целину утюжат «Лэнд Роверы», а по ровному льду носятся боком «Ягуары». Это заполярная школа, сынок!
31 мая
Jaguar S
Катаюсь на Jaguar два года,купил трехлетку с маленьким пробегом состояние идиальное,так что почти новую.Модель 2002 года(рестайлинг​)в ней полностью изменен салон,новый автомат 6 ступеней ZF,передняя ...
5.0
14 сентября
Jaguar X-Type 2.0 AT
Яга, это машина с большой буквы, честно сказать не для наших дорог и если нет рядом сервиса то даже банальная замена колодок может превратиться в большую проблему!!!!!!!
3.7
Другие отзывы о Jaguar Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Британцы называют курсы водительского мастерства обеих своих марок ёмким словом Experience. Что в переводе значит «опыт». И правда — без «наката», как говорят гонщики, быстро и безопасно ездить не получится. Особенно в России. Особенно зимой. Но где тренироваться, если в Москве, например, даже в конце декабря на дорогах было сухо? Эксперты школ Jaguar и Land Rover решились на дальний выезд — в российское Заполярье. Неподалёку от курортно-промышленного (да-да, здесь бывает и такое сочетание) города Апатиты нашли заброшенный военный аэродром и быстренько организовали на нём две тренировочные площадки — off-road и для скоростных упражнений.

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 1
Во время войны на этом аэродроме базировались истребители-перехватчики, а в наши дни его взлётка стала отличным автомобильным полигоном. Во всяком случае, местные любители погонять наведываются сюда регулярно

Погодные кондиции здесь что надо: мороз минус десять градусов, мягкий снег и ровный лёд. Да и машины подобрались интересные. Ведь если с линейкой Land Rover мы неплохо знакомы, то, к примеру, полноприводные Jaguar XF и XJ «Авто Mail.Ru» пока тестировал только в Канаде. Сумеют ли британские «кошки» адаптироваться к русскому морозу?

Журналисты явно соскучились по силовым скольжениям. Ходят, потирают руки, смотрят на пыхтящие раскалённым выхлопом 340-сильные «Ягуары»... Эх, сейчас зажжём! Чего греха таить, мне тоже не терпится скорее открыть газ. Но шеф-инструктор Jaguar Experience Егор Васильев мигом обрубает наш порыв. «Сначала мы вспомним, как надо тормозить», — и по нашей группе пробегает недовольное бурчание.

А между тем Егор прав. Увы, многие водители полноприводной техники забывают, что автомобили 4×4 разгоняются по скользкому покрытию заметно быстрее обычных, а вот тормозят — точно так же. А порой даже хуже. Вот и наглядный пример. Мы стартовали одновременно по четырём «беговым дорожкам». Буквально мгновение хрустит антипробуксовка, и мой XJ рвёт вперёд как по асфальту. Скорость растёт: 100... 120... 140 км/ч...

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 2
Полноприводные Jaguar XF и XJ зиму очень любят — несмотря на приоритет задней оси, электроника в случае пробуксовки так грамотно играет распределением тяги, что проблем с разгоном и контролем устойчивости совершенно не возникает

Команда по рации — стоп! Что есть мочи бью по педали тормоза, пытаясь заставить сработать не только ABS, но и Brake Assist. Неистово затрещала антиблокировка, и пассажиры солидного седана повисли на ремнях. А вот коллега на соседней полосе, похоже, чуть замешкался и едва не закончил обучение досрочно: пара сантиметров, и передний бампер его «Ягуара» рассёк бы финишный снежный бруствер. Что и требовалось доказать...

«Обратили внимание на работу ABS? — спрашивает Егор. — Большинство из вас всё сделало правильно — вы вдавили педаль тормоза до отказа и ждали остановки. Это идеальный вариант для новичка. А вот опытный водитель будет этой системой управлять, словно рулём или педалями. Когда почувствуете, что треск становится очень частым, чуть отпустите педаль — так колёса быстрее восстановят сцепление с дорогой. И снова нажмите в пол. Только не путайте c дедовским способом прерывистого торможения — сейчас надо делать всё ювелирно плавно и нежно, а не просто топтать педаль. На исходную!»

А ведь работает! С той же скорости мы стали останавливаться быстрее, сэкономив пару метров остановочного пути. Немного? Как сказать. После упражнения «кошки-мышки» никому из нас так уже не казалось. Суть эксперимента в следующем: автомобили стартуют по параллельным дорожкам, выдерживая определённую дистанцию до лидера. В нашем случае — один корпус, как зачастую на левой полосе МКАД. Задача ведущего — неожиданно затормозить, ведомых — не совершить «ДТП». Так вот, даже будучи начеку, далеко не все из нас успевали затормозить вовремя. Вывод — так прижиматься к впередиидущему автомобилю на скользкой дороге весьма рискованно. А если вдобавок у вас «липучка», а лидер обут в «шипы», то всё — пиши пропало.

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 3
Упражнение «кошки-мышки» учит правильно выбирать дистанцию. Если прижимаешься слишком плотно к лидеру, то в случае его резкой и неожиданной остановки твоя машина буквально пронизывает ведущего насквозь. Хорошо, что движение идёт по параллельным дорожкам...

А вообще расстояние на дороге лучше измерять не в метрах, а в... секундах. Поскольку они не зависят от скорости. Эксперты советуют выдерживать хотя бы 2 секунды. Делается это очень просто — когда лидер проезжает, к примеру, столб на обочине или другой ориентир, начинаете считать: сто двадцать один, сто двадцать два... И лишь после этого ваш автомобиль должен достичь отметки. Потренируйтесь, и тогда не придётся объяснять гаишнику, почему вы «не держали дистанцию» в сложных погодных условиях.

И вот, наконец, инструкторы расставляют на взлётке размашистую змейку. Притом сложную, зигзагообразную — конусы, обозначающие вершины поворотов, разместили не на одной линии, а слева и справа от осевой, почти у самых брустверов. Иными словами, по такой трассе машина в идеале должна идти в постоянном боковом скольжении, перекладываясь из одного заноса в другой.

Сначала пробую трековый режим с частично отключённой системой стабилизации. На асфальтовом «кольце» этого, как правило, достаточно. Но на льду другая история — углы заносов больше, скольжения сильнее. И электроника начинает невпопад обрубать тягу и подтормаживать колёса, так что вместо эффектного дрифта получаешь лишь унылый снос передней оси. Все повороты — мимо. Сплошное расстройство.

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 4
Трековый режим системы стабилизации для льда совершенно не подходит. А вот при полностью отключённой электронике полноприводные «Ягуары» могут подарить немало кайфа. Причём это касается и солидного XJ — благодаря длинной колёсной базе в скольжении он держится даже стабильнее XF

На втором прохождении полностью обрубаю стабилизацию, и XF преображается. Инженеры Jaguar и Magna Steyr филигранно настроили муфту отбора тяги на переднюю ось и управляющую электронику. Резкий удар по педали акселератора, автомобиль моментально встаёт боком (на переднюю ось попадает не более половины тяги), а дальше уже не составляет никакого труда контролировать XF газом. Изумительная послушность! Для новичков это особенно важно — стабильное поведение машины позволит им сосредоточиться на своих действиях: упреждающем рулении, направлении взгляда, моментах перекладки заноса и т.д.

Ну а на закуску нам предложили исполнить ритмический занос в ограниченном коридоре. Профессионалы знают — третий «хлыст» обычно не ловится, поэтому раскачивать машину надо аккуратно. И на «Ягуаре» это получается элементарно! Коррекция рулём и газом происходит именно в тот момент, когда ты этого ждёшь.

Так было кайфово, что уходить не хотелось. Но нам уже пора на внедорожную трассу — оценить проходимость различных «Роверов». Утюжить пробитую инструкторами колею нам вскоре надоело — даже кроссовер Evoque шёл по ней довольно уверенно. И мы отправились на снежную целину глубиной порядка 40 сантиметров. По идее, владелец «Лэнд Ровера» не должен запариваться по поводу покрытия — поднял кузов повыше, включил понижайку, выбрал соответствующий режим Terrain Response и вперёд. Но, как и в случае с ABS, опытный водитель не просто доверится электронике, а заставит её работать в своих интересах.

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 5

К примеру, для глубокого мягкого снега, как оказалось, лучше всего подходит режим «песок», когда электроника не душит мотор и разрешает довольно интенсивную пробуксовку колёс. В этом случае Range Rover или Discovery (от модели здесь ровным счётом ничего не меняется) уверенно прессуют снег бампером и пробивают себе дорогу без остановки. А вот если использовать рекомендуемый режим «Трава/Гравий/Снег», внедорожники начинают натужно ползти со скоростью улитки, то и дело замирая от перегрузки и заставляя водителя аккуратно сдавать назад, чтобы не сесть на брюхо. Особенно туго приходилось Range Rover Sport — он был в версии без понижающей передачи и потому мог брать целину только ходом. В общем, если планируете по полной использовать возможности своего Land Rover, не поленитесь потратить время на эксперименты с настройками.

Следующий день тренинга мы тоже начали на «Лэнд Роверах», но уже на расчищенной ледовой трассе . Эх, вот бы сейчас на Jaguar... А на массивном внедорожнике как поскользишь? Поэтому решаем выбрать самый трэш-вариант для дрифта и направляемся к Discovery. Не погонять, так хоть посмеяться. Однако ветеран «офф-роуда» не подкачал. Я не ожидал, что с отключённой системой стабилизации он тоже умеет мести хвостом, да так эффектно, что окружающие разбегаются. Но управлять такой махиной в скольжении, само собой, гораздо сложнее — и для продвинутых тренировок это идеальный вариант. Сначала Discovery надо раскачать, иначе на резкую подачу топлива он ответит долгим сносом передней оси. А затем ритм скольжений придётся поддерживать с огромными упреждающими действиями (в силу внушительной инерции) и чётким контролем угла. Иначе страхующая электроника в определённый момент, когда по её мнению занос станет критическим, всё же проснётся и так задушит мотор, что Land Rover практически сразу встанет на месте.

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом - Фото 6
Скольжения на внедорожниках — аттракцион для подготовленных водителей. Но если всё получается, ощущения от контроля такой махины в заносе незабываемые!

После этого нас нисколько не удивило предложение инструкторов исполнить на четырёх «Ягуарах» и «Лэнд Роверах» синхронный полицейский разворот. Но сначала — индивидуальные тренировки. Рецепт проверенный: разгоняемся до предела задним ходом, коробку в нейтраль, руль рывком налево или направо (если повернуть плавно, передние колёса не сорвутся в скольжение и вы по дуге просто приедете в бруствер), сразу отработать назад, шайбу селектора в Drive — и вот мы уже летим носом вперёд.

В общем, когда к концу тренинга нашу группу приехало снимать местное телевидение, коллеги увидели, что по площадке вальсируют автомобили под управлением, как им казалось, матёрых каскадёров. А между тем, среди нас было немало зелёных новичков. К зиме они теперь готовы. А вы?

Юрий Урюков
Фото Jaguar Land Rover

Об особенностях различных школ и курсов повышения водительского мастерства вы можете узнать из статьи «Как ездить зимой? Что предлагают автошколы»

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
30
Дмитрий Близнюк
я холод невыношу чисто физически поэтому смотреть на это уже дрожь идет по телу, а так для богатых и знаменитых тачки отпадные конечно, наши лады бы так гоняли по снегу и льду
СсылкаПожаловаться
Алексей Дергачев
???
СсылкаПожаловаться
Алексей Дергачев
найс!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru