Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 сентября
Jaguar X-Type
Это был тест-драйв. До этого тестировали бензиновую версию 2.1 и очень разочаровались.​.. Начну с 2.1 бензин, автомат- в общем что не понравилось сразу , так это то, что после нажатия педали газа...
4.0
2 апреля
Jaguar XF 4.2 298hp AT
Вот на днях приобрёл себе этого зверя. Сначала все друзья отговаривали, советовали лучше купить немца, но теперь своё мнение поменяли. Автомобиль по настящему заслуживает особого внимания. По городу...
4.7
Другие отзывы о Jaguar Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
26 января 2015 10:00, Безопасность, Автошкола

Как дрессируют «кошек» за Полярным кругом

Взлётка бывшего военного аэродрома расчищена от снега ровно наполовину. Целину утюжат «Лэнд Роверы», а по ровному льду носятся боком «Ягуары». Это заполярная школа, сынок!

Британцы называют курсы водительского мастерства обеих своих марок ёмким словом Experience. Что в переводе значит «опыт». И правда — без «наката», как говорят гонщики, быстро и безопасно ездить не получится. Особенно в России. Особенно зимой. Но где тренироваться, если в Москве, например, даже в конце декабря на дорогах было сухо? Эксперты школ Jaguar и Land Rover решились на дальний выезд — в российское Заполярье. Неподалёку от курортно-промышленного (да-да, здесь бывает и такое сочетание) города Апатиты нашли заброшенный военный аэродром и быстренько организовали на нём две тренировочные площадки — off-road и для скоростных упражнений.

Во время войны на этом аэродроме базировались истребители-перехватчики, а в наши дни его взлётка стала отличным автомобильным полигоном. Во всяком случае, местные любители погонять наведываются сюда регулярно

Погодные кондиции здесь что надо: мороз минус десять градусов, мягкий снег и ровный лёд. Да и машины подобрались интересные. Ведь если с линейкой Land Rover мы неплохо знакомы, то, к примеру, полноприводные Jaguar XF и XJ «Авто Mail.Ru» пока тестировал только в Канаде. Сумеют ли британские «кошки» адаптироваться к русскому морозу?

Журналисты явно соскучились по силовым скольжениям. Ходят, потирают руки, смотрят на пыхтящие раскалённым выхлопом 340-сильные «Ягуары»... Эх, сейчас зажжём! Чего греха таить, мне тоже не терпится скорее открыть газ. Но шеф-инструктор Jaguar Experience Егор Васильев мигом обрубает наш порыв. «Сначала мы вспомним, как надо тормозить», — и по нашей группе пробегает недовольное бурчание.

А между тем Егор прав. Увы, многие водители полноприводной техники забывают, что автомобили 4×4 разгоняются по скользкому покрытию заметно быстрее обычных, а вот тормозят — точно так же. А порой даже хуже. Вот и наглядный пример. Мы стартовали одновременно по четырём «беговым дорожкам». Буквально мгновение хрустит антипробуксовка, и мой XJ рвёт вперёд как по асфальту. Скорость растёт: 100... 120... 140 км/ч...

Полноприводные Jaguar XF и XJ зиму очень любят — несмотря на приоритет задней оси, электроника в случае пробуксовки так грамотно играет распределением тяги, что проблем с разгоном и контролем устойчивости совершенно не возникает

Команда по рации — стоп! Что есть мочи бью по педали тормоза, пытаясь заставить сработать не только ABS, но и Brake Assist. Неистово затрещала антиблокировка, и пассажиры солидного седана повисли на ремнях. А вот коллега на соседней полосе, похоже, чуть замешкался и едва не закончил обучение досрочно: пара сантиметров, и передний бампер его «Ягуара» рассёк бы финишный снежный бруствер. Что и требовалось доказать...

«Обратили внимание на работу ABS? — спрашивает Егор. — Большинство из вас всё сделало правильно — вы вдавили педаль тормоза до отказа и ждали остановки. Это идеальный вариант для новичка. А вот опытный водитель будет этой системой управлять, словно рулём или педалями. Когда почувствуете, что треск становится очень частым, чуть отпустите педаль — так колёса быстрее восстановят сцепление с дорогой. И снова нажмите в пол. Только не путайте c дедовским способом прерывистого торможения — сейчас надо делать всё ювелирно плавно и нежно, а не просто топтать педаль. На исходную!»

А ведь работает! С той же скорости мы стали останавливаться быстрее, сэкономив пару метров остановочного пути. Немного? Как сказать. После упражнения «кошки-мышки» никому из нас так уже не казалось. Суть эксперимента в следующем: автомобили стартуют по параллельным дорожкам, выдерживая определённую дистанцию до лидера. В нашем случае — один корпус, как зачастую на левой полосе МКАД. Задача ведущего — неожиданно затормозить, ведомых — не совершить «ДТП». Так вот, даже будучи начеку, далеко не все из нас успевали затормозить вовремя. Вывод — так прижиматься к впередиидущему автомобилю на скользкой дороге весьма рискованно. А если вдобавок у вас «липучка», а лидер обут в «шипы», то всё — пиши пропало.

Упражнение «кошки-мышки» учит правильно выбирать дистанцию. Если прижимаешься слишком плотно к лидеру, то в случае его резкой и неожиданной остановки твоя машина буквально пронизывает ведущего насквозь. Хорошо, что движение идёт по параллельным дорожкам...

А вообще расстояние на дороге лучше измерять не в метрах, а в... секундах. Поскольку они не зависят от скорости. Эксперты советуют выдерживать хотя бы 2 секунды. Делается это очень просто — когда лидер проезжает, к примеру, столб на обочине или другой ориентир, начинаете считать: сто двадцать один, сто двадцать два... И лишь после этого ваш автомобиль должен достичь отметки. Потренируйтесь, и тогда не придётся объяснять гаишнику, почему вы «не держали дистанцию» в сложных погодных условиях.

И вот, наконец, инструкторы расставляют на взлётке размашистую змейку. Притом сложную, зигзагообразную — конусы, обозначающие вершины поворотов, разместили не на одной линии, а слева и справа от осевой, почти у самых брустверов. Иными словами, по такой трассе машина в идеале должна идти в постоянном боковом скольжении, перекладываясь из одного заноса в другой.

Сначала пробую трековый режим с частично отключённой системой стабилизации. На асфальтовом «кольце» этого, как правило, достаточно. Но на льду другая история — углы заносов больше, скольжения сильнее. И электроника начинает невпопад обрубать тягу и подтормаживать колёса, так что вместо эффектного дрифта получаешь лишь унылый снос передней оси. Все повороты — мимо. Сплошное расстройство.

Трековый режим системы стабилизации для льда совершенно не подходит. А вот при полностью отключённой электронике полноприводные «Ягуары» могут подарить немало кайфа. Причём это касается и солидного XJ — благодаря длинной колёсной базе в скольжении он держится даже стабильнее XF

На втором прохождении полностью обрубаю стабилизацию, и XF преображается. Инженеры Jaguar и Magna Steyr филигранно настроили муфту отбора тяги на переднюю ось и управляющую электронику. Резкий удар по педали акселератора, автомобиль моментально встаёт боком (на переднюю ось попадает не более половины тяги), а дальше уже не составляет никакого труда контролировать XF газом. Изумительная послушность! Для новичков это особенно важно — стабильное поведение машины позволит им сосредоточиться на своих действиях: упреждающем рулении, направлении взгляда, моментах перекладки заноса и т.д.

Ну а на закуску нам предложили исполнить ритмический занос в ограниченном коридоре. Профессионалы знают — третий «хлыст» обычно не ловится, поэтому раскачивать машину надо аккуратно. И на «Ягуаре» это получается элементарно! Коррекция рулём и газом происходит именно в тот момент, когда ты этого ждёшь.

Так было кайфово, что уходить не хотелось. Но нам уже пора на внедорожную трассу — оценить проходимость различных «Роверов». Утюжить пробитую инструкторами колею нам вскоре надоело — даже кроссовер Evoque шёл по ней довольно уверенно. И мы отправились на снежную целину глубиной порядка 40 сантиметров. По идее, владелец «Лэнд Ровера» не должен запариваться по поводу покрытия — поднял кузов повыше, включил понижайку, выбрал соответствующий режим Terrain Response и вперёд. Но, как и в случае с ABS, опытный водитель не просто доверится электронике, а заставит её работать в своих интересах.

К примеру, для глубокого мягкого снега, как оказалось, лучше всего подходит режим «песок», когда электроника не душит мотор и разрешает довольно интенсивную пробуксовку колёс. В этом случае Range Rover или Discovery (от модели здесь ровным счётом ничего не меняется) уверенно прессуют снег бампером и пробивают себе дорогу без остановки. А вот если использовать рекомендуемый режим «Трава/Гравий/Снег», внедорожники начинают натужно ползти со скоростью улитки, то и дело замирая от перегрузки и заставляя водителя аккуратно сдавать назад, чтобы не сесть на брюхо. Особенно туго приходилось Range Rover Sport — он был в версии без понижающей передачи и потому мог брать целину только ходом. В общем, если планируете по полной использовать возможности своего Land Rover, не поленитесь потратить время на эксперименты с настройками.

Следующий день тренинга мы тоже начали на «Лэнд Роверах», но уже на расчищенной ледовой трассе . Эх, вот бы сейчас на Jaguar... А на массивном внедорожнике как поскользишь? Поэтому решаем выбрать самый трэш-вариант для дрифта и направляемся к Discovery. Не погонять, так хоть посмеяться. Однако ветеран «офф-роуда» не подкачал. Я не ожидал, что с отключённой системой стабилизации он тоже умеет мести хвостом, да так эффектно, что окружающие разбегаются. Но управлять такой махиной в скольжении, само собой, гораздо сложнее — и для продвинутых тренировок это идеальный вариант. Сначала Discovery надо раскачать, иначе на резкую подачу топлива он ответит долгим сносом передней оси. А затем ритм скольжений придётся поддерживать с огромными упреждающими действиями (в силу внушительной инерции) и чётким контролем угла. Иначе страхующая электроника в определённый момент, когда по её мнению занос станет критическим, всё же проснётся и так задушит мотор, что Land Rover практически сразу встанет на месте.

Скольжения на внедорожниках — аттракцион для подготовленных водителей. Но если всё получается, ощущения от контроля такой махины в заносе незабываемые!

После этого нас нисколько не удивило предложение инструкторов исполнить на четырёх «Ягуарах» и «Лэнд Роверах» синхронный полицейский разворот. Но сначала — индивидуальные тренировки. Рецепт проверенный: разгоняемся до предела задним ходом, коробку в нейтраль, руль рывком налево или направо (если повернуть плавно, передние колёса не сорвутся в скольжение и вы по дуге просто приедете в бруствер), сразу отработать назад, шайбу селектора в Drive — и вот мы уже летим носом вперёд.

В общем, когда к концу тренинга нашу группу приехало снимать местное телевидение, коллеги увидели, что по площадке вальсируют автомобили под управлением, как им казалось, матёрых каскадёров. А между тем, среди нас было немало зелёных новичков. К зиме они теперь готовы. А вы?

Юрий Урюков
Фото Jaguar Land Rover

Об особенностях различных школ и курсов повышения водительского мастерства вы можете узнать из статьи «Как ездить зимой? Что предлагают автошколы»

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
30
Дмитрий Близнюк
я холод невыношу чисто физически поэтому смотреть на это уже дрожь идет по телу, а так для богатых и знаменитых тачки отпадные конечно, наши лады бы так гоняли по снегу и льду
СсылкаПожаловаться
Алексей Дергачев
???
СсылкаПожаловаться
Алексей Дергачев
найс!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru