«Дакар 2015» близится к финишу!

Девятый этап «Дакара» без потерь преодолели немногие. Ралли-марафон взял курс от Тихого океана на юго-восток. Ночевка в Каламе, расположенной на высоте 2300 метров над уровнем моря, стала последней в пустыне Атакама

450-километровый спецучасток девятого этапа «Дакара 2015» оказался весьма непростым в плане навигации. Плутали многие. Вообще, у участников нынешнего издания «Дакара» очень много претензий к разработчикам легенды трассы. Некоторые даже собираются подавать протесты. Что и говорить, если на яме, обозначенной в роуд-буке всего одним знаком опасности, потерпели тяжелые аварии сразу несколько машин. И это не единичный случай: неточности в легенде, неточности в рисунках... Дело в том, что в этом году организаторы гонки доверили разработку дорожной книги новому человеку, а не традиционно французу Стефану Ле Баю, известному специалисту в этой теме (в том числе бессменному прописчику маршрута ралли «Шелковый путь»).

content image for: 53603

В зачете грузовиков на этапе первым финишировал Айрат Мардеев, экипажу которого удалось избежать проблем с навигацией. КАМАЗ доехал на двух пробитых колесах. Причем одно пробили практически со старта, на 98-м километре. Вторым пришел — Эдуард Николаев, третий — Жерар Де Рой. Андрей Каргинов стал четвертым, из-за прокола колеса и потери времени на его замену.

Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин остался доволен результатами дня: «Настоящий марафонский этап, понравился нашим экипажам. Были и камни, и пыль, и дюны. Проколы шин нас не обошли. Андрей Каргинов менял колесо. Айрат Мардеев проколол одно колесо на 98-м километре и второе за 25 километров до финиша. К счастью подкачка справлялась. Когда приехали на финиш, машина шипела со всех сторон. Два экипажа потеряли время на навигации. Эдуард Николаев около 12 минут. Дмитрий Сотников вначале около получаса, и потом около 5 минут. Это естественно, ведь Игорь Девяткин, его штурман, в этом качестве едет свой первый"Дакар". Ему сложно сразу быстро сориентироваться, он набирается опыта, и это идет на пользу».

content image for: 53603

В зачете внедорожников этап выиграл Нани Рома, лидер гонки Нассер Аль-Аттия финишировал вторым. Третьими стали россияне Владимир Васильев и его штурман Константин Жильцов. Новичок «Дакара», команда «ПЭК», справился со спецучастком на отлично, бросившись в бой с новыми силами. Евгений Фирсов в паре с Вадимом Филатовым провели этап уверенно, и, несмотря на небольшую потерю времени по навигации на отрезке с дюнами, экипаж примчался на финиш, показав 22-й результат и не получив ни минуты пенализации.

Евгений Фирсов, «ПЭК»: «Очень жесткий этап, протяженный и сразу сложное начало в песках. Сегодня все экипажи почувствовали важность штурманской работы, и ее результаты напрямую сказались на итогах. Мы в песках тоже искали одну точку, километров десять лишних намотали. Машины выскакивали друг другу прямо в лоб, все крутились, кто вправо, кто влево. Из песков мы вышли 38-ми по засечке времени, но дальше на оставшейся дистанции поехали быстро и на финише стали 22-ми! Большая часть трассы проходила по «зубодробильному феш-фешу», так что пришлось несладко нашему мышечному корсету».

content image for: 53603

Сильнейшие гонщики, в числе которых Герлен Шишери, Эрик Ван Лун, Карлос Суса, Борис Гарафулик и другие, получили временные штрафы за невзятие контрольных точек — от 40 минут и больше, поэтому расстановка сил в первой двадцатке серьезно изменилась. Лидирующая тройка осталась прежней: Нассер Аль-Аттия (Mini), Жениель Де Виллье (Toyota) и Язид Аль-Раджи (Toyota), но Де Виллье тоже не избежал ошибок в навигации и теперь не представляет серьезной угрозы для Аль-Аттия, отставая на 24 минуты.

СУ десятого этапа прошел на высотах от 3600 до 4500 метров — таких высокогорных участков не помнит даже Владимир Чагин! Утро открыл 350-километровый лиазон, который привел гонщиков к старту спецучастка. Из-за прошедших ливневых дождей после проверки трассы организаторы приняли решение запустить канал джипов и грузовиков по тому же маршруту, что мотоциклы и квадроциклы, а не по отдельной трассе, как планировалось ранее. Характер трассы был полностью быстрым и техничным, экипажи соревновались скорее по скорости, нежели мастерству. Экипаж "ПЭК" ехал «газ в пол», максимальная скорость составила 155 км/ч, финишировали 26-ми.

Вадим Филатов, «ПЭК»: «Сегодня для нас был достаточно легкий день — много-много грейдера и совсем чуть-чуть гор, русел и навигации. Прошли все очень здорово, Евгений практически не отпускал педаль газа на всей дистанции. Прошло уже 10 дней «Дакара», и мы уже вкатились, привыкли к режиму. Понимаем, что финиш уже не за горами, даже немножко грустно становится».

content image for: 53603

Очередную победу на этапе отпраздновал Нассер Аль-Аттия, который смог еще больше упрочить лидерство в общем зачете. Вторым стал Орландо Терранова. Не сдается и Язид Аль-Раджи, который стал третьим: благодаря своему опыту в классическом ралли он чувствует себя очень уверенно на техничных скоростных трассах. К сожалению, день вновь не обошелся без инцидентов. В серьезную аварию попали Нани Рома и Мишель Перин на Mini. На 193 км на большом ходу их автомобиль перевернулся, в несколько оборотов. Экипаж не пострадал, но гонка для спортсменов закончилась досрочно.

В грузовом зачете из 64 грузовиков, заявленных на гонку, на старт десятого этапа вышло всего 40 машин. Как мы уже говорили, спецучасток был проложен организаторами в предгорьях Анд на высотах, достигавших 4500 метров. Низкое атмосферное давление является причиной падения мощности и перегрева моторов. Двигатель на машине Андрея Каргинова стал греться уже на лиазоне во время движения к старту спецучастка. Охлаждающую жидкость выбрасывало из системы. Консультации с техническими специалистами команды, к сожалению, не принесли результата. Было принято решение стартовать с этой внезапно возникшей проблемой. К счастью, все завершилось благополучным финишем экипажа Каргинова, но темп, естественно, им пришлось снизить: по итогам дня стали 14-ми.

content image for: 53603

Остальные экипажи «КАМАЗ-мастера» проехали этап без особых приключений. Эдуард Николаев, несмотря на потерю времени из-за пробитого ближе к финишу колеса, стал победителем дня. Айрат Мардеев едет стабильно, он был всего на 49 секунд медленнее, чем Николаев. Третьим финишировал мазовец Сергей Вязович. Экипажу Дмитрия Сотникова пришлось менять колесо.

Сейчас, когда три камазовских экипажа возглавляют генеральную классификацию грузового зачета, всех интересует, есть ли командные установки для тройки лидеров. Не увлекутся ли они борьбой между собой? На этот вопрос отвечает руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин: «Очень важно, чтобы мы не потеряли три первые позиции до Буэнос-Айреса. Я не делал расстановку между пилотами по местам — кто первый, кто второй, третий... В нашей команде такой практики не было никогда. Доверяю пилотам, доверяю штурманам, что они понимают ответственность и «довезут» достигнутые позиции до финиша».

Светлана Парфенова