Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 мая
Skoda Roomster 1.4 MT
Хороший, надёжный автомобиль для города, экономичный, неприхотливый. Езжу много, нареканий нет. Немного жестковата подвеска, зато управляемость на все сто. Сиденья салона трансформируютс​я быстро...
4.7
3 февраля
Skoda Fabia 1.4 MT
машиной в полной мере доволен.куда мне надо везде проедет.экономи​чная и вместимая несмотря на свои небольшие размеры.внутри чувствуешь себя комфортно.
4.7
Другие отзывы о Skoda Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
9 января 2015 10:01, Статьи

Народная воля — история популярного Skoda Popular

Popular — самый успешный автомобиль марки Skoda на рубеже 30-40-х годов. Чем же он так хорош?

О том, кто же бомбил в мае 1945-го завод в Млада-Болеславе, до сих пор спорят. По одной версии, это сделали англо-американские ВВС, продолжающие до последнего момента утюжить города рейха. Есть и предположение, что завод атаковала люфтваффе — якобы немцы не хотели оставлять победителям пригодные для использования заводы.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 1

Но ценой огромного труда уже в 1946-м чехи собрали 250 автомобилей. Это были компактные двухдверные Skoda Popular 995. В том, что именно эта модель стала первой послевоенной — переходной к новым автомобилям новой Чехословакии — был символический смысл. Ведь именно Popular сделал чехословацкую компанию сильной и известной...

Маленькая эволюция

В первой трети ХХ столетия Skoda строила легковые автомобили самых разных классов. Но наиболее массовыми, а стало быть и кассовыми стали компактные модели. Чешская компания нащупала свой путь: недорогой, но отнюдь не слабосильный и примитивный, а напротив — достаточно мощный и комфортный автомобиль. Плюс крепкий, надежный и ремонтопригодный.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 2

Такой автомобиль под именем Skoda 420 и представили в 1933 году. Машина стала для фирмы революционной, поскольку заметно отличалась от предшественницы — модели 422. Четыреста двадцатая получила легкую трубчатую, так называемую хребтовую раму и независимые подвески на поперечных рессорах. Труба — легкая и прочная —  служила не только силовым элементом, но и защищала от повреждений и грязи карданный вал. Ну а независимые подвески на автомобилях такого класса в те годы встречались совсем не часто. Четырехцилиндровый мотор объемом 995 см/куб. развивал 20 л.с. Коробка передач — трехступенчатая. Механических тормозов на все колеса машине с максимальной скоростью 85 км/ч хватало. Невысокие скорости небольшого (база всего 2300 мм) народного автомобиля позволили отказаться и от дифференциала. Зато машина была дешевой, простой в обслуживании и ремонте. Шасси имело массу всего 400 кг, а стандартный двухдверный закрытый автомобиль «тянул» лишь на 750 кг. При этом средний расход топлива составлял всего 7 л/100 км — по тем временам более чем скромно.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 3

Именно на базе этой модели в 1934-м и представили две версии под именем Popular: 420 и 418. Последняя — упрощенная с 18-сильным мотором объемом 903 см/куб. (уменьшили ход поршня) —  стояла на конвейере всего год и разошлась тиражом лишь 200 экземпляров. А Skoda Popular 420, впоследствии неоднократно модернизированная (заводские обозначения: Тyp 906; 907; 916; 917, с 1935-го базу всех версий увеличили до 2430 мм), стала основой самого обширного и массового семейства завода в Млада-Болеславе в 1930-х.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 4

Чехи делали массу модификаций своего хита: двух- и четырехдверные, с закрытыми и открытыми кузовами, фургоны, санитарные автомобили, родстеры. Интересно, что последняя модификация существовала не только в пижонском, спортивном варианте, но и в армейском. Именно родстеры Skoda Popular 420 служили в чехословацкой армии в качестве командирских и связных машин. Впрочем, мир узнал Popular благодаря абсолютно мирным достижениям.

Дух странствий

Первая половина ХХ столетия — время длинных и экзотических автомобильных пробегов. Затевали их обычно романтики, но поддерживали, конечно, компании, видевшие в дальних путешествиях отличную рекламу своей продукции.

Так и случилось, когда Збислав Петер — известный адвокат и хоккеист — задумал доехать на Popular от Праги до Калькутты. При поддержке чехословацкого автоклуба и завода Skoda Петер собрал таких же, как он романтиков, и 12 мая 1934 года торжественно стартовал в дальний путь.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 5

«Фишка» пробега была в том, что четыре светлых двухдверных автомобиля не сильно отличались от серийных. Лишь увеличили багажники и топливные баки, да усилили системы охлаждения. Пробираясь в густой пыли, а местами утопая в липкой и сочной грязи, машины прошли Европу и Азию, миновали Турцию, Иран и Афганистан, где и сейчас-то дороги не идеальные. Преодолев 14 800 км, путешественники без потерь финишировали в Калькутте!

По сравнению с этим пробегом затея Франтишека Александра Эльснера и его жены Евы была, в общем-то, развлекательной поездкой. Тем не менее, на положительную репутацию модели Popular повлияла. В 1936 году супруги, стартовав из Сан-Франциско, доехали до Нью-Йорка, потом повернули на юг в Мексику и вновь приехали в Сан-Франциско. Серийная машина без нареканий прошла 25 000 км при очень приличных дневных пробегах: чистой езды — 47 дней, то есть примерно по 525 км в день. На бензоколонках и у мотелей компактная машинка вызывала живой интерес граждан страны, где нормой уже стали огромные автомобили с моторами V8. Ну а потом Popular, с честью выдержавший пробег, выставили на Пражской автомобильной выставке.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 6
Интересно, что машины этой модели встречались даже в Москве, причем помню пару из них еще в середине 1970-х. Хорошо же делали!

Кстати, Popular показывали чуть ли ни на всех мотор-шоу мира — от Женевы до Буэнос-Айреса. Но не менее хорошей рекламой был, разумеется, автоспорт, которому завод в Млада-Болеславе всегда уделял внимание.

В том же 1936-м, когда Popular показывали в Женеве, а супруги Эльснеры путешествовали по США, два родстера стартовали на самом престижном тогда ралли Монте-Карло. Эти машины, правда, очень сильно отличались от серийных. Во-первых, они получили моторы модели Rapid объемом 1,4 л мощностью 36 л.с. при 4500 об/мин (при массе 820 кг автомобили развивали до 125 км/ч). Во-вторых, на спортивные родстеры поставили гидравлические тормоза АТЕ. Наконец, была изменена компоновка: коробки передач стояли сзади — возле главной передачи, которая, естественно имела дифференциал. Развесовка машины заметно улучшилась, что было особенно важно для управляемости на зимних горных дорогах. Чешский автомобиль показал себя очень неплохо. Зденек Похл и Ярослав Хаусманн заняли в классе до 1500 см/куб. второе место и двадцатое в абсолютном зачете. Опередили их, в основном, экипажи на куда более мощных машинах.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 7

Успех этой гонки вдохновил фирму на мелкосерийное производство версии Popular Sport Monte-Carlo, которая конструктивно повторяла спортивную машину. Таких автомобилей с элегантными, обтекаемыми кузовами купе, кабриолет и родстер построили семьдесят.

Гормоны роста

Развитием модельного ряда стала в 1937-м версия Popular OHV с увеличенной на 10 мм базой и прогрессивным верхнеклапанным двигателем объемом 995 см/куб., но развивающим уже 27 л.с. при 3600 об/мин. Этот мотор оснащали водяным насосом (на прежнем двигателе было термосифонное охлаждение). Skoda Popular OHV, впрочем, как уже и стандартную модель 420, по заказу оснащали дифференциалами. Версия с верхнеклапанным двигателем стала одной из самых массовых — изготовили 5510 автомобилей. Однако уже в 1938 году появилась модификация Skoda Popular 1100, которая и поставила рекорд по количеству выпущенных машин. Всего, в том числе в период войны, построили 6600 автомобилей.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 8

На этой версии стоял 30-сильный двигатель объемом 1,1 л. Стандартный закрытый автомобиль достигал 100 км/ч и расходовал в среднем 8,5 л бензина на 100 км. В 1940-1944 годах, помимо версий 995 и 1100, построили 1019 автомобилей Skoda Popular 1101 c форсированным 32-сильным мотором 1,1 л. На базе этой модификации делали, в частности, упрощенные автомобили для вермахта, так называемые кюбельвагены (завод с 1938 года входил в концерн Германа Геринга).

Понемногу Skoda Popular делали и во время войны. Потом была та самая бомбардировка и возрождение производства моделью Popular 995. Ну а затем на основе Popular 1100 сделали первую послевоенную модель новой Чехословакии — Skoda Tudor 1101. Skoda Popular в первой половине прошлого века для завода в Млада-Болеславе стала рекордсменом: всего изготовили более 19 000 экземпляров всех модификаций. Для Европы тех лет — очень солидный показатель.

Народная воля — история популярного Skoda Popular - Фото 9

Сергей Канунников
Фото Дениса Смольянова и Сергея Шерстенникова

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
98
Партизан Недобитый
Очень хорошая весьма познавательная статья...(мой батя в 70-е выписывал журнал"За рулём"...Но даже в этом, уважаемом автомобилистами тех лет журнале, подобных статей про чешские легковушки не было(в основном про грузовики)).Не хватает этой статье чуть-чуть: перехода от дел давно минувших дней к делам времён нынешних!..
СсылкаПожаловаться
Дмитрий Васюченко
Skoda rulit
СсылкаПожаловаться
rfdsf fsf
И про понты уточню....там я писал про то , что шкода не считается *понтовой* повозкой. И кому нужно показать * статус* , лучше возьмут фольц ( ауди) . Сеат вообше не знаю куда отнести.))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.