Казахстан автомобильный. Итоги 2014 года

В последних числах декабря все подводят итоги уходящего года. Однако...

Однако настоящие итоги 2014 года мы почувствуем только в начале 2015. И вот почему. В декабре курс российского рубля на валютном рынке полетел в пропасть, и жители Казахстана бросились к соседям за автомобилями. Это была настоящая паника — и казахстанцы, и россияне дрались за машины и выносили из автосалонов всё без разбора, дилеры останавливали продажи, менеджеры по продажам нагло вымогали у покупателей взятки, подержанные машины стали дороже новых...

Auto article image: 62002

Поскольку наши сограждане накупили машин, мягко говоря, с запасом, в следующем году автосалонам придётся туго: деньги народ уже потратил. А среди тех, кто не потратил, много ли найдется желающих в 2015 году купить авто по новым ценам? И, кстати, по каким? На этот вопрос сейчас никто не ответит, так как машины, ввозимые из России, стремительно дорожают. Но, помимо ажиотажного спроса на автомобили, в 2014 году произошло немало других важных изменений, которые так или иначе касаются каждого из нас.

Штрафы

Самым главным событием, конечно, следует признать ужесточение штрафов. Так, превышение скорости на 10-20 км/ч, остановка в неположенном месте, разворот в запрещённом месте, затор на перекрестке теперь караются штрафом в размере 10, а не 5 МРП. С 7 до 20 МРП был увеличен штраф за парковку вторым рядом. Выезд на «встречку» теперь влечёт лишение прав на 1 год вместо штрафа в 15 МРП. Точно так же можно лишиться прав, если не подчиниться требованию полиции об остановке (раньше был положен штраф в 5 МРП). Да и общаться с полицией отныне следует аккуратней: выход из машины без разрешения инспектора карается штрафом в размере 5 МРП.

Auto article image: 63702

За управление автомобилем в нетрезвом состоянии полагается 3 года лишения прав (ранее — 2 года), а «пьяное» ДТП приведет к лишению прав на 5 лет (ранее — 4 года). За оставление места ДТП лица, не имеющие прав или лишенные их, получат штраф в 100 МРП либо арест на 45 суток. А вот нормы о «скидках» при уплате штрафа на месте или в течение недели в конечной редакции закона не оказалось. Ранее предполагалась, что размер штрафа можно будет уменьшить на 50%, если уплатить его безотлагательно.

Запреты, запреты, запреты...

Новый год для казахстанских автомобилистов начался как раз 1 января: в первый день нового года были повышены ставки налогов на автомобили с большим объемом двигателя. Отныне все, кто проходит первичную регистрацию автомобиля, должны заплатить повышенные налоги. Они, напомним, составляют: при объеме от 3 до 3,2 л — 35 МРП, от 3,2 до 3,5 л — 46 МРП, от 3,5 до 4 л — 66 МРП, от 4 до 5 — 130 МРП, выше 5 л — 200 МРП плюс 7 тенге за каждый кубический сантиметр выше 5 л.

content image for: 53437

А 5 января законотворцы нанесли удар не только по большим и мощным машинам, но и по недорогим народным малолитражкам. После внесения изменений в Технический регламент, в Казахстане автомобиль должен быть укомплектован как минимум одной фронтальной подушкой безопасности, ABS, креплениями детских сидений ISOFIX, дневными ходовыми огнями и иммобилайзером. Такие средства активной и пассивной безопасности отсутствуют во многих машинах, которые активно продавались в Казахстане. К примеру, Daewoo Nexia и Matiz под эти требования не попали...

А уж сколько запретов планировали ввести, но не ввели! Например, в Астане предложили запретить использование шипованной резины из-за вреда для дорог. К счастью, не запретили. Также нелегальными могли стать видеорегистраторы, но и в этом случае пронесло. А затем Генпрокурор РК и вовсе предложил устанавливать видеорегистраторы в обязательном порядке... Из того, что действительно следовало запретить, отметим агрессивную езду, но казахстанские законотворцы не смогли решить, что должно стоять за этим термином.

Бензин и не только

Но больше всего крови нашим автомобилистам попортили не запреты, а топливный кризис. Недостаток бензина и дизтоплива ощущался на протяжении всего года. Чтобы заправить машину, некоторые автомобилисты были вынуждены ночевать возле АЗС! И в следующем году ситуация, скорее всего, проще не станет... Хотя одну хорошую новость нефтяники всё же принесли: под занавес 2014-го цены на топливо внезапно и весьма существенно снизились.

content image for: 53437

Что ещё? Во-первых, в 2014-м на дорогах Казахстана cтало больше видеокамер: системы видеофиксации нарушений ПДД «расползаются» по регионам и массово штрафуют водителей. Во-вторых, правительство Казахстана установило новые сроки прохождения техосмотра, освободив от прохождения обязательного техосмотра транспортные средства, возраст которых не превышает 4 лет (включая год выпуска). Также законом предусмотрена отмена бумажных бланков, подтверждающих прохождение, — их заменила единая информационная система. Впереди — обновление ПДД, но об этом «Авто Mail.Ru» расскажет в 2015-м.

Нельзя не вспомнить массовые облавы на «киргизоводов»: в результате совместных акций казахстанских таможенников и полиции на штрафстоянки отправились тысячи машин с киргизскими номерами. Так что «киргизоводов» становится всё меньше и меньше. А вот поклонников автомобилей казахстанской сборки становится всё больше, так как «местные иномарки» оказались доступнее. В уходящем году местную прописку получили несколько моделей марки Hyundai, а Toyota со сваркой и окраской наладила производство внедорожника Fortuner. Кстати, на свежекупленную «тачку» теперь можно повесить «красивые» номера — их начали продавать легально.

Бу

В начале 2014 года «АвтоВАЗ» официально возглавил иностранец — швед Бу Андерссон, который ранее был руководителем «Группы ГАЗ». Сказать, что сразу же после его прихода на заводе начались глобальные изменения, было бы неправдой — модернизация «АвтоВАЗа» стартовала гораздо раньше. Однако господин Андерссон придал ей новый импульс.

content image for: 53436

Что произошло с «АвтоВАЗом» в 2014 году? Завод наладил сборку сразу нескольких важных моделей: появилась «Гранта» в кузове хэтчбек, «Приора» с роботизированной коробкой, внедорожные версии «Ларгуса» и «Калины». Кроме того, на заводах в Тольятти и Ижевске стартовала сборка таких автомобилей, как Nissan Sentra, Renault Logan второго поколения и Datsun on-DO. Последняя сейчас является одной из самых доступных «иномарок». Почему в кавычках? Об этом наш материал «Своими глазами: как из Lada сделали японский седан».

content image for: 53437

А ещё «АвтоВАЗ» готовит к выпуску совершенно новые модели. Такие, как Lada Vesta, новый кроссовер X-Ray и даже «Шевроле Нива» второго поколения. Обо всех этих автомобилях мы подробно рассказывали во время Московского автосалона. Однако они настолько важны для рынка, что стоит ещё раз дать ссылки на материалы. Тем более, что там есть много фотографий, видео и даже 3D панорамы!

«Авто Mail.Ru»

В 2014 году порталу «Авто Mail.Ru» покорился рубеж в два миллиона! Два миллиона посетителей в сутки! Так что спасибо вам, уважаемые читатели, за доверие.

content image for: 53437

Нам и вправду есть чем похвастаться. В 2014 году был кардинально обновлен дизайн проекта, значительно выросло количество по-настоящему эксклюзивных материалов. Например, совсем недавно мы смогли испытать шестиколесный «Мерседес». Причем не простой, а подготовленный тюнинговым отделением Brabus! Также мы узнали, как же на самом деле создавалась «Газель», прокатились на новом «Газоне» и очень необычной гоночной «Волге». А еще мы провели несколько важных экспериментов. Например, выяснили, насколько опасны грязные фары — зимой этот материал будет особенно полезен, узнали, что же безопаснее в машине — девушка или шоколадка. И на личном опыте проверили, как надо правильно «размораживать» автомобиль в холода. Ну а статья под названием «Cамый авторитетный тест зимней резины» говорит сама за себя — в ней эксперты всемирно известного испытательного полигона Test World рассказывают о большом тесте зимних покрышек размера 205/55 R16.

Как всегда, мы старались отвечать на все Ваши вопросы. Например, что же лучше «Рено Дастер» или «Шевроле Нива»? И почему появившийся недавно «Ниссан Террано» оказался дороже «Дастера»? Или какой китайский кроссовер предпочтительнее — Brilliance V5 или Changan CS35. А муки покупателя «народного» седана нам прекрасно известны — сами страдаем. И поэтому «Авто Mail.Ru» собрал четыре популярные недорогие модели и сравнил их между собой. Кто лучше? Читайте в статье «Белая ворона. Skoda Rapid против Volkswagen Polo, Citroen C-Elysee и Hyundai Solaris».

content image for: 53437

Ещё одним важным шагом стал переход к полноценному «он-лайн» вещанию на крупнейших автосалонах — в ходе выставки в Париже, которая прошла в самом начале октября, читатели «Авто Mail.Ru» могли в «прямом эфире» наблюдать за презентациями новейших моделей и первыми в мире (!) узнавать самые важные новости автопрома.

Что нас ждёт в 2015 году? Всех секретов мы раскрывать не будем. Однако можете поверить — будет интересно. И всё будет хорошо. Можете нам поверить. Редакция «Авто Mail.Ru» в Казахстане желает всем в будущем году ровных дорог, хорошего и доступного бензина и всегда находить лучшее место для парковки. Будьте счастливы и сохраняйте бдительность за рулём! С Новым годом!

Редакция «Авто Mail.Ru»

Алексей Кованов