Маршрутки лишаются лицензий

Около 30 компаний – владельцев маршрутных такси в Московском регионе могут на время лишиться лицензий. Таковы итоги спецоперации «Газель», которая завершилась в Москве. Прецедент уже создан.

Выводы же гаишники сделали следующие: 171 маршрутка снята с рейсов, а в транспортную инспекцию направлено 26 предписаний. На их основании компании-нарушители могут временно лишиться своих лицензий. В столичной транспортной инспекции нам рассказали, что еще не получили этих материалов из ГАИ: «Вполне вероятно, что некоторая часть из этих фирм зарегистрирована не в Москве, а в области». Московским же фирмам наказания не миновать. Впрочем, и столичным инспекторам уже есть что сказать. По словам заместителя начальника московской транспортной инспекции Николая Ласточкина, с 18 июня приостановлена лицензия компании с названием «Комбинат Южный». Она обслуживает три маршрута на юге столицы – метро «Пражская» – Бирюлево-товарное; Луганская улица – Бирюлево-пассажирское, Бирюлево-пассажирское – метро «Кантемировская». Некоторые машины этой фирмы не проходили техосмотр, один водитель не имел на момент проверки прав – потерял. Поэтому пока маршрутки этой фирмы не имеют права выходить на линию. Впрочем, на этой неделе при устранении недостатков, возможно, «Южный» снова получит право работать. Зато под реальной угрозой оказались еще три крупные фирмы – «Трансвэй», «Автороуд» и «Очаково». Вопрос об их лицензии будет рассмотрен на днях. Как рассказала «Газете.Ru» начальник отдела автотранспорта Марина Подольская, процесс лишения лицензий довольно сложный. Сделать это может только суд. А вот приостановить за грубое нарушение – и транспортная инспекция. Это касается условий содержания машины, а также при выявлении несанкционированного переоборудования салона.

«В феврале мы приостанавливали действие лицензии фирмы «Орбита ХХI век» как раз по этому поводу, – говорит Подольская. – Зато сейчас на ее маршрутках никаких дополнительных мест». Впрочем, если «Орбиту», «Южный» или еще какую-нибудь компанию поймают во второй раз, тут уже реальна перспектива лишения лицензии через суд. Правда, «Орбите XXI век», допустим, никто после суда не помешает переименоваться в какую-нибудь «Планету XXI век». Просто немного лишних расходов... А можно и не тратиться, а работать без лицензии. Нелегальных перевозчиков узнать легко: на бортах их машин нет никакого упоминания о фирмах. Кроме того, в ближайшее время все «легалы» получат желтые номера, нелегалам их не дадут. Но сделать с ними ничего нельзя. Наказание минимально, и они охотно платят штраф в 50 рублей, после чего забывают обо всем, продолжая возить пассажиров по маршрутам. Только в ходе проверки гаишники выловили 23 такие компании.

Лицензированных же перевозчиков в Москве (без учета области) 97 – 85 юридических лиц и 12 предпринимателей без образования юридического лица. Эти фирмы владеют примерно 4 тыс. маршруток. Каждую из этих компаний как минимум раз в год проверяют транспортные инспекторы. Кроме того, существуют внеплановые проверки, которые проводятся после каждого ДТП с пострадавшими. В прошлом году таковых было 81, из которых 12 по вине «Газелей» (еще раз оговоримся: учитываются здесь только те аварии, которые случились с 97 лицензированными в Москве фирмами). Также внеплановые проверки проводятся по жалобам пассажиров в транспортную инспекцию. При нарушении лицензионных требований (например, водитель берет стоячих пассажиров, или ставит дополнительные сиденья, или выпивает прямо за рулем) можно позвонить туда по телефону 451-53-25, назвать номер машины и суть инцидента; все это будет проверено в кратчайшие сроки. По признанию Марины Подольской, руководство маршруточных фирм обычно бывает неприятно удивлено подобными фактами и применяет различные санкции к горе-водителям, вплоть до увольнения. Правда, никто не гарантирует, что потом такой водитель не окажется в другой компании, в частности, нелегальной.