Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
23 июня 2003 17:40, Новости

Ярославский даблдеккер в Москве

Лондон, как известно, знаменит своими двухэтажными автобусами «даблдеккерами». 65 лет назад власти советской столицы решили в подражание главному городу Великобритании запустить нечто подобное в Москве. Однако затея с двухэтажными троллейбусами провалилась.
2 декабря
Hyundai i20
В целом неплохо, авто владею 6 лет и не разочарован. Если ни с каким другим авто не сравнивать и расценивать как городское средство передвижения то авто заслуживает похвалы.
3.8
2 декабря
Lada (ВАЗ) Vesta
Купил в октябре 2016 г. в Севастополе у оф. диллера. Пробег всего 2000 км. Нравится всё! До неё ездил на многих авто и отечественных и буржуйских. Двигатель работает ровно, ходовка мягкая, дорогу дер...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Более десяти лет одной из достопримечательностей транспорта столицы были двухэтажные троллейбусы. Они были собраны Ярославским автомобильным заводом (ныне моторным, ЯМЗ «Автодизель»). Первый из них делали в страшной спешке, чтобы в день выборов в Верховный Совет РСФСР выпустить машину на московские улицы. Изготовили первый ЯТБ-3 22 июня 1938 года, а уже через четыре дня второй. Сначала было только две машины, а в 1939-м еще восемь. Они эксплуатировались до начала 50-х годов всего на двух линиях. Первый маршрут ходил тогда от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы и поселка Сокол до Коптево. Вторая партия троллейбусов была приурочена к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), которую позже переименовали в ВДНХ (сейчас она носит название ВВЦ). Троллейбус шел по Сретенке, 1-й Мещанской улице (нынешнему проспекту Мира) через Ржевский (ныне Рижский) вокзал.
Сам двухэтажный троллейбус появился в Москве годом ранее – летом 1937 года. Тогда из Англии «выписали» две машины фирмы EEC, одна из которых – традиционная (правда, трехосная), вторая – двухэтажная. Для его эксплуатации пришлось на метр (до 5,8 м) поднимать контактную сеть на улице Горького (ныне Тверская) и на всем загородном участке первого маршрута. ЯТБ-3 пришлось несколько видоизменить. Во-первых, естественно, перенесли руль с правой стороны на левую, а двери с левого борта на правый. Если на английском прототипе для входа и выхода служила одна четырехстворчатая задняя дверь, то на ЯТБ-3 сделали еще и переднюю дверь для выхода. На первом этаже в салоне к услугам пассажиров находились 32 мягких сиденья, а на втором 40. Все сиденья – с ковровой обивкой. Для доступа на второй этаж служила лестница из двух маршей в 10 ступенек.
Высота салона (1780 мм) определялась контактной сетью, и стоять в проходе было не очень удобно, особенно зимой, в высоких головных уборах. Когда машины ЯТБ-3 везли болельщиков на стадион «Динамо» на очередной футбольный матч, основная масса пассажиров концентрировалась на площадке у входной двери. В этом случае машина шла с заметным креном на правую сторону. Сам троллейбус представлял для тех лет необычную конструкцию. Задние колеса были односкатными, и обе оси являлись ведущими. Они соединялись межосевым дифференциалом. Каркас кузова сваривался из стальных труб прямоугольного сечения, а наружная обшивка первого образца – из алюминиевого листа толщиной 1,2 мм. Машина выглядела внушительно. Ее длина – 9,4 м, а высота – 4,7 м. Салоны располагали 72 местами для сидения, и еще 28 пассажиров могли ехать в проходе первого этажа. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с.) позволял троллейбусу развивать скорость до 54 км/ч. Летом на относительно пустых столичных улицах такая скорость еще была допустима, но зимой в гололед возникала опасность заноса и опрокидывания машины. Поэтому более 10 экземпляров строить не стали.
К тому же были проблемы с высотой контактной сети, и от идеи даблдеккеров на электротяге пришлось отказаться. Для своего времени машина выглядела не просто красивой, а шикарной. Со второго этажа открывался прекрасный вид на улицы города, и дети всегда стремились занять первый ряд сидений второго этажа. Вентиляция, электрическое отопление, изящная отделка салона, табло «Свободных мест нет» над входом – все было внове для москвичей. Монстры ЯТБ-3 запечатлены в нескольких эпизодах довоенного фильма «Подкидыш», а в автомобильном отделе Политехнического музея можно видеть увеличенный почти до трехметровой высоты снимок ЯТБ-3. Увы, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого уникального троллейбуса, который в последний раз выходил на линию ровно 50 лет назад.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru

Рекомендуем прочесть