«Патриоты» едут в Крым: тест обновлённого «УАЗа»

Юрий Урюков
Реклама твердит, что Patriot обновили для города. Но первый тест-драйв УАЗ вновь провёл, в основном, на бездорожье. Карма? Или раздвоение личности?

Стрелка высотомера затрепыхалась в красной зоне. Это значит, мы забрались уже на 800 метров. Солнце и море остались далеко внизу. А здесь темно, промозгло и ветрено. Деревья покрыты снежно-ледяной коркой. Ни души вокруг. И кажется, что ты сам растворяешься в этом густом тумане, как задние фонари ведущей машины. Чтобы не сбиться с пути, приходится таращиться в два красных огонька словно в глаза загадочного зверя. Куда он меня манит? Но вот порыв ветра на мгновение разорвал мутную пелену, и глазам открылась завораживающая картина: мы едем по краю обрыва, а на другом конце пропасти с горного хребта молочно-белым водопадом стекает облако... Да, Крым переходного периода — место мистическое. Уже не осень, ещё не зима. Уже не Украина, ещё не до конца Россия...

content image for: 53098

Символично, что и UAZ Patriot, на котором мы забрались в эту туманную глушь, как бы застрял в неопределённости. Уходящий техническими корнями в эпоху, когда советская страна воевала в Афганистане и укрощала чернобыльский реактор, ульяновский внедорожник изо всех сил старается ухватиться за будущее и не стать достоянием истории. Вот почему обновления выходят с завидной регулярностью: современный салон, отечественный экономичный турбодизель, корейская раздаточная коробка — всё это появилось буквально в последние два года! Многим иномаркам такие темпы не снились.

content image for: 53098

Наконец настал черёд внешности — Patriot пережил первый в своей жизни серьёзный рестайлинг экстерьера (подробнее об этом в статье «УАЗ: обновление или смерть»). Впрочем, моих знакомых уазоводов вопросы дизайна, как оказалось, не особо заботили. «Как будто на военный мундир стразы нацепили. А по делу-то что есть?», — таков был вердикт людей, которые в своей жизни привыкли рассматривать события автомобильной индустрии исключительно с практической стороны.

content image for: 53098

Но маркетологи компании Sollers, которой принадлежит УАЗ, и не скрывают, что со временем хотят превратить «Патриот» в доступный, вместительный и удобный внедорожник на каждый день. Этакий Sport Utility Vehicle по-русски, способный заинтересовать не только госструктуры или джиперов, но и обычных водителей, никогда на ульяновских моделях не ездивших.

content image for: 53098

А почему бы и нет? С виду Patriot и правда довольно величественный — у нас такой типаж любят. Украшен гирляндами светодиодов, рейлингами, вон даже шикарные 18-дюймовые литые диски в топовой комплектации Limited появились. По телеку машину рекламируют. На дворе кризис — иномарки дорожают. Глядишь, так и клюнет далёкий от «офф-роуда» человек, встанет с дивана, да отправится к дилеру посмотреть товар поближе.

content image for: 53098

Грамотный менеджер тут же такого распознает. И, скорее всего, первым делом предложит оценить второй ряд сидений. При этом сам услужливо распахнёт дверь, чтобы потенциальный клиент не испытал конфуз в борьбе с тугим замком и не обрезался об заусенцы пластиковой ручки. А внутри и правда очень просторно по всем направлениям — хоть богатырей-лесорубов в телогрейках сажай. Смотришь свысока на окружающих сквозь тонированные стёкла и наслаждаешься теплом: здесь есть подогрев дивана и отдельная печка, так что даже в лютый мороз Patriot легко можно превратить в сауну на колёсах. Конечно, при условии, если выберете комплектацию Limited или доплатите 25 тысяч рублей в версии Comfort за так называемый зимний пакет.

content image for: 53098
content image for: 53098

Захотелось прокатиться? Отлично! Только за руль вас пока не пустят — незачем несведущему человеку раньше времени пугаться того, как ведёт себя на асфальте рамный внедорожник с жёсткими мостами. Об этом менеджер промолчит. Зато наверняка обратит внимание на отличную обзорность (площадь остекления большая, боковые зеркала чуть выросли в размерах) и высокую плавность хода. Единичные препятствия он будет брать на полной скорости, демонстрируя непробиваемость подвесок, а вот лежачих полицейских станет сторониться — на них Patriot начинает «козлить», взбрыкивая задней осью, и нещадно укачивать пассажиров.

content image for: 53098
content image for: 53098

Останавливаемся у внедорожного участка, и тут-то менеджер с радостью приглашает на водительское место. Пока устраиваетесь поудобнее, он предложит вам пощупать переднюю панель и убедиться, что она практически полностью сделана из мягкого, словно свежий хлеб, пластика. Где вы ещё такое увидите на отечественных автомобилях? А вот и главная изюминка — мультимедийный комплекс с сенсорным дисплеем. Включите заднюю передачу — оцените картинку с камеры заднего вида с «парковочной» разметкой на экране. Хотите, можем компас на экран вывести или высотомер. Смартфон из кармана доставать не надо — сейчас по Bluetooth соединим с системой, будет и плейер, и hands-free. Кстати, бездорожье у нас суровое, надо бы передний мост подключить и понижающую передачу задействовать — видите, рычагов никаких больше нет, всё делается поворотной шайбой. Удобно! И вот уже почти созревший покупатель как ребёнок в песочнице носится по оврагам, поражаясь, насколько легко Patriot берёт все препятствия.

content image for: 53098
content image for: 53098

Самое главное — никакого обмана! Наш идеальный менеджер просто мастерски подчеркнул достоинства ульяновского внедорожника. Но визитку с мобильным телефоном предусмотрительно не оставил. Ибо вскоре у новоиспечённого уазовода точно появятся вопросы. И их будет много...

Так что теперь самое время посмотреть на обновлённый Patriot глазами бывалого, оценив новшества с чисто практической стороны. Сразу скажу, что к вместимости багажника и второго ряда сидений претензий и правда нет вообще. В доступном ценовом сегменте по параметру затраченных на каждый кубический метр внутреннего объёма рублей «Патриоту» нет равных.

content image for: 53098

Заходить в салон стало удобнее — новые боковые подножки не только выглядят аккуратнее, но и по форме оптимальны. А вот на передних и задних бамперах как раньше уже не попрыгаешь. Теперь они крепятся непосредственно к кузову, а не к раме, что позволило убрать нелепые громадные зазоры, но сделало невозможной «силовую» функцию. Разработчики говорят — эстетика важнее. Потому и стёкла вклеенные, наконец, применили. Действительно, на первый взгляд смотрится обновлённая машина аккуратнее, но огрехи сборки, к сожалению, никуда не делись. Двери открываются с разным усилием, многие детали неряшливо подогнаны друг к другу, а когда под занавес теста мы уже ехали в аэропорт, ветровое стекло начало подозрительно похрустывать на кочках. У коллег же на других машинах при этом случились другие мелкие неполадки. Нестабильность...

content image for: 53098

Кстати, по асфальту модернизированный Patriot едет всё же чуть лучше предшественника. На заднюю ось поставили стабилизатор поперечной устойчивости, который загнал крены и поперечную раскачку высокого кузова в разумные рамки. Хотелось бы добавить, что и перекалиброванный гидроусилитель прибавил чёткости рулевому управлению, но, увы, не могу этого сделать. Если на городских скоростях UAZ ещё более-менее покладист, то на загородной трассе динамический коридор расширяется, а баранка теряет остатки обратной связи. Люфты такие, что можно крутить руль влево-вправо градусов на 10, а машина всё равно будет ехать прямо... Единственно верная в таком случае тактика — не пытаться ловить Patriot (от этого будет только хуже), а просто задать ему нужное направление и не вмешиваться в процесс. Поначалу страшно, потом привыкаешь. И уже спустя некоторое время можешь мчать за «сотню», хотя буквально вчера считал эту скорость архиопасной.

content image for: 53098

Правда, разгоняться в этом случае придётся бесконечно долго. Ведь под капотом большинства «Патриотов» по-прежнему прячется прожорливая 2,7-литровая бензиновая «четвёрка» ЗМЗ-40905 отдачей всего 128 л.с. У неё довольно странный характер: до 2000 оборотов тяги ещё нет, после 3000 — уже нет, а в промежутке она бывает время от времени, хотя максимальный крутящий момент в 210 Н∙м, если верить характеристикам, достигается как раз на 2500 об/мин. В общем, раскочегарить UAZ, к примеру, для обгона можно лишь переходом на пару ступеней вниз, забросив стрелку тахометра ближе к красной зоне, где доступны все «лошадиные силы».

content image for: 53098

Но так ехать некомфортно — мотор начинает истошно орать. Скажете, это типично для уазика? Теперь нет. Вклеенные стёкла и дополнительная звукоизоляция моторного щита почти не пропускают в салон лишний шум, если держать обороты ниже 3000 и скорость меньше «сотни». Вот вам и крейсерский режим «асфальтного» передвижения — едем рассудительно, не торопясь, и тогда даже можно получить некое удовольствие от процесса. Мой пассажир вон вообще носом уже клюёт. Только заснуть ему никак не удаётся — ходы рычага «механики» настолько велики, и он так сильно смещён вправо, что при включении пятой передачи я регулярно бью соседа по коленке.

content image for: 53098
content image for: 53098

К эргономическим особенностям «Патриота» тоже надо привыкать. К примеру, сдвинутый влево педальный узел инженеры не смогли изменить по компоновочным соображениям. При этом водительское кресло доработали, добавили ему регулировку по высоте, но с профилем просчитались: в поясницу давит сильно, а вот плечи остаются без поддержки.

То же самое с комбинацией приборов: читается она отлично, но кто додумался сделать таким бестолковым управление борткомпьютером (да-да, теперь он есть и на Patriot)!? Чтобы перейти, допустим, от среднего расхода топлива к календарю, надо просунуть руку сквозь руль, ухватиться за еле заметную хлипкую пластиковую палочку и уже её поворотом выбрать нужный пункт меню. Короче, лучше делать это на остановке, иначе можно и с дороги улететь.

content image for: 53098

Отдельная история — с музыкальным сопровождением. У шикарной с виду мультимедийки всего четыре динамика, которые установлены в гулких пустых дверях. Стоит прибавить громкость, как получаешь какофонию вибраций, треска и дребезга откуда-то с пола. Центральный замок тоже срабатывает с таким грохотом, будто одновременно падают несколько гильотин. А некоторые из моих находчивых коллег даже умудрились записать на диктофон стонущую мелодию опускающихся стёкол.

content image for: 53098

Иными словами, знакомые с уазовской продукцией люди ничего кардинально нового для себя в модернизированном Patriot не откроют. За рулём этого внедорожника ты всегда при деле, всегда работаешь, всегда ощущаешь свою ключевую роль в процессе. Ты не просто водитель, ты шофёр! И на бездорожье в том числе. Да, UAZ многое прощает, а некоторые препятствия благодаря отменной «геометрии» и непробиваемой ходовой части вообще не замечает. К тому же ульяновцы вылечили странность в работе трансмиссии. Если раньше при выключении зажигания автоматом отрубалась и понижайка, то сейчас такого нет — режимы работы полного привода полностью контролирует человек. Но теперь ему надо учитывать, что установка заднего стабилизатора поперечной устойчивости несколько ограничила ходы подвески. Это значит, стал выше риск диагонального вывешивания, а межколёсных блокировок у «Патриота» до сих пор нет...

content image for: 53098

В общем, без кардинальных изменений конструкции привить «Патриоту» культурные манеры езды не получится. И хорошо, что на «УАЗе» это понимают. Возможно, уже в 2015 году мы увидим давно обещанные подушки безопасности и автоматическую коробку передач. А следом появятся задняя межколёсная блокировка, более мощный турбированный бензиновый мотор, усиленные тормоза, шестиступенчатая «механика»... Говорят даже о независимой передней подвеске с реечным рулевым механизмом!

Очевидно, что бесследно для цены «Патриота» такая модернизация не пройдёт. Но нужен ли будет кому-нибудь российский внедорожник с кучей опций и кондовым шасси, если уже сейчас его флагманские версии приблизились по стоимости к SsangYong Kyron? По секрету «Авто Mail.Ru» рассказали — вскоре корейская модель уйдёт с рынка, благо что дистрибуцией занимается всё тот же Sollers, который, естественно, не допустит внутренней конкуренции.

content image for: 53098

Так что в обозримой перспективе Patriot продержится на плаву. И я искренне желаю ему успеха. Хотя бы потому, что имея недостатков больше, чем сварливая тёща, этот UAZ поразительно харизматичен. Ты любишь его вопреки. За то, что он даёт тебе чувство свободы и уверенности в себе. Вот только допинг брутальности ежедневно выдержит не каждый.

Юрий Урюков
Фото автора и компании Sollers


ЦЕНА И АЛЬТЕРНАТИВА

Время идёт вперёд, но до сих пор UAZ Patriot на российском рынке практически не имеет конкурентов. Да и вряд ли их число вырастет в обозримом будущем — класс рамных внедорожников постепенно вымирает.

За ульяновский автомобиль дилеры сейчас просят от 649 900 рублей за бензиновую версию и от 719 990 рублей за дизельный вариант. И это без учёта скидки по программе утилизации — если найдёте в закромах старый рыдван, можете сдать его на переработку и получить дисконт до 90 000 рублей. Кстати, в отличие от зарубежных компаний, УАЗ пока не планирует повышать цены. Во всяком случае, в ближайшие пару месяцев.

Так вот, за эти деньги из похожей техники можно взять разве что Chevrolet Niva (от 469 000 рублей) с несущим кузовом, но она гораздо скромнее по размерам, не имеет такого вместительного салона и не может похвастать столь неубиваемой ходовой частью, как Patriot. Японский Suzuki Jimny (от 779 000 рублей) на фоне нашего УАЗа так вообще лилипут.

Остаются «китайцы» Great Wall H5 и H3, а также корейский SsangYong Kyron. С учётом спецпредложений их сейчас отдают минимум за 689 тысяч, 699 тысяч и 764 900 рублей соответственно. Таким образом, почти по цене топовых версий «Патриота» вы можете получить даже чуть более современные модели: с независимыми передними подвесками, более мощными моторами, а в случае с SsangYong ещё и автоматической коробкой передач.

content image for: 53098

Не устраивает скудность выбора и происхождение этих моделей? Тогда копите деньги. За Mitsubishi Pajero Sport и Chevrolet Trailblazer просят уже куда больше миллиона рублей...

Ну а тем, кому обновлённый Patriot не по вкусу, но купить «уазик» очень хочется, надо скорее бежать к дилерам. В продаже ещё остались дорестайлинговые модели по весьма привлекательной стоимости. Базовый вариант Classic можно взять за 599 990 рублей, а с учётом максимальной скидки по программе утилизации — за 479 000 рублей.

Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьей в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!