В мировой урбанистике городские дороги делятся на два типа: традиционные улицы с перекрестками, пешеходными переходами и светофорами и так называемые «хайвэи» — дороги, которые обладают минимумом съездов и пересечений с другими улицами, зато позволяют проехать город максимально быстро.
Так уж получилось, что в данной сфере, как и во многих других, Россия двигалась своим путем. Так появились традиционные для Москвы и других советских городов улицы-проспекты. В 30-х годах такое решение казалось оптимальным, но практика показала, что из-за наличия постоянных съездов и выездов такие улицы забиваются и стоят в пробках.
Однако развитие Москвы не стоит на месте, и скоро в столице откроется новая трасса, так называемая хорда. Впервые об отказе от кольцевого принципа при организации новых транспортных артерий в Москве заговорили еще в 2011 году. Именно тогда власти решили вместо четвертого транспортного кольца построить несколько хорд, которые как бы «протыкали» город насквозь. Еще примерно год ушел на подготовку проекта, а в 2013 году начались первые работы.
И вот, на дворе 2014 год, а я стою на Зеленоградской улице перед одним из готовых участков новой городской магистрали на границе районов Ховрино и Дегунино. Передо мной — широкая автодорога с четырьмя полосами для движения в каждом направлении, справа — большой хвост новой большой эстакады, возвышающейся над Октябрьской железной дорогой, слева — могучая новая развязка...
Вы не привыкли к таким улицам? Это нормально, ведь все течет и меняется. Трудно представить, но в середине прошлого века одна из важнейших московских магистралей, Ленинградское шоссе, выглядела как обычная двухполосная дорога. Однако сейчас никто в здравом уме не будет призывать к превращению «Ленинградки» обратно в двухполосное шоссе, ведь это бы грозило транспортным коллапсом.
К тому же, строительство подобных хордовых трасс вполне укладывается в мировую практику. Даже если посмотреть на очертания крупных городов Европы, можно увидеть, что хорды в городской черте встречаются повсеместно.
Конечно, скепсис по поводу новых дорог понять можно. Не всегда воплощение задуманных строительных планов идет гладко. Все мы помним, как во время возведения аналогичной северо-западной хорды в Москве перекопали всю Большую Академическую улицу и даже затопили строящийся тоннель. Однако и этот вопрос решается: обанкротившуюся компанию сменили на новую, а долгожданный Алабяно-Балтийский тоннель должны запустить уже до Нового года. А потому обратим внимание на новую трассу, которая уже практически готова. И ответим на самые важные вопросы.
Что же за трасса?
Готовый участок Северо-Восточной хорды начинается от Талдомской улицы — именно с неё водители будут попадать на новый «хайвей», идущий вдоль Октябрьской железной дороги. В обратную сторону заезд будет осуществляться напрямую с МКАД, минуя дополнительные повороты и разъезды. Разрешенная скорость пока еще не определена, но предположительно она составит 80 км/ч.
Что будет при пересечении с МКАД?
Ключевое слово — направленные съезды. Именно они определяют форму новой Бусиновской развязки. Это — одна из крупнейших развязок в Москве, самая высокая часть которой возвышается над МКАД на высоте 30 метров. Развязка включает в себя 2 эстакады, 3 путепровода, в том числе — путепровод над Октябрьской железной дорогой, и 6 съездов общей протяженностью 9,19 км, оснащенных 14 эстакадами. Они позволят не задерживать движение на основной магистрали, а потому пробок при пересечении с МКАД не предвидится.
Что ждет жителей Долгопрудного и Левобережного?
Хотя за МКАД будет начинаться новая платная трасса Москва-Санкт-Петербург, жители Долгопрудного и Левобережного смогут попадать в столицу и выезжать из нее абсолютно бесплатно. Ведь первые «шлагбаумы» появятся лишь на расстоянии 7 км от МКАД. Причем водители будут не сразу платить за проезд, а сначала брать талончик. Оплата же будет происходить на выезде с трассы— чем больше проехал, тем больше заплатил. Разумеется, будет и возможность приобрести специальные транспондеры, позволяющие проезжать пункты контроля оплаты без остановок. Кстати, именно по этой дороге уже в конце декабря 2014 года можно будет доехать до аэропорта Шереметьево, причем примерно первые полгода это будет абсолютно бесплатным.
А что, если пробки будут образовываться на подъезде к аэропорту?
Не будут, строители предусмотрели данную ситуацию. Съезд на аэропорт Шереметьево будет начинаться чуть раньше обычного, а затем водителей ждет специальная петля. Это сделано для того, чтобы в случае возникновения пробки на Международном шоссе, она не заблокировала движение на новой магистрали. Кстати говоря, до аэропорта Шереметьево можно будет добраться и абсолютно бесплатно, по старинке — сначала по Ленинградскому, а затем по Международному шоссе. Просто теперь у водителей появится еще одна альтернатива
А куда дальше идет дорога? Неужели на Питер?
Да, дальше трасса действительно идет до Северной столицы. Ввод магистрали в строй будет осуществляться поэтапно. Первым открылся участок в обход Вышнего Волочка, на котором я побывал год назад, а в ближайшее время появятся обходы Зеленограда и Солнечногорска. Участок трассы от МКАД до Шереметьево планируется открыть уже 23 декабря 2014 года. Однако во сколько обойдется поездка между двух столиц, пока говорить трудно. Ранее фигурировали цифры в районе 1200 рублей в один конец, но это — лишь ориентировочная стоимость проезда, а официальная цена не утверждена. Ясно одно, что стоимость проезда будет продиктована рыночными условиями и будет выше, чем, скажем, на трассе М-4 «Дон».
А что насчет безопасности?
Новая трасса Москва-Санкт-Петербург будет соответствовать так называемой категории «А1» с расчетной скоростью движения около 150 км/ч. Это означает, что магистраль будет представлять собой самый настоящий автобан, причем не только по названию, но и по сути. И речь не только о качестве асфальта. К примеру, отбойники здесь выполнены по немецкой технологии. Специальная машина едет и заливает единую бетонную форму, а сердцевина отбойника заполняется песком. Благодаря этому при ударе об отбойник автомобиль будет «прилипать» к нему, а не отскакивать в поток, как в случае с обычными бетонными блоками
Похоже, в истории российских автомобилистов действительно наступает новая пора: в нашу жизнь приходят высокоскоростные дороги, а строительство улиц и дорожных развязок начинает вестись в соответствии с мировой практикой. Насколько такая ставка оправдает себя, станет ясно уже в декабре. Остается лишь надеяться, что благодаря новой дороге поездка в аэропорт без пробок для москвичей станет реальностью. А там, глядишь, подоспеет и вся трасса от Москвы до Питера...
Тимофей Исаев