Зубастая акула — Ski-Doo Summit X T3 174 800R E-TEC

Самый длинный, самый «зубастый», самый управляемый... Таким предстал перед нами новейший горник Ski-Doo

Горный снегоход/2015 г./210 кг/799,5 см3/163,9 л.с./799 000 руб.

Несмотря на то, что горные снегоходы занимают далеко не первые места в рейтингах продаж по всему миру, именно в этом сегменте идет наиболее ожесточенная битва среди производителей. Мощнее, легче, «зубастее»... острие технологии, что поделать. И если в прошлом году первенство определенно держал Polaris с их «карбоновым» PRO RMK, то в сезоне 2015 года вперед вырвался Ski-Doo с их невероятным Summit X T3 174.

content image for: 52934

146, 154 и даже 163 — эти цифры знакомы всем горным снегоходчикам. Длина гусеницы в дюймах — одна из величин, которая не требует судорожного пересчета в уме на сантиметры. В вопросах длины трака мы уже давно привыкли оперировать дюймовой системой. Однако число 174 до недавнего времени можно было увидеть только на страницах узкоспециализированных каталогов для снегоманьяков и в прайс-листах таких же трёхнутых механеров-снегоходостроителей. Потому как «это же очевидно», что трак длиннее 163 дюймов — это «неуправляемо» и пригодно только для езды по прямой в гору. Есть такая дисциплина в снегоходном спорте — подъем на гору. Вроде как на мотоциклах, только зимой. Там и длиннющие траки, и адские турбокомпрессоры и прочие закиси азота, но то узкая дисциплина, а что же «гражданские» горники, если их вообще можно называть таковыми?

content image for: 52934

Гонка «вооружений» в сфере строительства горных снегоходов идет в разных направлениях. Конечно, это и мощности, и битва за снижение веса, и «зацепистость» с управляемостью. Чем длиннее гусеница — тем больше опорная поверхность, во-первых, и зацеп, во-вторых. На второе еще влияет высота и «густота» снегозацепов.

Версия Т3 снегохода Ski-doo Summit X на данный момент стала чемпионом по двум последним показателям. Во-первых, невиданная доселе длина трака — 174 дюйма. Напомню, что до появления этой машины, максимум был 163 «инча». В привычной системе мер это 4420 мм. Высота зацепа тоже беспрецедентная для серийных машин — 3 дюйма или 76,2 мм! На первый взгляд, такая длинная «колбаса» вообще не должна управляться и при этом иметь совершенно не «горный» вес, ведь увеличение длины гусеницы ведет за собой и удлинение рамы подвески.

content image for: 52934

Однако «скидушники» умудрились сохранить практически ту же массу аппарата, что и у более традиционного Summit X 163. T3 весит всего на 2 кг больше. Как? Рассказываю. Гусеница Powdermax 3 FlexEdge c гибким краем весит столько же, сколько и 163-я с 2,5-дюймовым зацепом. Во-первых, этого удалось достичь за счет множества небольших отверстий в полотне, во-вторых, армирующие фиберглассовые стержни, залитые в тело гусеницы имеют ширину 31 см при ширине самой «гуси» — 41 см. Кстати, это позволило и реализовать систему FlexEdge — гибкий край. При наклоне снегохода, край гусеницы подминается, облегчая управляемость без потери контакта полотна с покрытием.

content image for: 52934

Если к этому добавить еще и заднюю подвеску T-Motion, которая может на несколько градусов изгибаться «винтом» в продольном направлении, получается весьма послушная и управляемая система, несмотря на длину трака.

Конечно, трехдюймовые «зубы» не получилось «впихнуть» в туннель малой кровью. Всю гусеницу пришлось немного опускать относительно туннеля, а для этого пришлось «изобретать» новый, более длинный корпус редуктора коробки передач. Кстати, новый корпус умудрились сделать практически в том же весе, что и короткий, благодаря использованию хитрого сплава и оптимизации формы литья.

content image for: 52934

В угоду улучшенной управляемости была разработана и новая передняя подвеска RAS-2. Она легче предыдущей почти на 2 кг, а значит, снижены неподрессоренные массы. Кроме того, было немного увеличено расстояние между верхними и нижними рычагами и увеличен клиренс. Кинематика подвески просчитана таким образом, чтобы во всех положениях лыжи сохраняли угол схождения и развала, что заметно облегчает маневрирование и повышает стабильность на прямых. Фактически почувствовать разницу можно, лишь серьезно покатавшись на снегоходе со старой и новой системами, однако сниженная неподрессоренная масса ощущается сразу.

content image for: 52934

А вот новые лыжи Pilot DS3 в поведении действительно отличаются от прошлогодних DS2. Разница отлично видна на фото. Новые лыжи стали «острее», кроме того, киль лыжи стал на 12 мм выше, чем у прошлогодней модели. Мы немного удивились, зачем снегоходу, который должен «жить» на целине, такие узконосые лыжи. Ответ пришел сам с проездом первого же склона. Когда идешь вдоль склона траверсом на одной лыже, она неизбежно оказывается зарытой в снег, так вот, узкий нос значительно облегчает маневрирование, лыжа сама выскакивает из-под слоя снега, не встречая особого сопротивления, да и удерживать ее носом к склону оказывается заметно проще. Словом, новые лыжи — действительно крутые, а для очень уж рыхлого пухляка на них можно установить «носовые расширители». Они не делают лыжу шире, просто придают носу лыжи более «всплывающий» округлый профиль.

content image for: 52934

«Саммит» давно стал считаться одним из наиболее «плюшевых» и покладистых горников на рынке. Благодаря всем этим ухищрениям, вроде «гнущейся» подвески и гусеницы с мягким краем, любой Summit кажется, да и является, мягким и послушным. При этом он обладает всем необходимым арсеналом настоящего покорителя склонов и вершин. Пусть он не самый легкий в классе, не самый мощный, но настолько сбалансированный и, что называется, «юзер френдли», что именно его чаще всего выбирают как первый горный снегоход.

content image for: 52934

Конечно, есть и те, кто недолюбливает серию Summit именно за эту плюшевость. «Слишком размазанные реакции, не хватает резкости и «прозрачности» управления», — такие упреки я частенько слышу в адрес горников Ski-Doo. Однако на вкус и цвет все фломастеры разные.

По факту же канадцам удалось создать невиданный доселе аппарат, вооруженный до зубов, который, при этом, управляется чуть ли не легче, чем более короткогусеничные конкуренты. Я был действительно в восторге от этой машины.

Комбинезон TOBE Mono suit

Про комбинезон TOBE, в котором я так здорово сливаюсь со снегоходом, стоит сказать отдельно. Целиковые кобезы — вообще модный тренд последних двух сезонов, и одним из законодателей этой моды стала шведская фирма TOBE Outwear. Собственно, за ними и начали повторять все остальные. Изначально я весьма скептически относился к этой форме одежды. Тонкий, вообще без утепления комбинезон не вселял уверенности в том, что через полдня катания я не превращусь в желтую сосульку. Cordura сверху, мембрана внутри — вот и все утепления. Такая форма одежды подходит для сноукросса, когда даже в футболке становится жарко, а мне предстояло два дня кататься по тундре и сопкам Кольского полуострова.

content image for: 52934

Однако опасения не оправдались. Термуха и флиска под комбезом отлично спасали меня от весенних невзгод Кольского, а комбез не позволял потеть. Мембрана работает на все сто! Разве что во время долгих перегонов начинал подмерзать филей, но уже во второй выезд я решил эту проблему при помощи нехитрого изобретения советских туристов — кусок пенки на резинке, именуемый в народе подпопник отлично спасет от долгого нахождения в объятиях холодного сиденья. Это, пожалуй, единственный недостаток комбинезона.

Конечно, нужно понимать, что эта модель, лишенная какой-либо термозащиты, рассчитана на спортивный или очень активный стиль езды. И не очень низкие температуры. В минус двадцать пять в нем наверняка придется несладко даже на горном склоне, однако тест «до −10» он выдержал на отлично.

content image for: 52934

Что же до достоинств такой конструкции — их немало. Целиковый покрой идеально защищает от попадания снега внутрь. Собственно, проникнуть внутрь снег может только через воротник, но высокая «стойка» делает и эту задачу практически не выполнимой. Комбез не продувается вообще. В «моносьюте» какое-то невероятное количество карманов, причем как внутренних, так и наружных. Мой снегоходный рюкзак похудел чуть ли не в двое, потому что большая часть нужностей переехала из него в комбез: мультитул, запасные перчатки, шапка, сникерс, телефон и фотоаппарат, рация — все это запросто распределяется по карманам и совершенно не напрягает своим весом.

Со свободой движений здесь тоже все на высшем уровне. Практически невесомый, тонкий и «пузыристый» в покрое, он вообще неощутим на теле. Не возникло вопросов и с подгонкой по фигуре. В кои-то веки мне хватило длины штанин, а общую высоту можно отрегулировать помочами, на которых «висит» нижняя часть комбинезона. На поясе тоже есть утяжка.

content image for: 52934

Ну и, разумеется, внешний вид. У нас же, у снегоходчиков, как? Чем безумнее внешний вид — тем круче. Цвета — «вырви глаз», рисунки — «смерть эпилептика»! А тут такая офигительная штуковина! Да, нас с коллегами, кому тоже довелось тестировать комбезы TOBE, дразнили «фломастерами», когда мы были вместе, и «цыпленком», когда я был один, но зато как же круто он выглядит! И насколько же в нем удобно! Долой унылое черно-бурое шмотье, да здравствует «вырвиглазизм»!

Текст: Павел Курлапов

Благодарим компанию «Росан» за организацию теста
Экипировка TOBE предоставлена компанией «Apex Sport»

Павел Курлапов