Молнии в аду. Ставим новые личные рекорды Нюрбургринга на машинах линейки OPC

Возвращение в «Зелёный ад» всегда волнительно. А немцы из OPC Race Camp провели работу над ошибками прошлогодней сессии и превратили тренинг в настоящий праздник!

Поспешишь — людей насмешишь! Я прыгнул в «горячий» хэтчбек Opel Astra OPC на парковке отеля Lindner, что в трёх шагах от Нюрбургринга, включил первую передачу и через секунду заскочил на бордюр! Да с таким грохотом, что на меня уставились не только коллеги, но и три именитых немца: представитель славной гоночной династии Йоахим Винкельхок, Саша Берт, который в этом году привёл свой экипаж на поул-позицию в гонке «24 часа Нюрбургринга» за рулём гоночного McLaren MP4-12C GT3, и знатный курильщик и, по совместительству, невероятно быстрый пилот, Клаус Панчирц. Дело было прямо перед стартом очередной сессии OPC Race Camp...

content image for: 52832

Так стыдно мне не было даже тогда, когда в детстве я случайно спалил ковёр, спасаясь от темноты во время отключения электричества дома. На глазах у живой легенды автоспорта пасть жертвой неважной обзорности трёхдверной Астры — я, разумеется, и представить себе не мог, что в полуметре от 20-дюймового колеса затаился бетонный предатель. А уж что творилось в голове у Винкельхока? На лице победителя суточных марафонов на Нюрбургринге и в Ле-Мане, человека, выигравшего немецкую Формулу-3, чемпионат BTCC, бывшего пилота Формулы-1 и DTM был лишь один немой вопрос: «Парень, что ты тут забыл?»

content image for: 52832

К счастью, и к искреннему удивлению всех окружающих, ни колесо, ни подвеска, ни даже низкий пластиковый обвес не получили и малейших повреждений, и после минутной заминки мы натянули шлемы. Начиналось всё по привычному сценарию. OPC Race Camp — это компактный, сжатый тренинг. Никаких многочасовых лекций по траекториям, поведению автомобиля и объяснений, куда крутить руль. Краткое напоминание, как нужно сидеть в машине, и всё. Предполагается, что на Северную петлю Нюрбургринга приезжают люди уже с приличным опытом — всё-таки, «Зелёный ад» не лучшее место для обучения езды по треку. Мне и Михаилу Петровскому из Драйва повезло — Клаус Панчирц вспомнил нас по прошлогодней поездке на OPC Race Camp и отреагировал на просьбу Михаила взять нас под свою опеку. В итоге получился практически индивидуальный курс!

content image for: 52832

«Первую сессию поедем медленно, спокойно, чтобы вы вспомнили трассу», — раздаётся в рации. А я на ходу прилаживаю к лобовому стеклу Астры ОРС прибор Racelogic — он-то и покажет всю правду о наших быстрых (или не очень) кругах. Быть может, хоть в этот раз удастся промчаться по Северной петле Нюрбургринга в хорошем темпе? Едем снова по полной конфигурации, пролетая всю прямую Dottinger Hohe, а нашими соседями по треку оказалась... гоночная техника — дело было перед этапом серии VLN. Но в зеркала мы смотрели не очень часто — «спокойным» по версии Клауса оказалось время 9 минут 38 секунд. Конечно, Racelogic делал отсечку «bridge-to-gantry», то есть, от моста до рекламной растяжки, исключая как раз ту самую прямую. Но в прошлом году день завершился результатом 9:16, а сейчас мы начали гораздо шустрее!

content image for: 52832


Рация пока молчит — Клаус видит, что рассказывать о конфигурации трассы и о том, какой поворот будет впереди, уже нет смысла. Так что мы просто пытаемся следовать по его траектории и стараемся не отставать. Впрочем, за рулём 280-сильной Астры ОРС делать это не слишком сложно — ещё в прошлом году я отметил, что немецкий хэтчбек потрясающе стабилен в скоростных связках и даже подбросы и волны не выводят его из равновесия. Спасибо адаптивным амортизаторам FlexRide и достаточному ходу подвески — 20-дюймовые колёса не отрываются от асфальта.

content image for: 52832

Плюс я проехал уже два сезона в российском чемпионате по тайматаку (RHHCC) на Астре ОРС, так что поведение машины в предельных режимах мне знакомо очень хорошо. К сильным сторонам «хот-хэтча» можно отнести и эффективную работу самоблокирующегося дифференциала в сочетании с хорошо загруженной передней осью — чуть направил машину на апекс, и всё, можно смело «открываться»! Это очень важно в связках, выводящих на длинные прямики — раньше полностью нажал на газ и получил больше скорости в конце. Например, в повороте «Бергверк», после которого начинается долгий-долгий подъём. Нет проблем и с тормозами — четырёхпоршневые суппорты Brembo мёртвой хваткой вгрызаются в 355-миллиметровые диски.

Но шины Pirelli P Zero перегреваются даже в прохладную осеннюю погоду — немцы не снижали давление, так что к концу сессии из двух кругов оно зашкаливает за 3 атмосферы! Впрочем, на Астре ОРС это не столь критично, а вот за рулём следующей машины мне пришлось изрядно попотеть, чтобы держаться в темпе Клауса — это обновлённый Opel Insignia OPC. Подробно о модернизации семейства Insignia можно прочитать в статье Дмитрия Ласькова «Пространство вариантов». И для версии ОРС также подготовили ряд технических обновлений.

content image for: 52832

Двигатель, правда, остался прежним — это бензиновый турбированный V6 объёмом 2,8 литра, который выдаёт 325 «лошадок» и 435 ньютон-метров крутящего момента. Солидные характеристики! Но не стоит даже мечтать о том, что полноприводная Insignia OPC может соперничать с Астрой на треке. Мне досталась модификация с кузовом универсал и шестидиапазонным автоматом, которая разгоняется до сотни за 6,3 секунды против 6,0 у Астры ОРС. Но дело даже не в динамических характеристиках, а в массе — такая Insignia OPC тянет весы на 2 тонны!

content image for: 52832

Инженеры серьёзно поработали над шасси — были перекалиброваны адаптивные амортизаторы FlexRide, больше половины компонентов задней подвески заменены на новые, а алгоритм работы ESP изменён для уменьшения тенденции к недостаточной поворачиваемости. Но это не превратило Инсигнию ОРС в трекового бойца. Какие тут нюансы управляемости и поведение в поворотах — на ней вообще попасть бы на дугу! Уже на первом круге думаешь только о том, как не финишировать в заднем бампере впередиидущей Астры — тормоза тут такие же, а разница в массе достигает 450 килограммов!

Перегреваются тормоза и шины, автомат медлит с переключениями, сиденьям недостаёт боковой поддержки... Оставив попытки гнаться за Астрами после пары торможений на грани вылета, я пытаюсь сосредоточиться на поведении Инсигнии ОРС. И действительно, машина чуть меньше скользит наружу в сравнении с прошлогодней версией, ESP работает чуть деликатнее, да и новый руль стал удобнее. Но это всё нюансы, а в голове вертится лишь одна мысль: «Зачем они мучают здесь двухтонный универсал длиной почти пять метров?» И рокот V-образной шестёрки мог быть погромче — недостаёт Инсигнии ОРС огонька в «голосе». Или всё тонет в килограммах шумоизоляции?

content image for: 52832

Во время очередной остановки Клаус решает поменяться — отдаёт мне свою Астру ОРС и пересаживается за руль Инсигнии. Но уже через круг мы сворачиваем на пит-лейн. «Это не имеет никакого смысла, даже со всем своим опытом я не могу уехать от вас!» — говорит немец и закуривает очередную сигарету, пока под треск остывающего выхлопа и тормозов мы пытаемся привести мозги в порядок. Времени на передышки почти нет — наматываем километры по Нордшляйфе без лишних перерывов.

content image for: 52832

После небольшого совещания с коллегами Панчирц принимает неожиданное решение — дальше мы продолжаем на трёх Астрах ОРС. Класс! «Готовьтесь, сейчас поедем шустрее, а я попробую давать вам подсказки», — слышу в рации голос Клауса. Выезжаем за шлагбаум и полный газ! На спуске к Hohenrain стрелка спидометра уходит за отметку «230», жёсткое торможение, бодрой стайкой пролетаем мимо выезда на «формульное» кольцо (оно используется вместе с Нордшляйфе в гонках VLN) и мчим к «эскам» Hoсhenchein. «Здесь мы можем немного использовать правый бордюр, но не заезжаем на него полностью», — инструктирует по рации Клаус.

Дальше разгон к Flugplatz, «взлёт», короткое торможение и быстрый правый поворот, с которого начинается разгон «в пол» к знаменитому «Шведскому кресту». Astra OPC стабильна, как утюг! И замечаю, что в отличие от прошлогоднего OPC Race Camp, я уже запоминаю трассу, а не еду слепо за инструктором. Торможение перед Aremberg — тут важно максимально точно замедлить машину, чтобы и не вылететь с трассы, и не потерять слишком много скорости перед спуском к «Лисьей норе».

content image for: 52832

Подъём к шикане Adenauer Forst — очень волнующее место! Скорость запредельная, а снаружи лишь метр травы и гостеприимный металлический отбойник. Минуем благополучно, а Клаус продолжает инструкции: «Тормозим на выходе по прямой и не торопимся уходить влево, потом ждём, плавно добавляем и полный газ!» На самом деле, на Астре ОРС «открываться» в том месте можно сразу полностью — видимо, Клаус после Инсигнии ОРС не сразу привык к блокировке дифференциала Астры.

content image for: 52832

Бодрой стайкой выходим из «Бергверк» и разгоняемся в гору. Но перед «Каруселью» нас догоняет пара гоночных Porsche — сбрасываем, пропускаем. Эх, почему сейчас?! Остаток круга пролетел незаметно — выходим на длиннющую прямую Dottinger Hohe, пролетаем рекламную растяжку, и на экране Racelogic появляются цифры 8:47.5! Ура, цель достигнута! Мы продолжаем, но следующий круг безнадёжно испорчен — сначала пришлось пропускать очередные два Porsche, а потом мы нагнали другую часть нашей группы. Дальнейший анализ телеметрии показал, что на том сбросе скорости перед «Каруселью» мы потеряли 6 секунд — лучшее время могло составить 8:41.66. Так быстро по Северной петле я не ездил никогда!

content image for: 52832


А последнюю сессию я решаю проехать за рулём крошки Opel Corsa OPC Nurburgring Edition. По сравнению с прошлым годом в машине ничего не изменилось — под капотом 210-сильный турбомотор объёмом 1,6 литра, механическая «шестиступка» с самоблокирующимся дифференциалом, шасси получило более жёсткие амортизаторы Bilstein и тормоза Brembo. Шустрый колобок! Но за Астрой поспевать тяжело — и дело не только в «вертлявости» на высоких скоростях и нехватке тяги (280 Н•м против 400 Н•м у Астры ОРС). Кто додумался «обуть» трековую модификацию Корсы ОРС в устаревшие и «скользкие» Continental ContiSportContact 2?

content image for: 52832

Разумеется, в темпе Астры ОРС проехать не получилось — Racelogic зафиксировал результат 9 минут 2 секунды. Что, впрочем, значительно быстрее, чем во время прошлогоднего OPC Race Camp. И на этот раз я впервые почувствовал усталость — до обеда мы проехали 14 кругов, то есть 292 километра дистанции в максимально возможном для нас ритме! Более того, я отказался от финальной пары кругов — от греха подальше, дабы не пытаться напоследок проехать ещё быстрее. Сперва нужно переварить полученный опыт и огромное удовольствие — прежде от Нюрбургринга всегда оставалось чувство неудовлетворённости: то незнание трассы ограничивало темп, то скорость коллег, которых всегда ждал инструктор. На этот раз всё было идеально, на лице светилась улыбка и даже Йоахим Винкельхок уже не вспоминал о досадном утреннем конфузе, услышав о наших результатах.

content image for: 52832

Кстати, совсем недавно на свет появилось новое поколение Корсы — о ней читайте в материале Тимофея Исаева «Проверенным курсом», а в 2015-м немцы обещают представить и «заряженную» версию с приставкой ОРС. Известно, что машина получит турбомотор 1.6 SIDI с непосредственным впрыском, а мощность составит 210-220 «лошадок». Так что повод вернуться в очередной раз на Нюрбургринг у нас будет — наверняка грядущая Корса ОРС окажется быстрее предшественницы. Скорее бы проверить!

P.S. А это видеозапись быстрейшего круга нашего дня:


Вадим Гагарин
Фото компании Opel

Вадим Гагарин