Истрепанная и замусоленная книжка «Коллекция мистера Туманова» для многих автомобилистов в юные годы служила своеобразным путеводителем по машинам тридцатых годов. «Испано-Суиза» и «Линкольн», «Сентинель» и «Золотая стрела», «Лейланд» и «Рено» – их названия они впервые узнали из этой книги. В этой книге были и рисунки этих автомобилей, выполненные в характерной манере школы «Баухаус». Автором их был семнадцатилетний Юрий Долматовский. 7 декабря ему исполнилось бы 90 лет. Как и многие его современники, Долматовский в 20-30-е годы заразился «автомобильной бациллой». И она принесла ему хроническое «заболевание», которым он «страдал» всю сознательную жизнь. Мальчишки гонялись тогда за автомобилями, зарисовывали их, кто как мог, копировали их эмблемы, и это занятие становилось таким же увлечением, как коллекционирование марок, собирание значков или фантиков.
Школьник Юра Долматовский хорошо рисовал, особенно машины. Неудивительно, что он, закончив учебу, стал чертежником. И так ему повезло в жизни, что его рисунки стали печатать в журнале «За рулем» и других автомобильных изданиях. Но кроме художественного дара у Долматовского обнаружился и литературный талант. Он стал выступать с обзорами новейших автомобилей в журналах «За рулем», «Мотор», «Автомобиль». А в 50-е годы появились его книги «Повесть об автомобиле», «Автомобиль в движении», «Мне нужен автомобиль», «Автомобильные кузова» и многие другие – в общей сложности 16 книг. Долматовский писал статьи в журналах «Техника – молодежи», «За рулем», «Моделист-конструктор» – в эпоху информационного голода они позволяли молодежи, увлекавшейся техникой, развивать свою эрудицию. Кузовное дело к началу 30-х годов в нашей автомобильной промышленности было неизведанной областью. Долматовский взялся одним из первых заполнить эту нишу. Он работал конструктором в НАТИ, НИИГТ, на ЗИСе, УльЗИСе, НАМИ, ВНИИТЭ, НИИАТ.
Тогда художественное конструирование или, говоря современным языком, стайлинг, находилось в зародышевом состоянии. Долматовский начал закладывать основы нового направления в СССР. Поиски новых форм неизбежно наталкиваются на необходимость создания нового содержания, новых компоновочных схем автомобилей, новых инженерных концепций. Сейчас на международных автомобильных выставках мы видим много концепт-каров, автомобилей поисковых конструкций. Эти конструкции неизбежно гармонически увязываются с принципиально иным внешним оформлением. И Долматовский в начале 50-х годов стал автором отечественных концепт-каров. Он отталкивался при проектировании опытных образцов легковых машин от вагонной компоновки с расположенным в хвостовой части кузова силовым агрегатом. Он выдвигал нетрадиционные инженерные решения: сдвижные двери, расположенный в бампере радиатор, регулируемый по росту водителя педальный блок.
Первым концепт-каром Долматовского стала в 1951 году машина НАМИ-013. Ее двигатель вместе с автоматической коробкой передач был вынесен в заднюю часть кузова. Переднее сиденье находилось впереди управляемых колес. При малой длине кузова в салоне удалось разместить три ряда сидений. Когда в 1955 году в СССР начались работы по микролитражным автомобилям, Юрий Аронович выдвинул идею заднемоторной машины особо малого класса – «Белки». Эта работа велась совместно с НАМИ и на Ирбитском мотоциклетном заводе. Автомобиль на маленьких 10-дюймовых колесах и с откидывающейся вперед вместе с рулевой колонкой дверью получился очень компактным. Официальное наименование «Белки» – ИМЗ-НАМИ-А50. Этот автомобиль существовал в двух модификациях: городской и сельской, с открытым кузовом. Впоследствии, работая уже во ВНИИ технической эстетики, Долматовский выдвинул в 1966 году идею машины ПТ – специализированного перспективного такси. Она повторяла концепцию НАМИ-013. Автомобиль имел сдвижные двери, расположенный сзади мотор и, благодаря короткой колесной базе, обладал очень малым радиусом разворота. За опытным образцом ВНИИТЭ-ПТ в
1967 году последовал экспериментальный автомобиль «Макси», также сконструированный Долматовским и построенный ВНИИТЭ.
Эта разработка явилась первой попыткой создать модель универсала повышенной вместимости. В те годы термин «минивэн» еще не был в ходу, да и потребитель еще не оценил достоинства такого автомобиля. Все эти интересные машины были построены с чисто экспериментальными целями. Некоторые из них, как ВНИИТЭ, даже планировали выпускать серийно. Но любой концепт-кар, насыщенный нестандартными решениями, с трудом пробивает себе дорогу на конвейер. Так и произошло с конструкциями Долматовского: они составили коллекцию опытных образцов. Позже Юрий Аронович перешел на работу в НИИ автомобильного транспорта. Там он занимался электромобилями-фургонами. Они были построены, испытаны, но снова пополнили коллекцию опытных образцов. В принципе в автопроме работа над концепт-карами всегда ориентирована на исследование перспектив развития автомобилей и наземного транспорта вообще, на поиск решений, нацеленных в будущее. И работы Долматовского в этой области характеризуют его прежде всего как видного футуролога. Как конструктор, дизайнер, художник, ученый Ю. А. Долматовский имел немало последователей: В. Арямов, Э. Молчанов, В. Кобылинский, Н. Розанов, А. Захаров... Кобылинский, в частности, разработал принципиально новый дизайн карьерных самосвалов «БелАЗ». Эти машины выпускались серийно, и выработанный Кобылинским их облик получил дальнейшее развитие в последующих работах завода.