После барханов Астраханской области, жёстких дорог Калмыкии и коварных песчаных трасс Беларуси экипажи попали в мир «чистого пилотажа», в гости к «классическим» ралли.
Главная интрига — собственно, судьба чемпионства в абсолютном зачёте — была исчерпана заранее. Владимир Васильев и Константин Жильцов досрочно обеспечили себе титул, и на латвийский этап в качестве участников даже не заявлялись. А вот остальные «вакансии» ещё ждали своих героев. Основной претендент на «серебро», Дмитрий Иевлев, тоже проигнорировал финал, фактически предоставив судьбу второго места на решение Руслану Мисикову. Который как раз-таки, восстановившись после летней травмы, в Екабпилсе появился. По сути, две дюжины автомобилей, собравшихся на Latvian Baja, можно было разделить на две категории. Те экипажи, которые реально боролись за победу или призы в том или ином классе, и местные или финские гонщики, которые в чемпионате ни на что не рассчитывали, но повлиять на расстановку мест в гонке были вполне способны.
В зачёте «серийных» внедорожников Т2 вообще пришлось применить стратегическую хитрость: для «кворума» заявился экипаж, который стартовал, но сразу же сошёл с гонки. Численность была обеспечена. И это означало, что двум Александрам — Терентьеву и Бараненко, подошедшим к финалу с равным количеством очков, — будет о чём поговорить на трассе между собой. В зачёте «Рейд-спорт» («R») тоже намечалась прямая дуэль между лидером, пилотом команды «ГАЗ-За Рулём-Спорт» Александром Коструковым на «Соболе» и Сергеем Щекиным на Bowler Wildcat. В ходе сезона два этих гонщика обменивались выпадами — то один победит, то другой. Теперь ситуация была сведена к простейшей: кто окажется в Латвии впереди — тот и чемпион.
На коротком прологе, определяющем порядок старта (а первой десятке — дающей право на жеребьёвку, выбор стартовой позиции) лучшее время показали сразу два пилота — Мисиков и едва ли не самый «универсальный» пилот России Александр Жёлудов, на призы чемпионата не претендовавший. Список потенциальных фаворитов дополнили Алдис Вилцанс на мощном Nissan и опытнейший финн Йоуни Ампуйя — также, по сути, «специальный гость» гонки, для которого российская серия вообще никакого значения не имеет.
Сама трасса двухдневного соревнования состояла из пяти спецучастков. Вернее, из двух: первый проходился в первый день дважды, а второй, соответственно, — во второй день и трижды. Общая длина скоростной дистанции — около 350 км, и на этот раз она действительно была «скоростной». По меркам ралли-рейдов, когда у лидеров средняя скорость переваливает за 100 км/ч, — это очень быстро. Эти дороги вообще можно было назвать просто «раллийными», не включай маршрут несколько лесных отрезков и не образуйся в достаточно мягком грунте серьёзные колеи. Поэтому преимущество естественным образом оказалось на стороне пилотов, имеющих навыки раллийных соревнований.
Но победа на первом же спецучастке Алдиса Вилцанса оказалась несколько неожиданной — пилот он, конечно, отличный, но и машины есть посильнее, и гонщики не менее опытные. Впрочем, уже на втором участке Мисиков взял лидерство в свои руки. А Вилцанс сошёл на следующее утро — обрыв привода уже на десятом километре пути. Провалился Жёлудов: из-за какой-то неполадки в автомобиле пилот потерял концентрацию и вылетел в кювет на перекрёстке. Перевернулся быстрый финн Тапио Суоминен — и наутро в гонку уже не вернулся. Отчаянную погоню за Мисиковым устроил Ампуйя, но опередить петербуржца ему так и не удалось.
В зачёте Т2 экзотический для наших соревнований (и, кстати, подготовленный той самой командой RE:Autoclub, что выступила организатором этапа) Ford F150 Raptor Александра Терентьева потихоньку отрывался от соперников. В итоге экипаж финишировал и победителем в классе, и чемпионом.
А вот в зачёте R разгорелась нешуточная погоня. Причём гнались вовсе не за лидером. По большому счету, Марис Вилцанс, в первый день уступавший в скорости лишь прототипам категории Т1, играл роль «Неуловимого Джо». Ну уехал вперёд — и ладно! Полученных очков за одержанную на этой гонке победу ему хватило максимум для того, чтобы подняться на пятое место в зачёте чемпионата.
Нет, наиболее нервную борьбу вели Александр Коструков и Сергей Щекин. Пилот из Бронниц неплохо «выстрелил» ещё на прологе и на основную трассу уходил впереди. Но уже на первом спецучастке из-за ошибки Щекин упустил его вперёд практически на четверть часа. Кострукову не помешало даже то, что в одном из узких мест на обочине не очень удачно заняло место деревце, повредившее в итоге правое крыло и дверь «Соболя». К вечеру отрыв составлял в сумме уже почти полчаса, но, по меркам ралли-рейдов, это ещё не повод одному успокаиваться, а второму — опускать руки. Щекин пошёл в контратаку, начал отыгрывать понемногу и на втором спецучастке второго дня даже «физически» обошёл стартовавшего ранее соперника. Но всего этого было мало, а на финальном спецучастке Коструков и вовсе поставил красивую точку, отыграв отданные было несколько минут обратно. «Газовская» команда, прибывшая на эту гонку в сокращённом составе, увезла из Латвии «серебро» этапа и титул своего экипажа по итогам года.
При всех этих спортивных страстях атмосфера тихого и безмятежного Екабпилса сделала всю гонку какой-то «домашней» и уютной. Организаторы постарались на славу — и чёткая работа всех служб, и очень удобное расположение основного лагеря, и компактность трассы — всё получилось отлично. Ну а роскошный ужин, который «выкатила» принимающая сторона вечером между днями соревнования (да-да, безалкогольный!) для всех участников, механиков и гостей, на фоне «бивуаковских» столовых на больших марафонах находился «в космосе». Делать отличные гонки прибалтов учить не надо. Но вопрос остаётся не к ним, а скорее к самому принципу проведения нашей, российской серии.
В нынешнем календаре Чемпионата России (последнее — подчёркиваем) — было всего пять этапов. Из которых один — «аварийный», подготовленный буквально за полтора месяца, после известия об отмене марафона «Шёлковый путь», на средства генерального спонсора серии, нефтяного бренда «G-Energy». Ещё два — в Беларуси и Прибалтике. Понятно, когда в Россию долгое время не могли «привезти» крупные кольцевые соревнования — автодромов соответствующего уровня не было. Появились — сразу же «все флаги в гости», хоть WTCC, хоть DTM, хоть Формула 1. Да и российский чемпионат по этим трассам гастролирует — где те времена, когда хоть для какого-то разнообразия «Мячково» закатывали то в одну, то в другую сторону? Понятно, когда много лет мечты привезти в Россию этап WRC остаются мечтами — ралли на удивление для непосвященных требовательно и к качеству дорог, и к инфраструктуре.
Российский раллийный чемпионат худо-бедно этапы набирает — но на международный уровень их километраж не тянет. А вот с каких пор у нас в России перестало хватать нашего фирменного, простите, российского бездорожья? С одной стороны — определённая справедливость, конечно, присутствует. Команда RE:Autoclub — полноценный участник нашей серии, выставляет на каждый этап по нескольку автомобилей. Приятно, когда ещё и к себе в гости приглашает, тем более, что в качестве проведения соревнования и гостеприимстве можно не сомневаться. Вопрос — не к латышам, нам-то самим «за державу», часом, не обидно? Как бы ни привлекательны по условиям были «выездные» гонки, но это и дополнительная логистическая нагрузка на команды (в случае требования виз и таможен — тем более), и вряд ли они будут способствовать популяризации российской серии собственно в России.
Может быть, всё-таки имеет смысл подумать над тем, чтобы «локализация» российской серии составила несколько больше чем 60%, из которых 20% — «в пожарном порядке»? Возможно, каким-то образом поддержать организаторов в регионах, проводящих, допустим, кубковые этапы в той же Ульяновской или Владимирской областях. И пусть акцент в «географии» российского чемпионата всё-таки уверенно сместится на «домашние» гонки. А к латышам, конечно, мы с удовольствием будем ездить снова — у них действительно здорово всё получается! Только приедем «вместе», а не «вместо».
Результаты Latvian Baja 2014
Абсолютный зачет и зачет Т1
- Р. Мисиков — В. Евтехов (Россия, Nart Time, BMW X3)
- Й-М. Ампуйя — Й. Каллиолеппо (Финляндия, RE Autoclub, Mitsubishi Pajero)
- Т. Брантс — М. Тутерс (Латвия, OSCar)
Зачёт Т2
- А. Терентьев — А. Беркут (RE Autoclub, Ford F150)
- А. Колембет — О. Шорников (RE Autoclub, Toyota LC200)
- А. Рудской — Е. Загороднюк (Toyota LC200)
Зачет R
- М. Вилцанс — В. Макаренко (AVMotorsports, Mitsubishi Pajero)
- А. Коструков — Е. Павлов (ГАЗ-За Рулем-Спорт, Соболь 4×4)
- А. Фелдманис — К. Фелдманис (Латвия, Mitsubishi Pajero Evo)
Чемпионат России по ралли, итоги. Зачёт пилотов
Абсолютный зачет/Зачет Т1
- 1. Владимир Васильев (Петровское, Лен. Обл.) — 90 очков
- 2. Руслан Мисиков (Санкт-Петербург) — 67
- 3. Дмитрий Иевлев (Москва) — 61
Зачет Т2
- 1. Александр Терентьев (Санкт-Петербург) — 75
- 2. Александр Бараненко (Санкт-Петербург) — 58
- 3. Андрей Рудской (Санкт-Петербург) — 52
Зачет R
- 1. Александр Коструков (Бронницы, Мос.Обл.) — 68
- 2. Сергей Щекин (Москва) — 65
- 3. Александр Волков (Москва) — 48
Зачёт Т4
- 1. Антон Шибалов (Набережные Челны) — 35
- 2. Сергей Куприянов (Москва) — 35
- 3. Айрат Мардеев (Набережные Челны) — 25
Текст и фото: Антон Борисенко