Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 декабря
Volkswagen Golf Plus 1.6 AT
Машина изумительна, ездил Улан-Удэ -Новосибирск останавливался в Саянске, за один день проехал более1500 км и по приезду как будто не было длинной дороги. Вместительный салон. Удобные сиденья.
4.7
17 декабря
Audi A4 2.0 TDI AMT 150hp
Ну что сказать, впечатления самые что ни на есть хорошие. Мотор 2,0 дизель, 150 лошадей, 8 ступенчатый автомат. Должен сразу уточнить , машиной пользуюсь в Германии, соответственно и дороги и дизель...
4.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
26 сентября 2014 10:02, Безопасность, Статьи

Эксперимент «Авто Mail.Ru»: что опаснее — девушка или шоколадка?

Отвлекаться за рулём нельзя — это аксиома. Но всё же, чего в первую очередь стоит остерегаться водителю? Мы провели эксперимент и теперь знаем ответ

Современный мир динамичен. Стоит на мгновение выпасть из ритма информационных потоков, тут же пропустишь что-то важное. Поэтому мы стараемся всегда оставаться на связи — даже за рулём. Тем более, что лёгкость управления нынешними автомобилями и бесконечные пробки в крупных городах этому только способствуют.

Чем занять себя, когда машины застряли намертво? Слушать музыку или новости по радио? В принципе, выход, но надоело! Куда интереснее, к примеру, в соцсети зайти, заценить новый «селфи» подруги. А может приятелю позвонить поболтать? Девушкам ещё проще — у настоящей леди косметичка всегда под рукой, значит, самое время поправить макияж... Иными словами, водители придумали немало способов скоротать время в заторах (подробнее об этом — в статье «10 способов пережить пробку»).

Многие сразу спросят — да какая разница чем заниматься, если автомобиль вообще не движется!? Но беда в том, что российские водители, похоже, приобретают условный рефлекс. И начинают отвлекаться от руля даже на магистральных скоростях. Ситуация усугубляется тем, что российские ПДД не разрешают человеку за рулём только ОДНО «побочное» действие — разговор по мобильнику без системы hands-free. Об этом чётко говорит п. 2.7 Правил: «водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук» (штраф — 1500 рублей).

Например, недавно спецы компании Ford Europe провели исследование и выяснили, что европейская молодежь в возрасте от 18 до 24 лет легко отказалась от привычки болтать по телефону за рулём. Теперь у таких ребят стало модно переписываться в соцсетях, а около 30% вообще умудряются делать за баранкой «селфи»! Российская статистика о таких вещах умалчивает, но, полагаю, в этом вопросе наши водители не сильно отстают от зарубежных.

Впрочем, может мы зря сгущаем краски? И во время движения периодически бросать взгляд на экран смартфона не так уж и опасно? «Авто Mail.Ru» решил провести свой эксперимент и дать окончательный ответ на этот вопрос.

Итак, на площадке автошколы нас встречает учебный Citroen C4 с механической коробкой передач и дублирующими педалями. За руль садится новостной редактор Тимофей Исаев — водитель уже довольно опытный, за 10 лет езды по Москве привыкший к сюрпризам хаотичного столичного движения. Так что стандартные упражнения вроде «змейки», разворота в ограниченном пространстве, заезда в гараж и параллельной парковки стали для него лёгким испытанием. Но всё равно рядом сел инструктор — мало ли что может случиться в ходе эксперимента.

«Пристрелявшись» пару раз, Тимофей преодолевает импровизированную трассу за 2 минуты и 18 секунд. Отлично! Это время мы и возьмём за ориентир.

А теперь попробуем пройти тот же самый маршрут с зажатым в руке мобильным телефоном. Звоним нашему «подопытному», чтобы расспросить о новинках минувшего Московского автосалона. Сразу скажу — Тимофей в итоге проехал чисто, ни одного сбитого конуса. Но надо было видеть, как водитель при этом жонглировал трубкой, пытаясь перехватить её или зажать плечом, чтобы включить нужную передачу или поворотник. Да и разговор как-то не клеился. Пытаясь выполнить два дела одновременно, человек рассеивает своё внимание, «подвисает» при ответах на вопросы... В общем, не производит впечатление приятного собеседника. Да и с вождением всё же были проблемы — на манёвры ушло 2 минуты 41 секунда, а на такой короткой дистанции 23 секунды — весьма значительная разница. Само собой, не в пользу говорящего по телефону.

Разговор по мобильнику за рулём и правда опасен — человеку сложно выполнять два дела одновременно. В данном случае и разговор не клеится, и время прохождения трассы сильно увеличивается

Выходит и правда не зря ПДД ставят мобилы вне закона. Но, повторюсь, официальный запрет касается только разговоров без системы hands free. Поэтому когда на следующем круге Тимофей начал активно чатиться в мессенджере, он уже не рисковал потерей 1 500 рублей. А зря! Теперь «Авто Mail.Ru» может точно сказать — использование мобильных телефонов за рулём надо запрещать в любом виде! И дело даже не в том, что в попытках не попасть в «аварию» и написать осмысленные сообщения без ошибок эксперт засел на трассе на долгие 3 минуты 9 секунд. Вы бы видели, как нервно двигалась машина: чуть не снесла ворота «гаража», развернулась только в несколько приёмов, криво встала на парковке... Как будто управлял автомобилем новичок, которого трясет от страха при первом визите на площадку автошколы.

Писать сообщения за рулём в России формально не запрещено. А зря! Пожалуй, это одно из самых опасных занятий для водителя. Наш эксперимент показал, что человек сильно отвлекается, практически не смотрит на дорогу и неспособен вовремя реагировать на опасности. Да что там говорить, даже обычная парковка становится проблемой!

В общем, чтобы Тимофей смог снять стресс, на следующий круг мы снабдили его шоколадным батончиком. Вроде бы весьма удобный способ перекусить за рулём и при этом не загадить салон машины. И всё же лакомство надо распечатать, держать в руке, потом куда-то деть обёртку... Тем не менее, оказалось, что шоколадка безопаснее телефона. Результат на этом упражнении — 2 минуты 31 секунда, при том, что за это время батончик оказался уничтожен целиком. Да и сам испытуемый ответил, что ему было намного проще. Ведь еда не разговаривает, не задаёт вопросы и её не надо прижимать к уху. Тем не менее, учтите, что жующий водитель ухудшил базовое время на 13 секунд. Так что перекус всё же лучше отложить до дома или офиса и не делать из автомобиля передвижной кафетерий.

Поедание шоколадного батончика оказалось не таким опасным, как, к примеру, разговор по мобильнику. Но, тем не менее, перекус за рулём не позволил водителю показать хороший результат на трассе

А вот дальше результат оказался очень неожиданным. Мы врубили в «Ситроене» музыку на полную. Заводное диско загрохотало с такой силой, что стёкла затряслись. Машина бодро сорвалась с места и как ужаленная пронеслась по полигону автошколы. Время — 2 минуты 8 секунд! То есть на 10 секунд быстрее, чем при сосредоточенной езде! Обсудив ситуацию, мы пришли к выводу, что всё дело в ритме, который задаёт мелодия. К тому же водитель уже привык к трассе, хорошо её изучил, и ему не составило труда слегка взвинтить темп. И, тем не менее, громко слушать музыку в машине мы не советуем. На некоторое время задора и концентрации ещё хватит, а вот следом неминуемо наступит тяжёлая усталость и, как следствие, потеря концентрации и внимания. Согласитесь, ведь невозможно целый день сидеть на концерте — оглохнешь и голова заболит. А здесь фактически то же самое. К тому же, водитель перестаёт слышать происходящее вокруг. Спору нет, дорожный шум не столь приятен, как новый хит, но порой именно внешний гул позволяет оценить обстановку: вовремя услышать сигнал другого водителя,  «скорой помощи»  и т.д.

Музыка в машине имеет огромное значение. Она может как усыпить, так и взбодрить водителя. К примеру, громкое заводное диско помогло нашему испытуемому показать лучшее время на трассе. Но, во-первых, от чрезмерного звукового давления человек быстро устаёт и теряет концентрацию, а во-вторых, перестает слышать уличный шум и потому не всегда может спрогнозировать развитие событий

А вот тему финального теста нам подсказал Сергей Лобарев, председатель правления «Гильдии автошкол», ведущий на «Авто Mail.Ru» консультации. Оказывается, по данным исследований, присутствие в машине девушки-пассажира увеличивает риск попасть в аварию на 30%! Само собой, это касается в первую очередь молодых водителей, которые невольно хотят выпендриться перед спутницей и раскрыть свои «гоночные» навыки по полной. Чем не отвлекающий фактор? Тем более, что дамы, как известно, любят поболтать и тем самым часто нарушают пункт 5.2 ПДД: «Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения».

Ну что ж, проверим! В машину к Тимофею прыгает обворожительная Кристина. Её задача не просто красоваться, а болтать без умолку, выводить эксперта из себя и вообще всячески провоцировать его на отчаянные поступки. Со стороны было видно, как возмущённо наш испытуемый взмахивал руками, что-то раздражённо кричал и при этом пытался сосредоточиться на выполнении манёвров. Получалось, прямо скажем, несколько неряшливо. Но результат оказался довольно неплохим — 2 минуты 21 секунда или всего на 3 секунды хуже базового времени. Таким образом, получается, что девушка в машине не опаснее шоколадки. Или просто сказалось то, что наш Тимофей женат?

Если брать в расчёт только сухие цифры, то отвлекающие водителя пассажиры — не такая уж большая беда. Но здесь надо учитывать ещё и психологический фактор. К примеру, когда рядом с молодым парнем едет привлекательная девушка, риск аварии возрастает на 30% — ведь так хочется выглядеть в её глазах крутым и отчаянным...

Впрочем, это уже неважно. Главное, что мы доказали — любое действие, помимо собственно управления автомобилем, мешает водителю ничуть не меньше, чем «незаконный» разговор по мобильнику. Есть о чём задуматься нашим законодателям.

И уповать на современную электронику вроде систем автоматического торможения не стоит. Она спасёт далеко не во всех ситуациях. К примеру, во время того самого «музыкального» теста, когда Тимофей показал лучшее время прохождение трассы, он был настолько дезориентирован, что во время параллельной парковки не заметил, как ему под колёса бросился «ребёнок», в роли которого выступал мешок с мягкими игрушками...

Главная опасность отвлекающих факторов даже не в том, что водитель хуже управляет машиной. Когда у человека заняты руки или рассеяно внимание, вовремя среагировать на опасность порой просто не получается. В нашем случае под колёса машины при заезде на парковку попал мягкий мешок, а в реальной жизни это мог быть ребёнок

Вывод следующий: не стоит воспринимать Правила дорожного движения буквально. Они писаны кровью, но не могут предусмотреть все дорожные ситуации. Так что всегда следуйте здравому смыслу и помните, что лучше пропустить сообщение на фейсбуке, чем потерять жизнь.

Всё еще нам не верите? Тогда посмотрите это видео...

Юрий Урюков
Фото Дмитрия Отросткова

Выражаем благодарность НП «Гильдия автошкол», «Центральной автошколе» и лично Сергею Лобареву за предоставленный полигон, учебный автомобиль и помощь в подготовке материала.

Хотите узнать мнение друзей? Поделитесь с ними статьёй в соцсетях — просто жмите на кнопки внизу!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
372
Дмитрий Трубачев
Статья написана во время движения с помощью устройства типа смартфона, планшета и т.д. без хэндс фри?
ПДД запрещает пользоваться телефоном вообще, а не только разговаривать. За смс, лайк и прочее пользование телефоном, участник дорожного движения вполне заслуженно получает штраф 1500р
СсылкаПожаловаться
Юрий Цурпал
Обезьяна с гранатой за рулём опасна всегда,а если у гранаты выдернута чека,то обезьяна опасна вдвойне....
СсылкаПожаловаться
alexnikol14@yandex.ru
10 лет преподавал (вождение). Я полностью поддерживаю то что нельзя отвлекаться за рулём! И что необходимо за это наказывать. НО существует БОЛЬШОЕ (Я). А мне можно, да мне пофиг! ну все перечислять не стоит-без полезно. В 70годах служил на границе с Ираном и видел наказание водителя полицейским за нарушение! Минут 40 водитель не мог сесть за руль, после 20 палок штрафа.Ведь у того водителя нет ни удостоверения ни денег, взять нечего, А наказывать надо! Но у нас и здесь палку перегнут.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru