Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 февраля
Chevrolet Niva 1.7 MT
Нормально, можно наслаждаться ездой этого полноприводного​ внедорожника, только за городом, в поселке или непроходимой местности, там где обыкновенные автомобили не проедут, а этот лёгкий достаточно м...
3.5
21 февраля
SsangYong Kyron 2.3 AT
Машина покупалась для поездок на дачу. Только АБС. Жалею, что поддался на уговоры жены и взял автомат. Требовать драйва от машины за 860000р смешно. Для 2-х тонн движок слабоват и автомат тупит. Застр...
3.7
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
5 июня 2003 14:33, Новости

Конструктор Божьей милостью

Текст: Лев Шугуров Фото из частного архива Именно такими словами работники нашего автопрома вспоминали разработчика «Победы» и многих других моделей ГАЗа Андрея Александровича Липгарта. Пятикратный лауреат Государственных премий в области автомобилестроения родился 4 июня 1898 года – ровно 105 лет тому назад
Выпускник МВТУ имени Баумана Андрей Липгарт поступил работать конструктором в НАМИ, головной НИИ автомобилестроения.
О его инженерной эрудиции, практической сметке и сочетании в одном лице конструктора и технолога можно написать целую книгу. Его первыми проектами стали доводка малолитражного автомобиля НАМИ-1 1927 года, создание трехосной машины НАТИ-30. А в 1933 году он стал главным конструктором ГАЗа, продержавшись на этом посту 18 лет.
Его разработки – ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, ГАЗ-20 «Победа», ГАЗ-12 (ЗИМ), ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, ГАЗ-46 – завоевали заслуженное признание среди водителей. Простые, долговечные, высокотехнологичные для тех времен автомобили, они выпускались долгие годы. Некоторые из них до сих пор служат своим владельцам. За свои машины Липгарт был пять раз удостоен Государственной премии. Но, наверное, самая важная премия – созданная им конструкторская школа. Из работавших с ним на ГАЗе инженеров выросли главные конструкторы ведущих советских автозаводов – А. М. Кригер (КАЗ, ЗИЛ), А. Д. Просвирин (ГАЗ), Л. В. Косткин (МАЗ), Ю. Н. Сорочкин (ПАЗ, ЗАЗ), Н. И. Борисов (МЗМА, позже – «Москвич»), В. А. Грачев (СКБ ЗИЛ), П. И. Музюкин (УАЗ). Все они исповедовали инженерную философию своего учителя: идеальная сбалансированность конструкции, которая сочетала бы в себе технические новшества, высокие эксплуатационные качества и технологичность производства.
Судьба Липгарта, несмотря на его немалые заслуги, не всегда была легкой. В 1951 году по наветам карьериста и доносчика (он не заслуживает даже упоминания его фамилии) главный конструктор был понижен в должности, а позже переведен на Уральский автомобильный завод рядовым инженером. Авторитет его, однако, был столь велик, что с 1954 года Андрея Александровича пригласили на работу главным конструктором НАМИ. Кроме того, с 1953 года он заведовал кафедрой «Колесные машины» (читай – «Автомобили») в родном МВТУ. Скончался Липгарт в 1980 году в возрасте 82 лет. Ветераны ГАЗа запомнили Липгарта как простого, душевного и отзывчивого человека. На заводе у него не было отдельного, «начальнического» кабинета, к нему в любой момент можно было обратиться со своими проблемами, и он всегда находил выгоднейшее решение производственных, административных и бытовых вопросов. В годы войны Липгарт жил со своей большой семьей в деревенском доме, держал корову. В голодные времена он нередко приносил на службу в бидончике молоко для своих особо нуждавшихся сотрудников.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно

Рекомендуем прочесть