Евро помогает азиатам

Рост курса евро оказал влияние на рынок новых иномарок в России. Они подорожали в рублевом и долларовом эквиваленте. А в лидерах по продажам те, кто «по старинке» устанавливает цены в долларах.

Переход к евро для продавцов выглядит очень заманчивым, позволяющим повысить цену практически «ни за что». Однако кое-кому это уже вышло боком. Перейдя на новую валюту, ряд компаний ощутил снижение спроса. В частности, за первый квартал текущего года на российском рынке продано 599 автомобилей Audi, что на 31 автомобиль меньше, чем за тот же период 2002 года. За первый квартал 2003 года на российском рынке через официальных дилеров был реализован 1391 автомобиль VW против 1692 автомобилей за аналогичный период прошлого года. Продажи Skoda, ставшей в прошлом году одним из бестселлеров российского рынка (2-е место), в первом квартале 2003 остались на том же уровне, что и за аналогичный период прошлого года (1653 автомобиля), во многом именно из-за перехода на евро.

На некоторые модели цена в рублевом эквиваленте выросла на 15%. Mitsubishi, Toyota, Daewoo, Hyundai, KIA, Land Rover, Suzuki держат цену в американской валюте. Долларами измеряется и цена автомобилей концерна General Motors, причем не только американских Chevrolet и Cadillac, но и европейских Opel и Saab. На фоне подорожавшей продукции других марок это делает их более привлекательными для покупателей. По словам продавцов, «люди не готовы отдавать за автомобиль на несколько тысяч рублей больше». Такая политика приносит свои плоды. К примеру, у компании Honda продажи в первом квартале этого года выросли почти в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Переходить на евро, сообщили «Газете.Ru» в представительстве японской фирмы, в ближайшее время не планируется. Европейский завод Honda, где производятся Civic и CR-V, находится в Англии, в Суиндоне, а англичане вводить у себя евро пока не торопятся. Не собирается переходить на евро и Toyota. Общий объем продаж японской фирмы за первый квартал 2003 года вырос на 236% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и сейчас компания является лидером по продажам среди иномарок в России. Тем не менее из-за изменения курса доллара по отношению к евро с 1 июня этого года рекомендованные цены на Corolla и Сamry увеличатся на $500. А вот Nissan с нового года продает автомобили за евро. «Мы являемся представителем Nissan Europe, – заявляют в московском офисе Nissan, – а потому устанавливаем цены в евро». К примеру, самая популярная сейчас 1,5-литровая Almera стоит в Москве около 13 500 евро. По нынешнему курсу это 486 240 рублей. В ноябре-декабре прошлого года дилеры предлагали ее за $14 500. По тогдашнему курсу автомобиль обходился покупателю в 461 965 рублей, т. е. на 24 275 рублей дешевле. Впрочем, некоторые дилеры японской фирмы предлагают «Ниссаны» за доллары. Так, в компании Genser за американскую валюту продают имеющиеся на складе в Москве автомобили, закупленные еще до перехода на евро. Новые машины идут через Финляндию, поэтому их цена установлена в евро. В представительстве Nissan отмечают, что продажи продолжают расти, хоть и не так сильно, как ожидалось. С 1 марта на евро перешли и в компании Renault. По словам Яна Доризона, пресс-секретаря российского импортера Renault – компании «Автофрамос», переход на евро продиктован стремлением обеспечить стабильность цен. Цены на Renault до перехода к евро постепенно росли, последнее повышение было в феврале. Ослабления спроса в «Автофрамосе» пока не чувствуют. Связано это с тем, что самые доступные автомобили (Megane, Symbol) подорожали совсем незначительно. Сейчас Renault занимает 4-е место по продажам в России и надеется к концу года продать 11 тысяч автомобилей – почти на 3 тысячи больше, чем в прошлом. В марте перевел цены в евро и Ford. Причем не только на европейские, но и на всеволожские машины. Дело в том, что большая часть комплектующих для российских «Фокусов» поставляется из Европы. Cейчас самый дешевый Ford Focus всеволожского производства стоит 10 800 евро, или 389 тысяч рублей. До перехода на евро автомобиль стоил $11 400, т. е. на 6% дешевле. Однако, по словам менеджеров компании F&C Trading, покупателей волнует отнюдь не увеличение цены, а то, что автомобиль по-прежнему можно получить только через несколько месяцев после заказа. Сейчас, к примеру, принимаются заказы на ноябрь. Скорее всего, постепенно на евро будут переходить и те, кто все еще оперирует долларами.

Пока же рыночная ситуация благоприятствует продавцам японских и корейских автомобилей. Среди них – и продукция наших сборочных производств. В частности, ажиотаж на Kia Rio калининградской сборки лишь немногим уступает ставшему притчей во языцах «фокусному». Если русский Ford надо ждать до ноября, то русскую Kia – «всего лишь» до сентября.