Таблетка от жадности – KTM Duke 390

Сколько раз, при тесте очередного «маленького» мотоцикла, возникала мысль: «отличный мотик, но вот бы ему движка побольше». Ребята из КТМ материализовали мысль сотен и тысяч, явив миру «маленький мотоцикл с мотором побольше»

Нейкед/2013 г./139 кг/373 см3/44 л.с./269 900 руб.

Сколько раз, при тесте очереднго «маленького» мотоцикла, возникала мысль: «отличный мотик, но вот бы ему движка побольше». В КТМ работают настоящие мотоциклисты и думают они так же, как и большинство из нас — рядовых любителей мототехники. Они материализовали мысль сотен и тысяч, явив миру «маленький мотоцикл с мотором побольше».

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Этот мотоцикл я хотел заполучить в тест очень давно, но что-то все время не складывалось. Тем приятнее был момент, когда я, наконец, выкатил его из салона и уселся за руль. Что это за зверь такой, непонятной кубатуры, совершенно нестандартного сочетания размеров, массы и мощности? Дорогая игрушка для тех начинающих, которые могут себе позволить не обращать внимания на цену? Или уже полноценный мотоцикл, который сложно назвать «первым»?

Первые впечатления почти совпали с ожиданиями. Почти — потому что реальность превзошла ожидания практически по всем пунктам. Мотоцикл оказался ощутимо легче, чем я предполагал, посадка — удобнее, места в седле — больше, а уж мотор — тот вообще стал откровением.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

«Рыжий», как я уже оговорился, появился на свет как «более лучшая» версия 125- и 200-кубовых версий «дюка». Та же ходовка, те же габариты и даже вес почти тот же. К слову, наш подопытный всего на 6 килограммов тяжелее своего 125-кубового собрата, и это при почти вчетверо большей мощности! Какая-то бешеная табуретка получается.

Если бы речь шла о какой-то другой марке, тем более из Поднебесной, где любят малой кровью сделать «из жеребенка тяжеловоза» простой установкой более кубатурного двигателя, я бы задался вопросом о соответствии жесткостного запаса ходовой части и двигателя. Однако здесь сомневаться не приходилось с самого начала. КТМ — это вам не какой-нибудь джаншинь или динлинь. Здесь все просчитано и продумано. Собственно, ходовые испытания это только подтвердили. Жесткость ходовой поистине гранитообразная. Конечно, это вам не суперспорт, но для своей ниши все идеально.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Подвеска, как и положено КТМ любого калибра, — White Power. И хоть регулировок в ней не густо, нужно отдать должное инженерам — настроена она вполне адекватно предназначению мотоцикла. Стритфайтер должен быть жестким, как табуретка — все в угоду управляемости. Возможно, кому-то не понравится столь жесткая настройка, особенно ездокам, не шибко обремененным лишними килограммами, но для овощной езды по городу есть всевозможные дорожники-«чесотки», скутеры и прочие мопеды. А этот аппарат создан для того, чтобы дубасить между рядов, поворачивать с коленкой или с пяткой, кому как больше нравится и вообще, всячески генерировать выбросы норадреналина в кровь.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Вот что действительно удивило — так это посадка. Вспомнилась цитата мужчины в полном расцвете сил — Карлсона: «Как такая большая тётя уместилась в такой маленькой коробочке?». Я вот тоже считаю себя мужчиной в полном расцвете сил и размеров, кстати, тоже. И как эти австрийские товарищи умудрились сделать так, что я уместился на такой компактный, скажем так, мотоцикл, и при этом с комфортом? Да, мне, при росте 188, не было тесно на «дюке». Совсем не было, от слова вообще! Сиденье позволяет даже немного перемещаться вперед-назад, подножки снесены вверх и назад, но в меру — ноги не затекают даже после продолжительной поездки, руль формирует легкий наклон вперед, в общем, посадка получается сбитая и собранная, но без капли напряжения. Ровно то, что нужно для агрессивной манеры езды и активного управления мотоциклом. Но без капли напряженности или усталости после поездки. В Маттингхоффене, видимо, собрались все европейские волшебники и кудесники. При населении городка, где расположена штаб-квартира «рыжих», всего чуть более 5300 человек, это удивительно!

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

А вот пассажирское место здесь исполнено «с особым цинизмом». Нашлепка, именуемая пассажирским сиденьем, настолько маленькая и жесткая, а подножки пассажира задраны настолько высоко, что оно всем своим видом как бы намекает: «Парень, это маленький злобный демон, не под стать ему возить пассажиров! Это удел толстозадых туреров и круизеров».

В общем, максимум, на что годится место второго номера — это катнуть выпускницу в ночь «пьяных бантиков» вокруг Смотровой и договориться о встрече через недельку после выпускного. Более искушенные пассажирки ни от сиденья, ни от мотоцикла как такового удовольствия не получат точно. Как ни крути, а мощности здесь не ведро.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Теперь самое интересное — мотор! 373-кубовая «одностволка» на шаг обгоняет всех производителей малокубатурной техники. Все только-только начали переходить от 250 см3 к 300, как здесь такой выстрел! Да и плевать, что у Ninja 300 два цилиндра и крутится он бодрее. В случае, когда кубов немного, важнее именно крутящий момент, который выдает движок, а вовсе не пиковая мощность. В данном вопросе один «горшок» всегда предпочтительнее двух. Иными словами, два жеребенка тянуть будут всяко хуже, чем одна взрослая лошадь. Да и объем, больший почти на целый «мопед», здесь тоже играет свою роль.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Чтобы компенсировать «овощной» характер любой одностволки, его приходится делать очень короткоходным. От физики не убежать. В данном случае двигатель сделали очень короткоходным — диаметр цилиндра почти на треть больше хода — 89/60 мм. Что действительно удивительно при таком соотношении «бор-строука», это то, что мотор остался тяговитым на «низах». Чем выше степень форсировки, чем меньше ход и больше диаметр, тем более двигатель получается «крутильным» и мощным, но тем менее тяговитым на низах. КТМовцы умудрились добиться высокой мощности на верхах и отличной тяги во всем диапазоне оборотов. Ровная «полка» тяги присутствует практически с низов и до самой отсечки, как будто в раме стоит рядная четверка. Просто удивительно!

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Именно мотор, а вовсе не внешний вид «уличного бойца», не шильдик и не прочие условности, в этом мотоцикле самое главное. Это действительно шедевр инженерной мысли. Как можно из 373 «кубов» выжать столько тяги и мощности, я до сих пор не понимаю. По сравнению с ним все ближайшие конкуренты — унылые мопедки. А КТМ в очередной раз доказал всем, что его мотики действительно ready to race.

Катаясь по городу, я думал, что именно вот этот мотик стал бы идеальным снарядом для тренировок начинающих кольцевиков, причем именно на картодромах. Юркий, со «злой» геометрией и изрядным запасом мощности и момента, на отличной «липкой» резине — в стоке установлены вполне себе спортивные покрышки Metzeler Sportec MS, он действительно готов к гонкам, пусть и маленьким.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

При всем этом потенциале я не могу сказать, что мотоцикл не подходит для начинающих. С Duke совладает и вчерашний выпускник мотошколы, только-только получивший «права». Разве что теперь у нас начинающим не разрешают садиться на аппараты, объемнее 125 «кубов»? Но пока еще не вступили в силу новые правила, есть шанс ухватить последние «безлимитные» права полноценной категории «А» и сразу оседлать «триста девяностого».

Конечно, найдется множество желающих предложить альтернативу в виде беэушных японских «четырехсоток», но поскольку сейчас речь идет не об альтернативах, а о конкретном мотике, не будем уходить от темы.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Так вот, для не очень опытных, начинающих ездоков этот аппарат можно назвать одним из наиболее подходящих для успешного старта карьеры. Можно сесть на чоппер, даже более кубатурный, и за пару лет активной езды не научиться ничему, кроме как ездить по прямой и немножко наклоняться в поворотах, можно взять спорт и через пару лет понять, что на этом ездить каждый день и по многу — удел трёхнутых фанатов. Малокубатурные классики — скучны чуть более, чем полностью, да и через полсезона появится жгучее желание продать 120-200 и купить чего-то более мощное.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

В этом смысле Duke 390 отстреливает сразу всех зайцев. Он достаточно покладист и спокоен, чтобы не напугать новичка излишней резкостью, при этом обладает достаточным уровнем комфорта для ежедневной езды в городе. Однако при своих параметрах он не надоест через два месяца катания, когда будет хотеться подталкивать вяло разгоняющуюся «чекушку» ногами. Его потенциала хватит очень на многое, и он буквально сам будет подталкивать пилота к тому, чтобы учиться ездить не только по прямой. Он провоцирует к активной езде, а его размеры превращают любую, даже не очень большую асфальтированную площадку в отличный полигон для самосовершенствования. Даже азы стантрайдинга для него не фантастика. Жаль только, что ABS невозможно отключить без влезания в электронные потроха моцика. Потому что он буквально провоцирует на езду на одном колесе. И если с вилли проблем вообще не возникает, то торможение на переднем с ABS невозможно.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

Остается один вопрос — стоит ли «рыжий» своих, нужно сказать, довольно серьезных денег? За почти 270 тысяч рублей можно купить и более серьезную технику, без сомнения. К сожалению, в России кубатура мотоцикла остается основополагающим фактором при определении главного критерия мотоциклиста — «круто — не круто». Однако чаще всего все эти «крутые», купившие «литр» сразу после YBR125, представляют собой мартышку с гранатой, как по степени опасности для себя и окружающих, так и по уровню владения оной гранатой.

content image for: 51627
Источник: Анна Бойко

На мой взгляд, этот мотоцикл стоит на ступень выше ближайших конкурентов практически по всем параметрам. Это вполне серьезный аппарат с большим потенциалом, при этом не лишенный и такой опции, как «подходит, как первый мотоцикл». Просто его не придется, да и не захочется менять через сезон, а то и через два. А честно и полностью вычерпав его потенциал и возможности, когда придет время садиться на что-то более кубатурное, можно будет без страха садиться практически на любой аппарат, будь то «старший» брат — Super Duke R 1290, или чистокровный спортбайк. Конечно, в любом деле главное — это упорство и желание чему-то научиться. Однако без хорошего инструмента сделать это сложно. В данном случае, Duke практически идеальный инструмент для того, чтобы научиться ездить действительно быстро и безопасно. А хорошие инструменты стоят недешево. А кто хочет подешевле — может взять себе «китайца».

Благодарим компанию «Байкленд» за предоставленный для теста мотоцикл.
Экипировка предоставлена компанией «Панавто».

Павел Курлапов
Анна Бойко