Can-Am Trophy Russia 2014 – I этап в Бугульме

В начале мая родная редакция сделала мне предложение, от которого было невозможно отказаться — посетить в качестве корреспондента первый этап Can-Am Trophy Russia 2014 в Бугульме

В начале мая родная редакция сделала мне предложение, от которого было невозможно отказаться, — посетить в качестве корреспондента первый этап Can-Am Trophy Russia 2014 в Бугульме.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

«Ходи, гуляй, изучай, как это все происходит. На самой гонке вам должны будут выдать квадрики и повести показывать заготовленные точки съемки. Катайся, снимай по мере сил», — так звучало редакционное задание. Три дня в солнечном Татарстане, на гонке, да ещё и покататься дадут! И вот я уже паркую мотоцикл около аэропорта Домодедово.

Перелёт из Москвы в Бугульму был быстрым и комфортным — уж не потому ли, что наш самолёт совершенно случайно также был марки Bombardier? К своему удивлению, вернувшись домой и заглянув в Вики, я обнаружил, что канадская корпорация производит большую часть самолётов бизнес-класса и самолётов для региональных рейсов, а также является третьим по величине производителем гражданских лайнеров после Boeing и Airbus.

Закинув наш нехитрый скарб в гостиницу, мы отправились в базовый лагерь гонки, раскинувшийся неподалёку от села Ключи Бугульминского района. Место понравилось мне с первого взгляда — здесь можно было найти всё, что нужно настоящему квадроциклисту на отдыхе. Лагерь расположился у подножия гряды холмов, рядом с большим прудом. Многие уже купались — вода как раз нагрелась до температуры парного молока, а некоторые привезли с собой гидроциклы и бороздили водную гладь.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

По статистике организаторов, на первый этап Can-Am Trophy приехало 113 участников из более чем тридцати городов России и Казахстана, большая группа поддержки и несколько тысяч зрителей. Оренбург, Крымск, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Воткинск, Екатеринбург, Самара, Ижевск, Владимир, Йошкар-Ола — вот лишь малая часть географии участников стартового этапа квадросерии.

Наверняка кто-то найдёт свою ложку дёгтя, но лично мне организация лагеря показалась просто идеальной.

Организаторы позаботились о запасе воды для душей и рукомойников.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

В лагере работала столовая, магазин с аксессуарами и экипировкой BRP. По главной «улице» лагеря беспрерывно курсировала цистерна с водой, поливая грунтовку, стремительно сохнущую под весенним солнцем, — только так было можно побороть пыль. Забегая вперёд, именно пыль стала одной из главных сложностей гонки.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Спортсмены занимались своим делом, методично заполняя обходной лист, в котором нужно было проставить отметки о выполнении всех процедур и наличии всего оборудования, необходимого для выхода на старт.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Квадроциклы и «сайды» после осмотра технической инспекцией занимали свои места в закрытом парке — до старта. Насколько я понимаю, это служило гарантией того, что наиболее хитрые участники гонки не сняли бы или, наоборот, не установили бы на технику чего-то лишнего.

— Шлем? Мотоботы? Огнетушитель? Роудбук? Проезжай!

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

А для нас, журналистов, организаторы приготовили для тест-драйва два «гоночных самосвала» — Can-Am Outlander 6×6 1000 XT. Эта поражающая воображение шестиколёсная машина понравилась абсолютно всем. Среди нас было двое, никогда раньше не садившихся за руль квадроцикла — так уж сложилось. Outlander 6×6 не стал для них самым плохим началом квадрокарьеры — оба не пострадали, никуда не врезались, а через несколько минут знакомства с новой для себя техникой уже «зажигали» на трассе, подготовленной для первого этапа гонки. Более же опытные коллеги в погоне за красивыми кадрами вспомнили о спортивной составляющей характера шестиколёсника и принялись пугать головастиков в мелкой речушке, вытекающей из-под запруды. И только инструкторы скептически рассматривали эти экзерсисы, не уставая повторять, что мы всё делаем неправильно, это сугубо утилитарная машина, вот — посмотрите не мешки с грунтом в кузове.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

После ужина спортсменам нужно было набираться сил перед предстоящей субботней гонкой, а для нас пришла пора отправляться в гостиницу. Честно говоря, уезжать немного не хотелось — мне почему-то казалось, что с наступлением темноты в лагере будет происходить самое интересное. В общем, в следующий раз нужно не забыть взять с собой палатку.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Ранним субботним утром на одной из центральных площадей Бугульмы состоялось праздничное открытие мероприятия. Участники соревнований выстроили свою технику по периметру площади, ожидая старта. Кто-то отдыхал в тени, кто-то ещё раз изучал легенду в роудбуке.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Официальная программа началась с татарских танцев и продолжилась угощением всех участников соревнования хлебом-солью с местным колоритом — сладким «муравейником».

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Официальные лица из администрации города и представители компании «Росан» произнесли торжественные слова, после чего наступило время самой красочной части открытия — проезда участников через стартовую арку. Диктор объявлял фамилии спортсменов, города, из которых они приехали, и названия моделей квадроциклов и SSV. Не обошлось без смешных интерпретаций — например, Can-Am «Командир». Commander я с тех пор по-другому не называю. Публика аплодировала всем, а самые горячие овации сорвали экипажи SSV, не поленившиеся вылезти из своих машин для того, чтобы поприветствовать публику. Выглядело это действительно очень мило. Спортсмены, берите на заметку.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

После проезда арки участники выстроились в колонну и организованно проследовали к месту проведения пролога — в базовый лагерь.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Пролог стал самым коротким участком гонки, и, безусловно, самым зрелищным — вся трасса рядом с базовым лагерем была как на ладони, а зрители могли болеть за своих фаворитов на специально отведённых для них местах. В воздух поднялся квадрокоптер с камерой, комментатор со специально построенной для него трибуны объявлял по громкой связи номера и состав стартующих экипажей, в общем — в воздухе витал запах самого настоящего квадроциклетного праздника.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Протяженность трассы пролога составила 800 метров. Невысокие трамплины, резкие повороты, несколько «засадных» участков — участники не стали лишний раз рисковать и проехали эту короткую дистанцию в спокойном режиме. Правда, слишком спокойный темп держать было нельзя — нужно было уложиться в пять минут.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Мы не смогли посмотреть весь «Пролог» целиком — пришла пора выдвигаться на первую точку для съёмки. Организаторы выделили для журналистов целый парк квадроциклов и UTV — Outlander 500, два Outlander 1000, два Maverick Max, и, конечно, «Командир».

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Несмотря на присутствие в названии гонки слова «трофи», этап в Бугульме был, по сути, самым настоящим ралли. Судите сами — трасса протяжённостью более четырёх сотен километров, запрет использования во время гонки GPS-навигаторов и ориентирование при помощи роудбука. Учитывая скорость участников ралли, у нас был только один шанс поймать их в объектив — приехать заранее на точки, мимо которых пролегал маршрут гонки, и попытаться сделать пару снимков.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Точки для съёмки можно было поделить примерно поровну — половину из них составляли «засадные» участки — тоннели под железной дорогой, места разворота или поворота на девяносто градусов, небольшие болотца. Другую половину — ходовые прямики, где участники состязания могли нажать на курок, педаль, или выкрутить ручку — у кого что стоит — до упора.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Некоторые участники нашей журналистской компании выразили своё недовольство по поводу того, что мы видели слишком мало гонки. Но, как я уже упомянул, вряд ли была возможна иная организация: гонщики — слишком быстрые, трасса — слишком протяжённая. Поэтому лично я просто расслабился и получал удовольствие от внезапного тест-драйва — ведь от одной точки съёмки до другой ещё нужно было доехать, и желательно побыстрее.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Темп задавал Максим из «Росана» на Maverick Max. Мне тоже удалось порулить этой бешеной «кибиткой» — четырёхместный «маверик» понравился мне больше всего. Несмотря на то, что у меня нет категории «В» в правах, я достаточно быстро приноровился к миниатюрному рулю, двум педалям и селектору автоматической КПП. Ну а дальше сочетание длинной базы машины, четырнадцатидюймовых подвесок и пологих татарских полей позволили испытать «макс» на предмет максимальной скорости. Благо, что серый «прокатный» ключ, ограничивающий максимальную скорость восьмидесятью километрами в час, быстро поменял свой цвет на нормальный, чёрный.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

В общем, экспериментальным путём было установлено, что максимальная скорость Maverick Max с водителем и тремя пассажирами составляет примерно 115 километров в час. Однако триумф скорости длился не долго — на первом же привале мои пассажиры вручили мне чёрную метку и выгнали из-за руля. «Мы понимаем, что вроде как всё безопасно, но бояться не перестаём. Уберите бешеного водителя», — так звучал цензурный вариант их вердикта. Деваться было некуда, пришлось пересесть.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Самой знаменитой персоной на гонке был, безусловно, Сергей Карякин. Да-да, тот самый Карякин, который выиграл десятый этап «Дакара» в этом году. Сергей принимал участие в Can-Am Trophy Russia 2014, защищая знамёна команды Baltmotors. Подтвердив ещё раз своё высокое гоночное мастерство управления квадроциклом и умение ориентироваться, Сергей отлично проехал первый, второй и третий СУ в первый день гонки. Однако в воскресенье и Сергей, и его напарник по команде потеряли канистры с дополнительным топливом и не смогли взойти на подиум.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

По словам участников гонки, двумя основными сложностями на этапе в Бугульме стали пыль и... навигация. Значительная часть маршрута проходила по просёлочным полевым дорогам, которые из-за сухой солнечной погоды были абсолютно сухими. Проще всего было лидерам, остальным приходилось в прямом смысле глотать пыль. И всё бы ничего, но пыль скрывала колеи, ямы и другие неожиданные препятствия. В результате несколько участников повредили технику и не смогли завершить гонку. Что касается навигации, то чтение маршрута по роудбуку было в новинку некоторым участникам соревнования, что также не добавляло простоты в ориентирование. Некоторые полагались на «стадный инстинкт», следуя за идущим впереди экипажем, и в случае, если он совершал ошибку в навигации, разворачиваться и искать предыдущую точку приходилось также всем.

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

Однако большей части гонщиков на квадроциклах и SSV всё же удалось завершить все пять этапов гонки. А те из них, кто смог найти наилучший баланс между скоростью, здравым расчетом и безошибочной навигацией, смогли взойти на подиум. Там им были вручены кубки, медали и ценные сертификаты от организаторов гонки.

Результаты первого этапа Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia 2014

ATV
1 место — Анатолий Кузнецов (Воткинск)
2 место — Антон Бердников (Пенза)
3 место — Александр Максимов (Йошкар-Ола)

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак

SSV

1 место — Ирек Миннахметов / Антон Власюк (Казань / Екатеринбург)
2 место — Вячеслав Игнатович / Александр Обухов (Нижний Новгород)
3 место — Тарас Лаукарт / Владимир Бендюрин (Владимир)

content image for: 51491
Источник: Алексей Ковпак
Алексей Ковпак