От тайги до британских морей на автомобиле

Уже в начале следующего года из Москвы до Владивостока можно будет проехать напрямую на автомобиле. Сейчас на 700-километровом участке Амурской области от Сковородино до поселка Ерофей Павлович дороги просто нет, и проехать с запада на восток России на машине нельзя. По словам руководителя Росавтодора Игоря Слюняева, автотрасса «Амур» (Чита-Хабаровск) обеспечит важную связь центра России с Дальним Востоком.
content image for: 721
Строить автомагистраль Чита - Хабаровск, являющуюся частью панъевропейского транспортного коридора Париж – Берлин – Москва - Владивосток начали еще в 1977 году, хотя решение принято было одиннадцатью годами ранее. Однако, ни в советское время ни в новейшей истории России трассу так и не построили. Между тем, необходимость проезда с запада на восток России была всегда. Особенно после того, как появилась возможность завозить японские автомобили.

Перегонщики из Владивостока доезжали до Амурской области, где им приходилось часть пути проезжать на железнодорожной платформе.

Это по меньшей мере 700 км от Сковородино до поселка Ерофей Павлович. Хотя и до этих мест добраться можно было только по грунтовке, начинающейся после Благовещенска (со стороны Владивостока) и после Читы (со стороны Москвы) Общая протяженность трассы – 2165 км. За 24 года (1977-2001) проложено всего 994 км. Возможно, все шло бы и дальше в том же духе, если бы не выступление в Благовещенске в 2001 году Владимира Путина. Он поручил правительству форсировать работы по скорейшему открытию сквозного проезда с запада на восток. В начале 2004 года Росавтодор намерен сделать это.

content image for: 721

Для того, чтобы связать Читу с Хабаровском необходимо построить еще 753 км новых дорог взамен старых, а на последнем участке протяжённостью в 550 км сделать около сотни мостов. При этом трассу приходится прокладывать по полному бездорожью и в тяжелейших климатических условиях. Поэтому к 2004 году будет готова только дорога шириной 7 метров (то есть по одной полосе в каждом направлении) в гравийном исполнении. Для 500-700 машин в сутки это нормально, но для трассы с расчётной интенсивностью 3000 автомобилей в день – мало. А настоящей эта дорога станет только к 2008 году, когда она будет полностью с твердым покрытием – цементо-бетоном или асфально-бетоном. Но, учитывая вечную проблему с финансированием, процесс этот может затянуться. А дорога с гравийным или переходным покрытием может не выдержать. Автодоровцы уверены, что срок ее службы – 5 лет.

content image for: 721

Открытие трассы Чита - Хабаровск сразу повлечет за собой большой грузопоток между западом и востоком. В частности, она составит конкуренцию Транссибу. Железнодорожные перевозки, как известно, дорожают, а на востоке тепловозы и электровозы – монополисты. Да и товары из Китая будет возможно доставлять фурами, а не только самолетами. К тому времени, может, и китайское правительство станет более милосердным к туристам, разрешив им пересекать границу на собственном автомобиле, что сейчас строжайше запрещено. Представляете себе отпуск – на машине от кремлевской стены до великой китайской. Любители автопутешествий оценят.

content image for: 721

В перспективе же «Амур» может стать частью европейской трассы Е30, которая связывает всю Россию с Западной Европой. За 5 лет российский участок Е30 был продлен от Самары сперва до Челябинска а затем и до Омска. Каким интересным было бы путешествие по этой трассе – через всю Ирландию от города Корк, по Британии через Лондон, затем переправа в Гаагу, прямая дорога через Берлин, Варшаву, Минск, Москву, Самару, Челябинск, Новосибирск... И финиш во Владивостоке. Или на Сахалине, куда можно попасть паромом из порта Ванино, что в Хабаровском крае. Хорошим получился бы подарок для любителей дальних, экстремальных поездок. Правда, для того, чтобы стать европейской трассой азиатскому «Амуру» необходимо получить как минимум твердое покрытие – без этого в Европу не берут.