Ямал — снегоходная столица России

В столице Ямало-Ненецкого округа, единственном городе в мире, расположенном на Полярном Круге, Салехарде, начал свою работу единственный в России туристический центр, ориентированный на любителей снегоходов и квадроциклов — туристический центр «Ямалкан».

В столице Ямало-Ненецкого округа, единственном городе в мире, расположенном на Полярном круге, — Салехарде, начал свою работу единственный в России туристический центр, ориентированный на любителей снегоходов и квадроциклов — туристический центр «Ямалкан».

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

В России довольно много турбаз, резортов и курортов с «техническим» уклоном, где можно взять в аренду снегоход и покататься по окрестностям, но только сейчас появился центр, специально «заточенный» под снегоходчиков зимой и квадроциклистов летом.
Центр появился не на пустом месте. В прошлом году в столице ЯНАО впервые был проведен снегоходный «марафон» «Ямалкан». Более 70 гонщиков из России, Финляндии и других стран соревновались на дистанции в 230 км в классах спортивных и утилитарных снегоходов. Это самая протяженная и самая северная снегоходная гонка, проводимая на территории России. Именно поэтому организаторы и называют ее «марафоном». В этом году гонка пройдет 23 марта. По традиции дата проведения марафона совпадает с главным праздником региона — днем оленевода. Длина трассы составит примерно 230 км.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

В отличие от прочих снегоходных соревнований, проводимых на территории России, Ямалкан — единственная гонка, проводимая при поддержке администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Причем поддержка не «липовая», а абсолютно реальная. Во-первых, организаторы предоставляют услугу доставки техники участников соревнования из любой точки России. Учитывая удаленность Салехарда от крупнейших городов страны — услуга более чем нужная! В прошлом году доставка техники на базу и обратная доставка стоили 15 000 рублей. Более того, в эту же сумму входил стартовый взнос, ГСМ для гонки и проживание каждого участника. Насколько изменится эта "стартовая" сумма для Ямалкана 2014, пока не известно. Но, можно надеяться, что сильно она не вырастет.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Во-вторых, «битва» на марафоне идет не за эфемерные «гордость победы» и пластмассовый кубок, а вполне ощутимые призы — приз за первые места в обоих классах составляет 800 000 рублей! За «серебро» и «бронзу» — 400 000 и 200 000 рублей соответственно. Кроме того, поощрительные призы получат все, вошедшие в зачетную «двадцатку». Кстати, в этом году команда Мото Mail.Ru отправится на соревнования и подготовит развернутый репортаж о мероприятии.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Так гонка стала причиной появления целого туристического комплекса. В кратчайшие сроки, чуть более чем за полгода в 12 километрах от города, на берегу Оби вырос огромный комплекс. Поскольку Ямал — край суровый, было решено отказаться от отеля в классическом понимании этого слова. Гостей размещают в индивидуальных 2-3-местных домиках «polar house». В каждом есть полноценный санузел, спутниковое телевидение, интернет. Интерьеры выполнены из натурального дерева, поэтому в каждой «избушке» стоит запах свежей сосны — приятно и полезно для здоровья.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

В основном здании базы расположены спорт-бар, караоке-бар и ресторан с отличной кухней и полным набором «вкусностей» в баре. Стоимость проживания, во всяком случае, по меркам подмосковных курортов, вполне сносная — двухместный «домик» обойдется в 4000 рублей в сутки.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Помимо основной базы, в распоряжении центра есть и еще две «дальние заимки»: базы «Пятиречье» и «Озеро Большое Щучье». Каждая рассчитана на 16 постояльцев. И добраться до них можно исключительно на вездеходной технике — зимой это снегоходы, летом — квадрики. Всесезонным транспортом в арсенале центра является снегоболотоход «Петрович». Добраться до этих баз — уже целое приключение, доступное далеко не каждому.

Однако самое главное и основное, зачем сюда стоит приезжать, — это не бар и не уютные домики, а суровая северная природа. Ни один туристический центр близ крупных городов или даже в курортных зонах не сможет предложить того, что есть здесь. Бескрайние просторы дикой, нетронутой природы. Тундра, горы полярного Урала, тысячи озер, сотни рек и никакой цивилизации на сотни километров. Кому-то это покажется пугающим, однако не за этим ли и едут многочисленные любители активного отдыха и природы?

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Центр предлагает не только широчайший выбор техники (более 80 снегоходов всех классов, от детских до последних моделей «горников». Примерно столько же квадроциклов), но и услуги опытных гидов-проводников. Помимо стандартных маршрутов разной степени сложности, специалисты готовы разработать маршрут любой протяженности и сложности, ведь тундра действительно бескрайняя.

Прайс на аренду снегоходов довольно гуманный. От 2500/час за самые простые модели вроде «викинга» или «скандика» до 6000/час за топовые горные модели 800-й Ski-Doo Freeride или Polaris 800 RMK. В сутки те и другие обойдутся от 15 000 до 30 000, соответственно. Самым бюджетным вариантом «покататься» станет продукция отечественной «Русской Механики»: «Варяги», «Атака» или «Патруль» обойдутся всего в 1800 руб./час. Услуги инструкторов и гидов каждый раз оговариваются отдельно.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Мы пробыли на базе «Ямалкан» несколько дней. И хоть зима приходит в этот суровый край довольно рано, в середине октября уже стояла вполне зимняя минусовая температура, но снега выпало маловато для того, чтобы расчехлять снегоходы. Мы отправились в тундру на вездеходах «Петрович». Пожалуй, те два дня, что мы провели в тундре, позволили «выключить мозг» и отдохнуть от городской суеты так же эффективно, как если бы я провел неделю-другую на каком-нибудь курорте. Да, жили мы тоже в «Петровичах», благо машина позволяет. Полнейший отрыв от цивилизации, полное отсутствие дорог (разве что недостроенная сталинская железная дорога — «501 стройка», известная, как трансполярная магистраль), мобильной связи и вообще любых следов цивилизации. Именно здесь начинаешь чувствовать, что человек, во всяком случае, здесь, не царь природы, а маленькое существо, которое пытается приспособиться для выживания в суровых условиях. Где твоя жизнь зависит только от тебя самого, техники и товарищей. Конечно, сопровождающие гиды отлично знают тундру, умеют ремонтировать технику и не бросят в беде, но все равно, ощущения оторванности от мира потрясают.

content image for: 50922
Источник: Павел Курлапов

Самолет из Москвы в Салехард долетает за три часа. Столько же, сколько, к примеру, до Анталии или Парижа. Так что на поверку «далекий северный край земли» оказывается не так уж и далеко. А эмоций и новых впечатлений этот край может подарить невероятное количество. Так что теперь, планируя отпуск, можно смотреть не только на юг, но и на север.

http://yamalkan.ru/

Павел Курлапов