Долгий путь начинается с первого шага — на «совкоциклах» к краю земли

Первый шаг к нашему долгому пути родился на задворках сознания, слегка затуманенного сизостью самогона. Длительные споры о том, куда и на чем стоит съездить, закончились серегиной репликой о его давней мечте: совершить путешествие на мотоцикле «ИЖ-49»

Нордкап (англ. North Cape, норв. Nordkapplataet) — мыс на острове Магерё на севере Норвегии,
в коммуне Нордкап. Высота мыса 307 м, считается самой северной точкой Евросоюза и Европы в целом.

Участники: Сергей «Друг» Шеставин и Виталий Свирчевский.
Точка старта: нулевой километр г. Курска (Красная Площадь).
Дата старта: 22 июня 2013 г. 04:00 утра МСК.
Расстояние до мечты и обратно: 6500 км, с учетом посещения дополнительных интересных мест.
Цель: побывать на краю земли.
Техника: «ИЖ-49» (1951 г.в.) и «Урал» (1990 г.в.).

Первый шаг к нашему «долгому» пути родился на задворках сознания, слегка затуманенного сизостью самогона. Как-то осенним погожим днем, вдоволь накатавшись на эндуриках вокруг родного города, я и Сергей Шеставин («Друг») выбрали конечной точкой гостеприимный шалаш Жени «Художника». Гостеприимство Евгения в виде свежевыпеченного хлеба и свежеизготовленного самогона раскрыло наше сознание и направило нить беседы в дальние дали, кои уже удалось каждому из нас посетить. Длительные споры о том, куда и на чем стоит съездить, закончились серегиной репликой о его давней мечте: совершить путешествие на мотоцикле «ИЖ-49», но не куда-нибудь, а именно на край света! Краем света в данном случае был обозначен мыс Нордкап. Несмотря на «топливо» внутри организма, по коже пошли крупного размера мурашки от одной только мысли, каким «простым» может оказаться воплощение этой идеи.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Набрызгавшись «дихлофосом» и тем самым усмирив кожных насекомых, я пустил в голову всякого рода авантюрные мысли. Начинались они так: «А что если?», «6500 км не так уж далеко», «Советский мотоцикл!?», «Много запчастей и инструмента», «Ведь не доедет!», «А, была не была!».

— Серега!

Мозг слышит как язык, живущий в данный момент отдельной жизнью, произносит слова:

— Я с тобой поеду...

Далее началась рутинная подготовка к путешествию. Предстояло найти советского производства мотоцикл. Привести его в боеспособное состояние. Собрать комплект запасных частей, которые, возможно, потребуются в дороге. Выбор, которому помог случай, пал на мотоцикл моего хорошего друга Коли «Жеребенка». Им оказался «Урал», свежевыкрашенный, модернизированный и требующий лишь окончательной «полировки напильником». Близился день икс. Визы в паспортах польские. Ген. доверенности на мотоцикл нет (собственник живет в Ульяновске). Все это ерунда, думал я, сверяясь со списком необходимого и заталкивая поршни, тросики, спальник и прочее барахло в объемные кофры мотоцикла.

г. Курск. 22 Июня. 4 часа утра. 0 километр.

У места старта собралась компания из молодых и не очень людей на мотоциклах. По белым платочкам сразу видно — провожающие. Рожи хитрые, понятно, ставки о продолжительности нашего пути уже сделаны. Финальная проверка увязки скарба. Коллективное фото на память. Ключ на старт. От винта!

Самые длинные световые дни в средней полосе России наступают именно в июне. Сегодня 22-е, 03:00 «по Москве». В голове ясность, а на душе до странности спокойно. Впереди поездка на Нордкап. Галифе, кирзовые солдатские сапоги, фуфайка, советский танкистский шлем и очки — все это уже ждет меня, аккуратно сложенное на стуле в прихожей, как и 6500 км пути. Как же банально начинаются такие поездки — с галифе и бутербродов, заботливо завернутых женой в фольгу и уложенных в рюкзак.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

«ИЖ-49» ждет меня в гараже. Он отремонтирован и прикатан. Заднее сиденье занято канистрами с бензином и маслом, запасными вещами, инструментом, запчастями. Без этого нельзя. «ИЖ» 1951 года выпуска требует к себе особого отношения — возраст надо уважать!

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

На нулевом километре нас уже ждут друзья. Двадцать минут суеты от встреч и пожеланий отвлекают от реальности, как будто сегодня вовсе не меня провожают, а просто собрались друзья побалагурить на мотоциклах. Фото на память, плакат, очередная проверка укладки вещей. Пора. Это решение должен принять я сам. Забыть, что хочется развернуться в сторону дома и отогнать пугающую меня неизвестность дороги. Пора! Виталий одет. Его вишневый «Урал» с наклейкой улыбающейся мультяшной волчицы победно смотрит вперед, небезосновательно напоминая мне мультфильм «Ну, погоди!». Пора!!!

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Нам вслед машут и сигналят друзья. Они рады нашему решению поехать на Нордкап. Но теперь нас стало всего трое: Я, Виталий и Дорога. Город провожает нас улыбками выпускников. Они сегодня встречают рассвет, и им невдомек, куда мчатся двое сумасшедших мотоциклистов в советской военной форме на древних мотоциклах этой ночью.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

А в душу с каждым пройденным метром вливается спокойствие и концентрация. Эмоции прочь. Мы на Дороге, и теперь приходится считаться с каждым ее поворотом. Город давно остался позади, туманные ложбины холодного утра окутывают нас своей сыростью, и эту пелену мы разрываем выстрелами глушителей, оставляя на память сизоватый дым двухтактного выхлопа. Довольно холодно — всего +8. Первая остановка уже через 40 км в Фатеже. Ноги и руки буквально скованы холодом. Наверное, все-таки сказывается нервное напряжение. Укутываемся по полной: платки и банданы покрывают нас целиком, остаются только глаза. Именно так в войну выглядели солдаты на мотоциклах. Очень хочется скорее увидеть первые лучи солнца и почувствовать их тепло. Едем дальше! «Admin» и Вера, догнавшие нас под Фатежем, поворачивают обратно. Мы снова втроем.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Лента, лента и снова лента дороги, вьющаяся под колесами, заставляет думать о своем. Эти думы прерываются короткими остановками на заправках. Мы никуда не спешим, путешествие слишком большое, чтобы куда-то спешить. Дальнобойщики, рассмотрев нашу технику, одобрительно сигналят и принимают к обочине — это приятно! Даже не зная нас, они успевают оценить облик советских солдат на мотоциклах, возраст которых старше самих пилотов. Мы в знак благодарности машем им.

Глядя на мелькающие придорожные поселки, я почему-то ощущаю себя маленьким мальчиком, забравшим у отца без спроса мотоцикл и бесцельно мчащимся на нем с улыбкой, какая бывает только в детстве. Именно тогда мы были счастливы по-настоящему, по полной! Мои образы рушит зеркальное стекло заправки — в нем за стеклами советских летных очков проглядывает очень взрослый я, который строго глядит себе в глаза, пытаясь досмотреться до смысла происходящего. Очередная остановка. «ИЖ» теряет искру. Одновременно с этим Виталий говорит, что задний тормоз стал каким-то вялым. Ремонтируем, можно ехать дальше. Сегодня мы направляемся в Наро-Фоминск, город воинских частей и танков, к родне. Правда, по дороге нас чуть не забрала дюжина привлекательных девиц, нагло приподнимая свои юбки и завлекая в гости на местную свадьбу. Если бы не Нордкап — обязательно остались бы. В Наре, так местные называют свои городок, почти ничего не изменилось. Все те же стройные ряды солдатских заборов, бродящие около «чипков» срочники с мамками, постаменты достижений танкового искусства. Хотя городок сам по себе небольшой и милый. Сегодня надо отдохнуть.

Два часа пути — полет нормальный. Скорость движения 40-50 км/ч. Крейсерская для «ИЖа» и убийственно убаюкивающая для водителя «Урала». Двухтактный выхлоп усиливает состояние «общего наркоза». Такого количества кофе, как в этой поездке, мне бы и за всю жизнь не выпить! И вот на границе Орловской и Курской областей «ИЖ» глохнет. Причина найдена быстро: закидало свечу. Быстро устраняем неисправность и берем курс на север.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

В голове хмурые мысли о частоте остановок по причине вышедшей из строя техники. Насколько сильно они могут выбить нас из графика? Эти мысли со временем трансформировались в легкую шизофрению, которая заставляла вслушиваться в звуки мотоцикла и при появлении нового, ранее не слыханного, гадать, за каким же поворотом эта авантюра завершится.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Забегая вперед рассказа: где-то в Норвегии я со своим мотоциклом уже порядочно разговорился, беседы велись как на высокие, так и на приземленные, чисто мужские темы. Но всегда начиналась с моей просьбы: «Старина, довези, а?»...

Планируя поездку, мы рассчитывали проезжать порядка 500 км в день. Но только теперь, проводя целый день в «седле» совнархозов, мы смогли в полной мере ощутить, насколько нелегко будет преодолеть оставшиеся 6000. В Наро-Фоминске нас ждало радушие и гостеприимство серегиного папы, так что поспать этой ночью особо не довелось. Рано утром два друга-китайских пчеловода, оседлали своих железных коней и двинулись в путь. Впереди нас ждал один из самых напряженных перегонов, трасса Е105 Москва — Питер. Фуры, полчища фур, орды грузовиков курсируют между двумя столицами 24 часа в сутки 365 дней в году. Два тихоходных мотоцикла то и дело чуть не выбрасывало с дороги мощной воздушной волной от пролетевшего мимо грузовика. Приходилось крепче сдавливать булки, прижиматься к корявой обочине и молиться, что водила грузовика, летящего тебе в спину, хорошо спал этой ночью. Чем дальше мы продвигались на север, тем длиннее становился световой день.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Когда лежали в палатке под Питером, перед глазами носилась бесконечная вереница фур, да и северные «белые ночи» явно не способствовали здоровому сну. Легкий завтрак, осмотр техники, и мы снова в седле. В вечерних планах маячил город Петрозаводск, путь к которому пролегал по живописнейшим местам и гладким как стекло дорогам республики Карелия. Тридцать восьмая чашка кофе, выпитая на заправке, опять не подействовала.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Могучие, карельские сосны клонило к земле, от раздающегося с двух мотоциклов храпа. Слегка обалдевшие от чистейшего воздуха, поздно вечером (хотя в середине лета в тех краях хрен разберешь, поздний вечер сейчас или раннее утро) двое в костюмах летчика и танкиста молодых людей, въехали в город Петрозаводск. Автомобилисты приветствовали участников пробега Курск — Нордкап сигналами клаксонов, прохожие просто шарахались в стороны, видимо, подозревая, что где-то позади движется колонна бронетехники. Ох уж этот кофе! Чего только от него не привидится!

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Получасом позже нас встречал Андрей — большой поклонник Honda Africa Twin, самодельного абсента, и любитель прохватить невзначай на мотике пару тысяч километров за один присест.

За ужином мы обсудили предстоящий перегон Петрозаводск — Мурманск. Андрей сказал, что составит нам компанию и еще раз с радостью посетит гостеприимную Норвегию с ее великолепным мысом Нордкап. Несколько позже было принято решение отклониться от первоначального маршрута и проникнуть на «вражескую территорию» через Финляндию. Основным аргументом, послужили Андрюхины убеждения в том, что проходить финскую и норвежскую таможню — это «две большие разницы».

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Напомню, что в наших паспортах стояли хоть и Шенгенские, но все же польские визы. В Финляндию, как выяснилось, жители приграничных городов ездят как к себе на дачу, по поводу и без. Именно поэтому шансов «перевалить за бугор», используя Финскую таможню, было гораздо больше.

Дорога от Петрозаводска до Костомукши порадовала нас как идеально ровными, прямыми «прострелами», так и спецучастками, на которых мотоциклы испытывали позвоночники и задницы седоков на прочность. Ночевка состоялась в лесу, чему карельские комары-мутанты были несказанно рады. Полезный совет отъезжающему на север: не берите с собой противокомариный спрей. На местных насекомых он не действует, а объем в багаже занимает. Злые, покусанные, не спавшие, оседлали мы «коней» и через два часа наблюдали с пригорка за происходящим на российско-финской границе.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

На удивление, пересечение пограничного кордона заняло всего час. Русские погранцы, сделав пару фото на память, поинтересовались, не везем ли мы в своих мотоциклах чего запрещенного или лишнего алкоголя. Наши закопченные рожи расплылись в улыбках, а взоры уткнулись в магазин с надписью Duty Free. Погранцы больше вопросов задавать не стали, поставили штампы и пожелали хорошей дороги. Следующая опасность заключалась в том, что у финнов возникнет интерес по поводу экологичности нашей техники. В этом отношении «ИЖ-49» со своей дымовой завесой и капающим из глушаков маслом был весьма неубедителен. Урал, из-под сальников которого тоже уже порядком капало, также не претендовал на звание экологичного транспорта. У финского пограничника, вопрос возник только один... «Урал»? Спросил он тыча пальцем в «ИЖа». Неее, крутим головами мы, — вот «Урал». Прыгаем на кикстартерах и скрываемся из виду в клубах сизого, двухтактного дыма.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Финляндия, является мечтой любого рыбака. Огромное количество водоемов, вместо хлеба в магазинах рыболовные снасти, лодки на прицепах явились тому живым доказательством. Очень удивило малое количество большегрузного транспорта и обилие кемперов, иногда напоминавших целую усадьбу. Среднестатистический водила кемпера — это дедушка лет эдак за 60. Рядом неизменная спутница жизни, теперь уже бабушка. Внутри кемпера обязательно путешествует пес, но чаще даже несколько. Обилие оборудованных стоянок-кемпингов, на которых можно встать за сравнительно небольшую плату, делают перемещение по стране комфортным и безопасным. Несмотря на полярный день, мы практически не видели автомобилей на дорогах после 22 часов. Для таких бродяг, как мы, в ассортименте придорожных кемпингов всегда находился щитовой домик на четыре персоны, в котором есть полки-кровати, обогреватель и нехитрая кухонная утварь. Душ, туалет на улице. Цена такого постоя, варьировалась от 30 до 50 евро.

Дороги ближе к северу по качеству покрытия становились несколько хуже. Появлялись грузовики с прикрепленным по ширине всей морды «кенгурятником». Знак 1.22 «животные на дороге» прибит чуть ли не к каждому столбу. Пахло Санта-Клаусом! Ба, да это же Лапландия! Однажды впереди идущие автомобили начали резко останавливаться и что-то объезжать. Отсутствие нормальных тормозов вызвало выброс адреналина в кровь. Сонливость моментально улетучилась. На дороге возникло нечто. При ближайшем рассмотрении «нечто» оказалось настоящим северным оленем! Рука автоматически выхватила из кобуры... нет, не трофейный «парабеллум», а видеокамеру. Началась охота совсем не за редким в Лапландии кадром. Олень, как ни в чем не бывало, стоял посреди дороги и с любопытством разглядывал проезжающих мимо.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Оленей, свободно разгуливающих где им вздумается, в Финляндии и Норвегии великое множество. Интеллект оленя, судя по его поведению, не сильно отличается от куриного. Пробежать перед мотоциклом метров пятьсот, никуда не сворачивая, или выпрыгнуть из кустов прямо под колеса машины — жизненное кредо любого северного скота. Вот теперь-то я точно выяснил, почему слово «олень» в русском языке часто используется как имя нарицательное.

А меж тем, наши «старички» продолжали кушать дорогущий европейский «девяносто пятый» (топлива с более низким октановым числом в продаже просто не существует), дорогущее европейское масло и терпеливо приближать нас к заветной цели. Вот уже и граница полярного круга осталась за спиной. Пройден символический рубеж между Норвегией и Финляндией, мы на финишной прямой. Природа кардинально преобразилась. Исчезли и без того чахлые деревца, остался только мох и кустарник. Свинцовое небо, температура +12 и странный звук из двигателя нагнетали душевную смуту.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Впереди показалось жерло туннеля, соединяющего материк с островом Магерё. Туннель пролегает под морским дном на глубине 200 метров, а его длина — 6,8 км. Температура внутри — около нуля. Ехать по нему — то еще испытание. Немецкий велосипедист, любезно сфотографировавший нас на фоне жерла туннеля, так и сказал (причем на чистом русском): «Туннель — это полный 3,14-ц!». Встал на педалях и был таков.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

На острове Магерё стоит всего лишь один маленький городок Хонингсвог. Город-порт. Каждый день к его причалам пристают огромные круизные лайнеры, из которых вываливают орды туристов с одной лишь целью: поставить в своем «жизненном плане» очередную галочку о посещении очередной туристической «мекки».

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

После Хонингсвога у меня сложилось впечатление, что этот город — одна огромная декорация, построенная исключительно для туристов. В восемь часов вечера, как по команде «отбой», жизнь замирает. С улиц исчезают люди, закрываются магазины и заправочные станции. Увеселительных заведений а-ля «сельский клуб» нет и в помине. Необычны и суровы условия жизни: отсутствие растительности, скалы, пронизывающий до костей ветер, снег тает всего на два летних месяца, летом почти всегда туман или дождь. Среднегодовая температура — 11,8°C. Приправьте все вышеперечисленное полярной ночью, которая длится почти полгода. Теперь представляете, что должно быть у человека в голове, чтобы он добровольно согласился там жить. Иван, водитель местного автобуса, с которым нам довелось познакомиться несколько позже, рассказывал грустные истории о том, как у некоторых аборигенов на фоне полярной ночи возникают сложности с психикой. Выбор лекарств от такой тоски не богат (цены на спиртное о-го-го!!!). Вот и забираются они повыше на скалы для того, чтобы сказать последнее «прости» и спустить курок у виска.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Тридцать километров горного серпантина отделяют Хонингсвог от Нордкапа. На КПП с нас берут мзду в размере 35 евро с человека. И вот оно, плато, уставленное вездесущими кэмперами. Каменный обрыв с высотой стены 300 м.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Где-то внизу невидимые волны Баренцева моря грызут этот самый край земли. Шквальный ветер заметно усложняет установку палаток. Приходится вязать их к мотоциклам и огромным булыжникам.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

С удивлением замечаю, что весь палаточный лагерь — это наши три и еще одна неподалеку, пристегнутая к велосипеду амбарным замком. Знакомимся с ее хозяином. Испанец Луис крутил педали из своей солнечной Андалусии. 6000 км за 42 дня! Виски не пьет, сигар не курит. А вот мы в удовольствии себе не отказали, уютно расположившись на склоне. Три часа ночи, а солнце упорно не желает садиться за горизонт, каким бы абсурдом это не казалось. Полярный день все-таки! Совершенно сбитые с толку нарушением дневного-ночного режима, лезем в палатки и пытаемся уснуть.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Второй день пребывания на плато был ознаменован знакомством с местными достопримечательностями. Комплекс, включающий в себя музей, кинотеатр, ресторан, гостиницу, сувенирную лавку, смотровую площадку и даже небольшую часовенку, располагается непосредственно в скале. На краю плато как оказалось, не самой крайней северной точки (Кнившелльодден выступает всего-то на 1500 метров севернее, а вы не знали?), расположен огромных размеров стальной глобус. Невдалеке виднеется мемориал «Дети мира». В 1988 году семеро детей из СССР, США, Танзании, Италии, Японии, Таиланда и Бразилии собрались на Нордкапе и за месяц создали памятник. Семь огромных, в человеческий рост, медальонов символизируют дружбу и единение всех людей планеты и посвящены Миру на Земле.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Сувениры куплены. Мотоциклы обслужены и навьючены. Пора домой. Как пели разбойники в одном известном детском фильме: «Нормальные герои всегда идут в обход».

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Возвращаться той же дорогой не представлялось интересным, и обратный путь мы проложили вдоль северного побережья Норвегии по красивейшим фьордам.

Эта дорога запомнилась обилием воды.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

Вода была повсюду: в виде снега, лежащего на обочине, водопадов, иной раз льющихся прямо на проезжую часть, озер, располагающихся на разных высотах, и, само собой, в виде дождя, который уже через два часа езды проникал под дождевик и делал наше путешествие еще более увлекательным и красочным.

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

В городе Альта мы повернули на юг, далее по Финляндии и уже через два дня переходили границу у российского города Вяртсиля. Первая прикордонная заправка показала, что в баке «ИЖа» появилась течь, и больше трех литров он вместить не способен. Примотав резервную баклажку бензина, обогнули Ладогу, въехали в Питер, который гостеприимно встречал нас пробками и водителями-хамами.

Вышний Волочок как всегда отметился в памяти многокилометровой пробкой. Ночевка в Подмосковье и самый утомительный и долгий перегон за всю поездку. Казалось бы вот он, финиш! Ан, нет. Накопившаяся усталость и жара, заставляли нас останавливаться каждые 150 км и отлеживаться в тени кустов, переводя дух для очередного броска. «ИЖ», терпеливый и безотказный на протяжении всего пути, начал капризничать, и серегиной правой ноге подолгу приходилось уговаривать мотор запуститься. Поздно вечером мы въехали в родной город. В голове звучала песня военных лет «бомбардировщики»: бак пробит, хвост горит, но машина летит...

content image for: 50734
Источник: Виталий Свирчевский

6500 километров и край земли за спиной. Чувство огромного уважения к технике, которая не подвела и дала возможность осуществить задуманный пробег, переполняет до сих пор. А на будущее лето уже зреют планы на новые дальние дали.

Посвящается жертвам социальных сетей.

Если вы съездили в интересное и необычное путешествие и хотите поведать о нем миру, − пишите на moto@corp.mail.ru!

Виталий Свирчевский