Просто и сурово — Yamaha VK540 IV Tough Pro

Yamaha Viking — машина легендарная во всех отношениях. Бестселлер на территории России, супернадежный аппарат для самых тяжелых условий. Но что если сделать его еще проще, надежнее, легче и доступнее — подумали в «Ямаха Мотор Си Ай Эс»?

Утилитарный снегоход/2013 г./535 см3/309 000 руб.

Кончается лето, послезавтра уже осень. Кто-то по этому поводу расстраивается, а мы, наоборот, радуемся, что уже через пару месяцев начнется снегоходный сезон! Сани, коньки и снегоходы нужно готовить летом. Пусть даже и в предпоследний день теплого времени года. Этим материалом мы открываем зимний тестовый сезон 2014!

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Yamaha Viking — машина легендарная во всех отношениях. Бестселлер на территории России, супернадежный аппарат для самых тяжелых условий. Но что если сделать его еще проще, надежнее, легче и доступнее — подумали в «Ямаха Мотор Си Ай Эс»? Идею поддержали и многочисленные пользователи «викинга» на территории всей страны от Мурманска до Владивостока — исследовательская группа представительства объехала всю Россию, чтобы понять, чего хочет потребитель. В результате свет увидела особая серия VK 540 IV, разработанная специально для России и только для нее.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Новая модификация получила название Tough Pro [Таф про], что на русский можно вольно перевести, как «крепкий, крутой, профессиональный». Внешне аппарат очень напоминает привычный четвертый «викинг». Те же пластиковые кожухи, сходная подвеска... Разберемся, что было изменено и зачем.

Первое, что бросается в глаза, — глухой черный цвет без единой наклейки, крашеный в черный же трубчатый бампер клиновидной формы вместо привычного алюминиевого, плоское сиденье без спинки, ну а более продвинутый пользователь заметит, что в подвеске гусеницы «не хватает» роликов, по сравнению с обычным «викингом».

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Пройдемся по изменениям. В своих исследованиях Yamaha пришла к выводу, что большинство пользователей преимущественно ездят на снегоходах без пассажиров. Спинка и отформованное пассажирское место зачастую не востребованы. По этому сиденье сложной формы вместе со спинкой упразднили и заменили на обычную «лавку» на фанерной основе. Это заметно удешевило и облегчило конструкцию.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Красивый алюминиевый бампер тоже не прихоть дизайнера. Бампер из алюминиевого профиля зачастую оказывался недостаточно жестким. Во время езды по лесу часто гнулся при встрече даже с не самыми толстыми деревьями. А его прямоугольная форма мешала прокладывать себе путь сквозь кустарник. Клиновидная форма стального бампера была подсмотрена у «самопальщиков», которые уже давно приспособились менять «алюминий» на подобные конструкции. Новый бампер более прочный, а благодаря своей форме позволяет «раздвигать» кустарники и тонкие деревца, а не подминать под себя. Для езды по нетронутым лесам это очень важно.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

«Нехватка» роликов в подвеске обусловлена тем, что здесь, в отличие от базовой «четверки», использована подвеска прошлого поколения Pro Active. На «викинге» же установлена более продвинутая подвеска Pro Comfort. Подвеска «таф про» менее сложная по конструкции, а значит, более надежная. Кстати, ход подвески заметно вырос: с 275 до 385 мм! Отличное подспорье на целине, особенно где-нибудь в тундре, где снег зачастую приобретает твердость бетона! Гусеница Camoplast Ripsaw шириной 500 мм и длиной 145 дюймов (3912 мм) перекочевала со «старшего брата» без изменений, как и передняя телескопическая подвеска с ходом 150 мм, с «внедорожными» лыжами Blow Mold, шириной 228 мм. Немного изменили и форму багажника, сохранив при этом тягово-сцепное устройство. Радикальный черный цвет снегохода тоже обусловлен стремлением снизить стоимость машины. Именно поэтому на снегоходе нет ни единой наклейки — все на борьбу с ценой.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Теперь о более значительных и невидимых снаружи изменениях. Снегоход лишился электростартера и, как следствие, аккумулятора. На месте и без того примитивной системы контроля уровня масла в бачке — пластиковой прозрачной трубочки — на левой облицовке в районе колена теперь зияет пустота. Осталась только контрольная трубочка уровня топлива.

Многие жители северных регионов жаловались на то, что после морозной (ниже −40 градусов) ночи, масло в баке загустевало, и возникали проблемы с запуском двигателя и повышенным износом цилиндропоршневой группы. Масло (как и аккумулятор) просто замерзало. Именно по просьбам «трудящихся» Крайнего Севера автоматическую систему смазки и зачастую ненужный электрозапуск упразднили. На Tough Pro бензин по старинке необходимо замешивать заранее. Подобная «модернизация» позволила скинуть еще несколько килограммов массы и тысяч рублей стоимости.

Для справедливости, стоит отметить, что столь необходимые элементы, как вариаторная трансмиссия с понижающим рядом и реверсом, подогрев ручек руля и курка газа остались без изменений.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

В итоге снегоход стал на 16 килограммов легче, чем Viking IV, и почти на десять процентов дешевле: 309 000 руб. против 339 000 руб. Когда прошлой весной журналистам представили «облегченную» модель, цена на нее еще не была известна. Мы долго гадали, решатся ли в «ямахе» на переход психологического барьера в 300 000 руб. или нет. Но, все же, этого не случилось. Тем не менее, в данный момент это единственный аппарат нероссийского производства за такую цену.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Конкуренты, естественно, не дремлют. «Облегченные» версии своих утилитарников к сезону 14 года готовы у BRP: Ski-Doo Tundra WT 550 (правда, лишенная понижающей передачи) будет стоить этой осенью ориентировочно 340 000 руб. (что ставит ее в проигрышное положение даже с базовым «викингом»), За самый дешевый Arctic Cat Bearcat 570 XT и вовсе просят почти 395 000 руб. С «таф про» ноздря в ноздрю идет Polaris Indy 550 Voyager, ценник на который тоже начитается от 309 000, однако на сайте дистрибьютора у цены стоит подозрительная «звездочка», о значении которой нигде не сказано. Вероятно, будет как обычно — базовых комплектаций за минимальную цену в природе встречаться не будет. Хотя, не будем загадывать.

Отдельным гвоздем конкурентной борьбы стоит назвать отечественный «Тайга Варяг 500» — урезанная по тому же, что и Yamaha, «сценарию» версия базового варианта «Тайга Варяг 550» за рекордные для рынка 199 900 рублей. Однако здесь стоит сделать поправку на то, что многие пользователи скептически относятся к отечественной технике. Тем не менее, факты остаются фактами.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Ходовые испытания мы проводили в окрестностях города Конаково Тверской области, на льду Иваньковского водохранилища и окрестных лесов. Может, кто-то станет сетовать на отсутствие электрозапуска у японского аппарата, но в реальности дернуть веревку в состоянии любой человек, севший на снегоход. Сноумобиль — это вообще транспортное средство, требующее для его вождения некоторых физических сил, так что если вы не в состоянии дернуть «шмыргалку» — вам не место на снегоходе. То же касается и системы смазки. Здесь, в Подмосковье, где «минус тридцать» — это повод объявить стихийное бедствие, снять с маршрутов автобусы и не разрешать детям ходить в школу, совмещенная система смазки действительно приоритетнее. Однако где-нибудь в Салехарде, или Ханты-Мансийске и «минус сорок» — вполне рабочая температура, проще размешать масло в баке, чем греть замерзший наглухо маслопровод руками и дыханием.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Тест проходил в условиях, приближенных к северным, во всяком случае, по состоянию снега. Он слежался и покрылся толстой коркой наста, который прекрасно держал снегоход, когда тот стоял на «трех костях», но безбожно проваливался, как только снегоход вставал на одну лыжу. Именно на таком покрытии получилось досконально изучить подвеску снегохода.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

Надо сказать, что в связи с уменьшившейся массой и более кондовой конструкцией самой подвески, «таф про» идет более жестко, чем базовый «викинг». Не сказать, что разница в поведении велика, но, проехав пару кругов на каждом аппарате, ее таки удалось заметить и вычленить из общего потока впечатлений.

При этом управляемость Tough Pro, в силу того же снижения веса, стала более приятной. Снегоход вкручивается в виражи заметно охотнее старшего брата, его легче выставлять на одну гусеницу, да и вообще, он более «прозрачен» в реакциях и фидбэке. Если резюмировать все впечатления, то «таф про» более кондовый и жесткий, но, при этом, заметно острее и понятнее, чем «викинг».

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

К сожалению, не удалось избежать и «фамильных» болезней, которые передались по наследству «младшему». Двигатель по-прежнему очень любит заливать свечи при долгой работе на холостых или в половину «газа». Так что после стоянки с заведенным двигателем приходится открывать полный газ и ждать, пока двигатель «прочихается». Естественно, неплохо иметь с собой комплект запасных свечей. Хотя без этого добра и запасного ремня вариатора ни один уважающий себя снегоходчик из гаража не выезжает.

content image for: 50680
Источник: Роман Романишин

В остальном Tough Pro — остался тем же, хорошо знакомым и отлично себя зарекомендовавшим аппаратом. Будущий сезон покажет, насколько «Ямаха Мотор Си Ай Эс» угадала запросы потребителей. Но можно смело прогнозировать, что связка Yamaha Tough Pro, VK 540 IV и VK500 IV Limited снова окажется далеко впереди всех конкурентов по объемам продаж.

Благодарим ООО «Ямаха Мотор Си Ай Эс» за предоставленный для теста снегоход.

Павел Курлапов
Роман Романишин