Горный Алтай из седла мотоцикла

Об Алтае я много слышал, но никогда не видел. Еще зимой меня пригласили в эту поездку. А три недели, проведенные в снегоходных поездках по северу, создали стойкий синдром того, что где просто тепло — хорошо по определению. И я согласился

Об Алтае я много слышал, но никогда не видел. Честно говоря, ехать в Сибирь и отдавать себя на прокорм комарам и прочим кровососущим по доброй воле я давно не готов даже в обмен на писаные красоты, вкусную еду и возможность ездить на мотоцикле до состояния пока не надоест. Однако компания «ТурсМото» пригласила меня в эту поездку зимой, когда меньше всего думаешь о последствиях пребывания в тепле, да еще и три недели, проведенные в снегоходных поездках по северу, создали стойкий синдром того, что где просто тепло — хорошо по определению.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Итак, я согласился и забыл о поездке на Алтай до лета, то есть сумку я собирал как обычно в последнюю ночь перед самолетом, лихорадочно забрасывая в нее кучу ненужных вещей. Каково же было мое удивление в аэропорту, что багаж тогда еще незнакомых попутчиков сильно превышал объем моей скромной мотокроссовой «тележки» SIDI. Следовательно, я чего-то не взял, и придется наверстывать по ходу дела.

Прибытие в Барнаул порадовало, уютный город, с историей, но, к сожалению, без исторической застройки. Его жители отличаются доброжелательностью, а веселый водитель Игорь, который нас встречал, рассказывал забавные истории о местных нравах. Он сетовал на то, что барнаульцы, в большинстве своем, больше любят посещать супермаркеты, при этом игнорируя прекрасную природу, окружающую их со всех сторон. Очевидно, это был субъективный взгляд профессионального туриста, занимающегося организаций экстремальных мото- и велопоходов.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Наше путешествие по Алтаю планировалось на мотоциклах BMW F650 GS, которые, несмотря на всю свою внешнюю «нежность», оказались вполне приспособленными для движения по умеренному бездорожью, гравийным дорогам, каменистым перевалам и для пересечения глубоких бродов. Главной их неисправностью стало разрушение датчика бокового упора. После езды по камням его разбивало булыжниками, после чего мотоцикл глох и не заводился. Эта проблема лечилась радикально — разрезанием кабеля и замыканием пучка из трех проводов. Была еще пара проколов, но это вещь совершенно непредсказуемая и закономерная.

Поехали

Первый ездовой день начался со знакомства с мотоциклами и асфальтовым прохватом до мекки советских туристов — поселка Манжерок, известного бурной рекой Катунь и песенкой Э. Пьехи

Расскажи-ка мне, дружок,
Что такое Манжерок,
Может это островок?
Может это городок?
Дружба — это Манжерок,
Верность — это Манжерок,
Это место нашей встречи — Манжерок.
И ведут сюда друзей
Сто дорог и сто путей,
Ждут вас здесь улыбки, смех,
Песенка одна на всех.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Манжерок был и остается мечтой всех водных сплавщиков и охотников на рыбу хариус, которого вознамерился изловить наш друг Василий, взявший с собой несколько удочек специально для этой миссии. К сожалению для него и к счастью для хариуса, из-за большего подъема воды миссия оказалась невыполнимой. Асфальтовый пробег дал нам возможность освоиться с мотоциклами и оглядеться по сторонам до наступления серьезного бездорожья.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Алтайцы. Не знал, к своему стыду, но есть такой народ, живущий на Алтае, южные алтайцы или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке. Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков. Жизнь в неприступных горах позволила им остаться полностью самобытными и не подвергнуться омусульманиванию — как их ближайшие родственники, киргизы

По пути в Манжерок мы посетили в поселке Сростки дом музей Василия Шукшина, учителя, писателя, актера, режиссера и сценариста, которого здесь помнят и чтут, все ухожено и доступно для туристов. Дороги по нашему маршруту отличались довольно высоким качеством покрытия, никаких ям, ухабов, плотного трафика, камер слежения и людей со спидганами, выпрыгивающих из кустов, не было. Эта составляющая, характерная для путешествий по «заграницам», не могла не радовать. Вдоль дорог много закусочных с вполне вкусной едой, где мы и обедали во время дневных асфальтовых перегонов.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Мотоциклетное путешествие отлично разгружает голову от мыслей о несовершенстве мира, нестабильности финансовых рынков и выкрутасах правительств. Едешь себе вперед, и серая лента дороги вливается в тебя и уносит все неприятное как мусор после половодья. С такими мыслями и их отсутствием мы добрались до Телецкого озера, которое я много раз видел на карте и ни разу воочию. Мы остановились в селе Артыбаш в отеле на берегу озера, местность удивительным образом напоминала Гоа, во всяком случае, количеством флегматичных коров, вольно слоняющихся по окрестностям, а так же удивительными видами водных просторов, окруженных горами с хвойным лесом, и снежными вершинами вдали. Здесь мы начали практику ежевечерних сибирских бань и окунаний в холодную воду, что стало традицией на протяжении всего дальнейшего маршрута.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Утром следующего дня мы погрузились на катер вместе с нашими многочисленными мотоциклами, и пошли чрез все Телецкое озеро с севера на юг, к самой крайней его точке. Это было незабываемое, сказочное путешествие. Стоял полный штиль, и гладь озера переливалась как жидкое серебро в лучах восходящего солнца, которое начинало разгонять ночной туман. Он струился над водой и деревьями, оставляя между ними свободную полосу, что создавало удивительную картину, достойную кисти художника и объектива фотографа. После таких путешествий понимаешь, что порой достаточно нескольких подобных картин, чтобы сказать: «Ради этого стоило сюда ехать!».

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Путешествие по воде было прервано посещением красивого водопада Корбу, доступ к которому возможен только по воде. Там же мы отведали вкуснейшей ухи и двинулись дальше.

Высадка

В связи с высокой водой высадка обещала быть с элементом приключений, так оно и случилось. Единственное место, куда мог подойти наш катер, было подтоплено, и нам пришлось разгружаться в воду, хорошо, что ее было немного. Дальнейший путь должен был пролегать по дороге, которую в самом начале залило основательно, и для мотоциклов она стала непреодолимой по глубине. Единственный участок суши со спасительным дощатым мостиком, по которому мы могли пробраться, принадлежал местному жителю, который категорически не хотел пускать нас на свою территорию и предлагал пуститься вплавь по горло в воде или по козьей тропе через гору. Причем от оплаты проезда через мост он отказывался, мотивируя тем, что деньги его в принципе не интересуют. Довольно удобная позиция местного вымогателя была сломлена в ходе длинных переговоров традиционным путем подкупа. Очевидно, сложная система торгов подразумевала еще и поднятие собственного статуса, деньги и почет не должны существовать порознь.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Вырвавшись на простор из ловушки, мы помчались в направлении турбазы Эзен. Дорога представляла собой гравийку разной степени сложности из-за обилия камней, которые нещадно долбили по защите картера, вылетая из-под переднего колеса, как из пращи. Мы ехали, любуясь видами и успевая отключать датчики положения боковых упоров, которые разбивались камнями и глушили моторы, когда мы двигались вдоль реки Чулышман по одноименному ущелью. Дорога петляла вдоль реки и периодически уходила под воду. Преодолевать эти водные препятствия приходилось порой по пояс в воде, борясь с течением. Такой маршрут добавлял адреналина в кровь и интересных фотографий в фотоальбом. Ночевали в алтайских аилах – это деревянный дом из бруса, полностью копирующий конструкцию юрты. Сон в деревянной юрте после настоящей сибирской бани и купания в ледяной реке был сладок и безмятежен...

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Перевал

Дорога через перевал Кату-Ярык, который нам предстояло штурмовать, находится в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Перевал достаточно серьезный, он расположен на склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Это единственная автомобильная дорога в долину Чулышмана. До 1989 года ее просто не существовало — жители пользовались крутой конной тропой или водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» началось ее строительство, а открыли дорогу в октябре 1989 года.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Кстати, неподалеку от южной оконечности Телецкого озера мой GPS Garmin Montana 650t показал точку «Заимка Лыковых». Это поселение семьи староверов, ушедших в тайгу в 30-е годы от гонений советской власти и случайно обнаруженных геологами в 1978 году. Тайга здесь настолько глуха, что добраться до этого места можно или на вертолете, или пешком. Зимой до заимки возможно добраться на снегоходе. Попытки квадроциклистов сделать это летом ни у кого успехом не увенчались. Перевал мы штурмовали без происшествий и падений, наградой за преодоление крутого подъема стал удивительной красоты вид, открывающийся на долину.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Мы продолжали катиться на мотоциклах по горному Алтаю, который своими видами был удивительно похож на Швейцарию. Долины с шелковистой изумрудно-зеленой травой, такой ровной, как будто кто-то ее подстригает газонокосилкой, с удивительно красивыми и довольными коровами и табунами лошадей, вольно пасущихся и купающихся в реках. Отсутствие комаров и оводов довершало идиллическую картину происходящего. Мы штурмовали многочисленные броды, останавливались у древних курганов и камней с наскальными рисунками.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

Наслаждались ощущением свободы, вдали от цивилизации, мокли под дождями, которые заставали нас в пути, согревались и сушились в лучах солнца, это было удивительное путешествие. Немногочисленные встречные водители чаще всего приветствовали нашу колонну, что добавляло хорошего нестроения. На асфальтовых участках Чуйского тракта встретили несколько групп мотопутешественников, как отечественных, так «импортного происхождения». На горных участках с хорошим покрытием были замечены велосипедисты на шоссейных велосипедах, тренирующиеся в высокогорье. На одном из бивуаков познакомились с ребятами из Калуги, планирующими на велосипедах прокатиться по Монголии.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков


Белокуриха

Много слышал про это место и был удивлен, насколько хорош этот сибирский курорт. Уютный город с большим количеством отелей на любой вкус, приятной атмосферой и красивыми видами. Он хорош для отдыха после мотопробега и не только. По всему городу продаются местные сувениры, таежные травяные сборы для профилактики и лечения ста тысяч болезней и вкуснейший алтайский мед. Во дворе нашей гостиницы был обнаружен даже небольшой лыжный склон с подъемником.

content image for: 50573
Источник: Владимир Безруков

В Белокурихе мы фактически финишировали, оставалось только доехать до Барнаула по асфальту и попрощаться с приветливым Алтаем, нашей командой поддержки «ТурсМото» во главе с Виктором Пантыкиным, который вел нашу группу и много лет занимается мототуризмом. В своем гараже Виктор даже дал прокатиться всем желающим на своем мотоцикле Ява последнего года выпуска, на котором он штурмовал горы, и стал мастером спорта СССР по мототуризму. Такой мотоцикл большинство участников видело разве что на картинках, а этот был в полной готовности к драйву.

Все хорошее рано или поздно кончается, но лишь для того, что бы начаться чем-то новым не менее увлекательным, планируйте свои путешествия и познавайте мир из седла мотоцикла!

Благодарим компанию «ТурсМото» за организацию путешествия.

Владимир Безруков