Московскому автосалону 95 лет

Девяносто пять лет назад, 15 мая 1908 года, в Манеже открылся первый московский автосалон, официально называемый второй всемирной автомобильной выставкой. А четвертая всемирная выставка открылась 90 лет назад, став последней международной экспозицией перед Октябрьской революцией.
content image for: 5057
Первая в Москве автомобильная выставка официально называлась второй. Дело в том, что годом раньше в петербургском Михайловском манеже состоялась первая в России международная автомобильная выставка. С нее и пошел отсчет. Считается, что первые четыре международных автовыставки состоялись в России – в 1907-м, 1908-м, 1910-м и 1913 году, а пятая – в 1914 году в Париже.

Московский автосалон стал грандиозным событием в жизни города. Наплыв посетителей был колоссальным. В дни ее работы общественный интерес был подогрет финишем международных автомобильных гонок Петербург–Москва. Иностранные фирмы отнеслись к выставке с большим вниманием. Свои экспонаты представили известные заводы «Пежо», «Заурер», «Бюсинг», «Бенц» и другие. Из русских предприятий свою продукцию демонстрировали только кузовные фабрики – московские «Ильин», «Евсеев», «Братья Крыловы». Их изящные кузова на шасси «Ля Бюир», ФИАТ, «Лорелей», «Панар-Левассор» не уступали заграничным образцам. К сожалению, московский завод «Дукс» к 1908 году прекратил серийный выпуск автомобилей, как и петербургский «Лесснер». Что касается таких автомобильных фирм, как «Руссо-Балт» и «Пузырев», то в 1908 году они еще не выпускали автомобилей.

Автомобильный парк Москвы в 1908 году насчитывал около тысячи автомобилей. Непосредственно на выставке было продано около сотни машин. По тогдашним масштабам такой объем продаж рассматривался как большой коммерческий успех. Лидерами в сбыте автомобилей считались экипажная фабрика «Ильин» и машиностроительный завод «Лист». Первая торговала французскими автомобилями «Ля Бюир», второй – немецкими машинами «Бенц». На третьем месте шел магазин «Марк». Его товар – автомобили «Грегуар», НАГ, ФИАТ. II международная автомобильная выставка дала мощный толчок автомобилизации первопрестольной. Интерес к новому виду транспорта вырос настолько, что в 1911 году парк машин в Москве увеличился по сравнению с 1908 годом в два раза. А в 1913 году, 19 мая, в питерском Михайловском манеже (ныне – Зимний стадион) открылась IV Международная автомобильная выставка. Свои экспонаты показали 169 фирм из 10 стран: Австро-Венгрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, России, США, Франции и Швейцарии. Они выставили легковые машины и грузовики, кузова, шины, принадлежности. О том, какое значение имела эта выставка, можно судить по заметному росту продаж автомобилей после ее закрытия.

Экспозицию посетил император Николай II со свитой, который приобрел для собственного гаража роскошные машины «Роллс-Ройс», «Делонэ-Белльвиль», «Пежо», «Рено». Большим вниманием пользовались машины русских заводов. Так, «Русско-балтийский вагонный завод» («Руссо-Балт») представил пять легковых автомобилей с открытыми кузовами. Кроме этих машин моделей К12 и С24, демонстрировался двухместный гоночный автомобиль, 5-тонный грузовик модели Т40, пожарный автомобиль на шасси грузовика модели Д24 и полугусеничная машина. Другое предприятие – «Русский автомобильный завод Ивана Петровича Пузырева» представил легковую модель «Пузырев-А40» с открытым и закрытым кузовами и экспериментальную спортивную модель. Русские кузовные фабрики – петербургские «Брейтигам», «Победа», «Кроммель» и московская «Ильин» выставили свои заказные кузова на шасси «Мерседес», ФИАТ, «Ля Бюир». Наряду с ними демонстрировали свою продукцию и русские шинные фирмы «Треугольник» и «Проводник». Если говорить об иностранных компаниях, то в их числе были известные в то время предприятия: «Бенц», «Берлие», «Воксхолл», «Деляж», «Делайе», «Заурер», «Испано-Суиза», «Митчелл», «Минерва», «Ланчестер», «Лаурин-Клемент», «Остин», «Опель», «Пип», «Хадсон». IV автомобильная выставка в России стала последней международной экспозицией перед октябрьским переворотом.