Садовому кольцу осталось два года

В середине 2005 года Садовое кольцо станет односторонним – движение по нему будет осуществляться только против часовой стрелки. Об этом заявил мэр Москвы Юрий Лужков. Если его идея будет претворена в жизнь, то через три года одна из важнейших магистралей города превратится в одну сплошную пробку.
content image for: 5012
Идея закрутить Садовое кольцо в одну сторону родилась у столичного градоначальника еще в середине 90-х. Потом, правда, этот план признали бесперспективным, однако в начале века Юрий Лужков и Владимир Ресин вернулись к нему. «Это очень удобно», – говорил в 2001 году Ресин. Правда, в чем удобство, он так и не признался. В апреле этого года общественный градостроительный совет при мэрии принял решение разработать программу перевода Садового кольца на одностороннее движение.

При этом планируется снять с кольца все светофоры, построив семь подземных пешеходных переходов и три развязки. Правда, не совсем понятно, почему именно три. Помимо названных мест на Зубовской, Кудринской и Сухаревской площадях, транспорт пересекает Садовое кольцо еще в ряде мест – в районе Павелецкого вокзала, улиц Покровка, Каретный ряд и Орликова переулка. Убрать там связь означает нагрузить до предела (читай перегрузить) прилегающие улицы. Кроме того, придется снять историческую трамвайную линию на Бульварном кольце, которая обслуживает пассажиров в одном из двух удаленных от метро мест внутри Садового (Яузский и Покровский бульвары, Яузские ворота). Если первую «дырку» на Сретенском бульваре должно закрыть строительство одноименной станции метро, то на Яузе ничего подобного не планируется. Кроме того, даже если Садовое кольцо будет «закручено» в одну сторону – Лужков обещает сделать это против часовой стрелки, то перегрузятся все соседние улицы. Допустим, от Смоленской площади вам надо попасть на Красную Пресню. Не проезжать же по Садовому кольцу 90% круга? Поэтому придется ехать по Смоленской и Краснопресненской набережным, которые и сейчас обычно забитые. Но все это меркнет по сравнению с главной проблемой Садового.

Мэрия говорит о «широком 15-полосном проспекте на зависть всей Европе». Но это блеф чистой воды. Считать ширину надо по самому узкому месту. Все пять действующих на кольце тоннелей, Крымский мост и эстакада в районе Цветного бульвара имеют лишь по три полосы в каждом направлении. Простая арифметика подсказывает – в узких местах 15 полос превращаются в шесть. А точнее в пять, ведь Лужков обещал оставить одну полосу для движения во встречном направлении общественному транспорту – троллейбусам и автобусам. Если пять полос на оживленном участке сходятся в три, неизбежно получается пробка. А каким приличным словом можно назвать превращение 15 полос «суперсовременной» магистрали в пять? И такое на нескольких участках кольца. По счастью, это понимают в ГИБДД России, чей бывший начальник Владимир Федоров не раз заявлял о том, что делать этого нельзя. Кроме того, против выступает и столичное НИИ Генплана, о чем в интервью «Газете.Ru» тактично высказался заведующий отделом дорожного строительства Михаил Крестмейн.

Заметьте, это говорят профессионалы, а не дилетаты, считающие, что эта мера увеличит пропускную способность Садового кольца на 15–40% (такую цифру назвал сегодня Лужков). Во всей этой истории радует только одно – сроки, установленные Лужковым. Все равно строительство развязок и переходов начнется не раньше, чем будет сделано третье кольцо, которое планируется замкнуть в этом году, а полностью завершить к концу следующего года. Сам мэр назвал срок «закручивания» Садового – середина 2005 года. А к тому времени он может и потерять свой пост, ведь в 2004 году столицу ждут новые выборы градоначальника.