Куда подует ветер. Путешествие в Португалию. Часть 2

Мы привыкли бороться с Дорогой, бросать ей вызов. А в дальнем путешествии это не работает. Из гордого покорителя ты превращаешься в маленькую песчинку, которая по инерции мышления пытается что-то там рассчитывать. Дороге нет дела до твоих планов

Лиссабон встретил нас шумом и суетой, от чего мы изрядно отвыкли в провинции. На мотоцикле там нечего делать: город стоит на таких холмах, что передвигаться на двух колесах проблематично. Иногда наклон улочек явно зашкаливает, многие совсем узкие — двум машинам не разъехаться, а некоторые неожиданно заканчиваются лестницами. В их хитросплетениях легко запутаться, и карта не поможет.

content image for: 49927
Источник: Анна

Сам город был почти до основания разрушен в 1775 году сильнейшим землетрясением, поэтому почти весь исторический центр датируется XVIII веком.

Мы проехали вдоль набережной, погуляли по узким улочкам, и постоянно меня не оставляло ощущение заброшенности города. Лиссабон показался мне даже не грязным, а неухоженным. Всюду пыль крошащегося от времени мрамора, в историческом центре хватает заброшенных зданий, местами обгоревших, разрисованных граффити. Тем не менее, Лиссабон — потрясающий город, но у нас было мало времени, да и ходить по раскаленным улицам в полдень утомительно.

content image for: 49927
Источник: Анна

Река Тежу, делая плавный изгиб вокруг Лиссабона, разливается широкой дельтой, и не сразу понятно, река ли это или уже океан. Через нее ведут два моста: «Васко да Гамма» и «25 апреля». Первый, 17-километровый, — самый длинный в Европе. По нему и поехали — великолепный вид на город и порывистый ветер. Навигатор привычно стащил с автобана, и мы увидели дорожный указатель с многообещающей надписью «Знаменитая винная дорога». Я вспомнил, что провинция Алентежу считается поставщиком отличных вин, лучших на юге. Но на десятки километров вдоль дороги раскинулись выжженные солнцем пространства, лишь изредка оживляемые зелеными пятнами виноградников. Алентежу, малозаселенная и преимущественно аграрная провинция, считается самой бедной в Португалии. Она занимает треть страны, но проживает здесь лишь 8% населения. Маленьких хозяйств очень мало, обычно это похожие на американские ранчо гигантские поместья. Здесь всегда ярко светит солнце, воздух прозрачен. Осадков выпадает так мало. Бортовой компьютер показывал +38 С. На небе ни облачка, от асфальта струится горячий воздух, Стоишь ты или едешь — жарко одинаково, а спрятаться от палящего солнца можно только под кронами пробковых дубов и оливковых деревьев. Мы углубились в какую-то уж совсем сельскую местность. Деревеньки, встречающиеся редко, указатели не указывают направление, а лишь намекают на него — «кажется, если здесь свернуть, то, возможно, получится добраться туда, куда вам надо». Без навигатора пришлось бы поблуждать. Не могу вспомнить, как еще несколько лет назад я ездил с обычной картой?

content image for: 49927
Источник: Анна

Как альтернатива — побережье Португалии. Это один непрерывный песочный пляж, протянувшийся на сотни километров. Туристов практически нет, и кажется, что весь океан принадлежит только тебе. Можно идти вдоль размеренно накатывающих на берег волн часами, и встретить всего несколько человек.

Наконец, мы увидели маяк мыса Сан-Висенте, самой юго-западной точкой материка и самой дальней от дома на запад. Древние римляне называли этот мыс «Святым», считая его краем света, где солнце каждый вечер опускается в океан. Так и должен выглядеть край — каменистым и безжизненным. Это одно из немногих мест, где невооруженным глазом видно, что земля действительно круглая. Вдалеке, прячась в дымке, высоким уступом возвышался над волнами мыс Сагреш с бастионами форта. В XV веке король Генрих Мореплаватель основал здесь первую навигационную школу, собрав лучших ученых, математиков и картографов Европы.

content image for: 49927
Источник: Анна

Места фантастические: все побережье — это непрерывная каменная стена, высотой метров пятьдесят. Смотришь вниз, и дух захватывает. А дальше — синяя вода, и ее так много, что даже трудно осознать. Воет холодный ветер, разбиваются о скалы волны... Потрясающе!

Мы доехали, докатились, допедалили! Вот они, настоящие впечатления! Разве такое забудешь, разве смогут эти эмоции ослабнуть со временем? Прошло уже полгода, а у меня до сих пор мурашки по коже, когда я вспоминаю тот день. Вот он, реальный капитал, который навсегда останется со мной. Ведь как сказал Конфуций: «У человека можно забрать все, кроме того, что он съел и увидел».

Невдалеке остановился туристический автобус, из него высыпало с полсотни испанцев. Они послонялись по смотровой площадке, пофоткались на фоне маяка, купили сувениры и укатили. Что ж, для них мыс Сан-Висенте стал еще одним проходным местом, впечатления от которого скоро растворятся без остатка. Что дается даром, то не имеет ценности.

content image for: 49927
Источник: Анна

Мы продолжили движение по южному побережью Португалии. Оно называется Алгарве и по праву считается курортной зоной этой страны. Здесь сконцентрирован основной португальский туристический бизнес, строятся гостиницы и апартаменты, англичане и немцы активно скупают недвижимость. Мы решили остановиться в городке Фару, прямо на побережье.

content image for: 49927
Источник: Анна

Фару — это Сочи по-португальски. Типичный курортный город. Здесь впервые за долгое время услышали в толпе русскую речь. Гостиниц полно, но ценник конский. Пришлось селиться за 100 евро, зато под окнами пляж. Рестораны закрылись, пляж опустел, а мы с бутылкой «Сангрии» завалились на шезлонги и, созерцая ночной прибой, отметили условно-поворотный день нашего пути.

Южное побережье Португалии восхитительно. Высокие скалы резко опускаются в океан, в небольших бухтах прячутся закрытые от посторонних глаз маленькие пляжи. Воды Атлантики, тысячелетиями вгрызающиеся в известняк, вымыли в скалах причудливые пещеры и гроты. Когда бутылка подходила к концу, я понял, что безнадежно влюбился в эти места. «Стоишь на берегу и чувствуешь соленый запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты, и жизнь лишь началась. И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой...» С возрастом становлюсь сентиментальным...

content image for: 49927
Источник: Анна

На следующий день нашей целью стал испанский городок Тарифа. Именно он, а не Гибралтар, как ошибочно думают некоторые, является самой южной точкой нашего материка.

Мое мнение о Португалии успело сформироваться. Я не мог сказать, что влюбился в эту страну с первого взгляда, но я проникся этим суровым краем. Португалия действительно самобытная и не освоенная туристами страна, абсолютно не похожая на другие. Если вас завезти куда-нибудь в глубинку Франции, то вы сразу и не поймете, что это за страна: то ли Испания, то ли Италия, пока не услышите язык или не увидите надписи. А вот Португалия настолько стоит отдельно, что спутать ее ни с чем невозможно.

content image for: 49927
Источник: Анна

Португальская граница проходит по реке Гвадиана. Мы проехали по мосту и оказались в Испании. Интересно, что въезжающие с испанской стороны автомобили досматривал целый отряд португальских пограничников с собаками, несмотря на шенгенский договор.

Заехали на часок в Севилью. Фантастическое смешение старого и нового, христианского и арабского, самых различных стилей в архитектуре. Севилья идеально приспособлена для мотоцикла — город абсолютно плоский. Правда, жулья здесь полно: почти у каждого столба скелеты разобранных велосипедов. Их тут пристегивают тремя цепями (!), одна держит раму, а другие колеса. Сиденье снимают и уносят с собой. Не очень оптимистично...

content image for: 49927
Источник: Анна

До Тарифы пару часов хода, дорога отличная. Но когда оставалось каких-то 30 км, нам открылось царство ветрогенераторов: в полях, на склонах гор, на хребтах повсюду виднелись ветряки: сотни и сотни. А деревья вдоль дороги росли под углом 30. Ветер усиливался каждую минуту, и я понял — халявы не будет! Бортовой ветер дул с угрожающе нарастающей силой, пытаясь стащить нас с дороги. Его называют Леванте, он дует с материка, неся нагретые потоки воздуха в океан. Устав продираться сквозь вату встречного ветра, остановились у магазина. Спросив о погоде, получили ответ, что «немножко ветрено, но для серфингистов, которых в этих краях как собак нерезаных, это только в радость. А в межсезонье тут бывают настоящие шторма!». Позднее мы узнали, что Тарифу называют «столицей ветров» Южной Европы. Здесь не бывает безветренной погоды, все 365 дней в году дует ветер, от сильного до ураганного.

content image for: 49927
Источник: Анна

Последние километры до Тарифы — это прямая как стрела дорога, без малейшего прикрытия в виде скал. Ветер беспрепятственно набирал скорость, ухудшая наше и без того жалкое положение. Но у мотоцикла задней скорости нет, и мы перли вперед. Это была упертость, смешанная с отчаянием. Я читал, что сильный ветер вызывает у человека серьезный психологический дискомфорт, хочется поскорее покинуть это место. Согласен — свистящий в шлеме ветер сводит с ума, а вырывающийся из рук руль вызывает припадки ярости.

Первое, что бросается в глаза при въезде в город, это бесчисленные школы серфинга и магазины той же направленности. Недаром этот малюсенький городок считается одной из Мекк серфинга в Европе.

content image for: 49927
Источник: Анна

Чем еще интересна Тарифа? Слово «тариф» происходит от названия этого города. Берберы первыми начали брать деньги с людей, желающих попасть с одного материка на другой. Ведь до Африки всего 14 км.

В наши дни в Европе происходит очередной виток реконкисты с востока, город сейчас в основном заселяют выходцы из Африки. Тарифа типичный арабско-европейский город — грязный, шумный и бестолковый. Экономика этой части Андалузии держится на всем, что связано с напряженнейшим морским трафиком в Гибралтарском проливе.

Мыс Марроки — самая южная точка континентальной Европы и водораздел между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Остров Лас-Паломас, соединенный с городом целиком дамбой, занят военной частью, и доступ публики на мыс закрыт. Мы остановились перед дамбой и спустились к воде. Прощай, Атлантика! Ощущения были смешанными. С одной стороны, было какое-то сожаление, что цель достигнута, но с другой — чувство восторга. Мы доехали до одного из самых потрясающих мест в Европе!

content image for: 49927
Источник: Анна

В какой-то момент, я, склонный к размышлениям о ситуациях, в которые попадаю, понял одну простую вещь. Мы, активно катающие мотоциклисты, ездим на слеты, устраиваем трофи-рейды по лесам и болотам, гоняемся на соревнованиях. Мы привыкли бороться с Дорогой, бросать ей вызов. А в дальнем путешествии это не работает. Из гордого покорителя ты превращаешься в маленькую песчинку, которая по инерции мышления пытается что-то там рассчитывать. Дороге нет дела до твоих планов. И чем раньше поймешь, что не нужно с ней бороться, тем раньше найдешь с ней общий язык. Глупо злиться из-за того, что твои желания и планы рушатся от столкновения с реальностью. Я тут же успокоился, посмотрел по сторонам и увидел фантастической красоты пейзажи. Горы, море и затянутый легкой дымкой скалистый африканский берег как будто подтверждали мои мысли. Не борись, просто принимай то, что дает Дорога. Это и есть настоящая жизнь! Я ощутил Дорогу, как некую духовную сущность. Возможно, Дорога — это отражение нас самих, ведь в дальних путешествиях каждый получает то, что ищет.

content image for: 49927
Источник: Анна

Размышляя, я не заметил, как пролетело время, и мы выехали на высшую точку перевала. Ветер там бушевал знатный. Мы немного отдышались на смотровой площадке и начали спуск. И вдруг, как будто Дорога услышала мои просьбы, ветер сначала успокоился, а потом и вовсе стих, оставшись на той стороне перевала. Вскоре на горизонте показалась Гибралтарская скала, величественная и огромная. Дорога, я люблю тебя!

content image for: 49927
Источник: Анна

К вечеру, предварительно поблуждав по Малаге (старые карты в навигаторе), мы доехали до деревушки Кольменар. Трасса, известная в наpoде как «Carretera de Colmenar», древний и когда-то единственный путь во внутреннюю часть Андалусии и ко всей Испании. Дорога — сплошная череда поворотов, — но она стоит того, поскольку позволяет насладиться видами на горы Малаги.

content image for: 49927
Источник: Анна

Маленькая недорогая гостиничка с гаражом была великолепна! Было одно «но» — на первом этаже находился кабачок, видимо, самый популярный в деревне. А хуже «отдыхающих» испанцев могут быть только молодые англичане. Испанское быдло ведет себя так же, как и любое другое, но почему-то его процент сильно превышает другие нации. Мы беседовали с португальцами, итальянцами, французами, и все в один голос заявляли, что, если хочешь спокойствия, от испанцев на отдыхе нужно держаться подальше. К ночи вакханалия начала усиливаться, перепившиеся испанцы во весь голос выражали свою любовь к жизни. Но усталому путнику все нипочем — мы отлично выспались под приглушенный ставнями гомон на улице.

Следующий день прошел в спокойствии и дорожной медитации. Мы просто наслаждались солнцем, теплом, отличным асфальтом и видами на горный массив Сьерра-Невада — самый южный горнолыжный курорт Европы.

content image for: 49927
Источник: Анна

В Кальпе нас ждал старый приятель Володя «Босс», создатель первого в России мотопортала «Мoto.ru». Полгода назад он переехал в Испанию на ПМЖ. Вечером, сидя на веранде его виллы, мы наслаждались общением и настоящей паэльей, изготовленной самим хозяином. После двух недель странствий мы потихоньку начали дичать в обществе друг друга, и этот оазис общения пришелся как нельзя кстати. Технические проблемы вкупе с желанием перевести дух задержали нас у Володи на лишний день.

content image for: 49927
Источник: Анна

С интересными людьми скучно не бывает, но если вы живете не на бабушкино наследство, то рано или поздно придется возвращаться на работу. И вот мы вновь в дороге, наш курс на север. Не спеша пересекли Валенсию, холмистые равнины которой, сплошь засаженные ровными рядами цитрусовых деревьев, считаются самым плодородным местом Европы. На трассе появилось много машин с французскими номерами, доверху забитых всяким скарбом и арабами. Вспомнилось: «Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют». На заправке наблюдал картину: рядом с недешевым кроссовером, набитом тюками, на расстеленном на грязном асфальте не менее грязном покрывале расположилось многочисленное арабское семейство. Выводок галдел и носился. Тут же жрали, тут же и гадили. Один из детей срыгнул на соседскую машину. Тьфу!.. Мне стало противно, и я отъехал в другой конец стоянки. Чертова мультикультура! Скорбно и трогательно говорили на Руси: «Подождем, когда Бог переменит орду». Ну, ждите, ждите...

content image for: 49927
Источник: Анна

Уйдя от побережья, въехали в Каталонию. Каталонцы, как и баски, все борются за свою мнимую независимость от Испании, и к настоящему времени добилась автономии, официального статуса каталонского языка и признания каталонцев нацией, отдельной от испанцев. У Каталонии есть свое правление, президент и даже флаг (испанского тут не увидишь!) Ну это их дела, а для нас Каталония означала Пиренеи. Горы!

content image for: 49927
Источник: Анна

В споре «Barcelona vs Andorra» победила последняя. Чтобы не крутиться по горам на ночь глядя, остановились в кемпинге деревушки Альменар. Завтра мы покидаем Испанию. Конечно, мы прикоснулись только к одной ее грани, но испанский этап нашего пути получился ярким и насыщенным. Это был потрясающий опыт, за который я благодарю Дорогу.

У Андорры нет ни аэропортов, ни железных дорог, поэтому путь туда принадлежит колесному транспорту. Дорога всего одна, в одну сторону Испания, в другую — Франция.

И это далеко не шоссе, а узкая, извилистая и очень живописная горная дорога с множеством тоннелей. Порой автобус с трудом умещается на полотне, а в некоторых тоннелях две машины не разойдутся. Благо, трафика совсем нет. Но на GTL’е помучиться все же пришлось — горные дороги не его стихия. За 100 км намучился больше, чем за всю дорогу! Но как же великолепны эти горы!..

content image for: 49927
Источник: Анна

Думаю, мне понятен тайный смысл испытаний, которые посылает нам Дорога, — ценность достижения цели возрастает. К сожалению, все подвержено быстрой девальвации, но быстрее всего теряют цену впечатления. Как вы думаете, если бы на Эверест провели фуникулер, как скоро в блогах появились бы записи типа: «Скучное место, абсолютно нечего смотреть». То, что легко дается, легко и забывается. Только то, ради чего приходится попотеть, остается с нами навсегда. Это применимо не только к путешествиям, а к совершенно всему на свете.

А вот и граница. Она есть! Правда, полиции нет дела до въезжающих. А вот выезжающих трясут по полной — придирчивый досмотр автомобилей создал очередь.

content image for: 49927
Источник: Анна

Княжество Андорра — одно из карликовых государств-переплюек Европы (всего 46 км по дороге наискосок), 80% ВВП которого приносит туризм. Хотя, кроме естественных красот Восточных Пиренеев, я не увидел ничего особенного. Андорра — зона беспошлинной торговли, или, как говорят турфирмы, «сплошной duty free!». Действительно, магазинов в Андорре немало, а сама Андорра-ла-Велла напоминает один большой бутик, но, кроме дешевых (для Европы) сигарет и бензина, всё, на что мы обращали внимание, стоило столько же, как и везде. Пары часов на осмотр нам вполне хватило, и мы отправились дальше, мимо прилипших к склонам домов, забираясь все выше и выше. Забираемся на перевал, а потом вниз. До тоннеля д’Инвалира, дорога бодро бежит под горку, петляя мимо вилл, нависающих над обрывами. За ним Франция. Тут таможня отсутствует. Парадокс!

content image for: 49927
Источник: Анна

Узкая дорога, петляет вдоль склона горы по краю неглубокого поросшего зеленью ущелья, на дне которого, скрытая кронами деревьев, бежит речка. Казалось бы — одни и те же горы, одна природа. А люди разные, разные жилища. Проезжаем сквозь города-деревни. Каменные, серые, угрюмые двухэтажные дома, вплотную подступающие к шоссе. На улицах ни души. Уныло и пусто, и лишь насыщенная зелень гор оживляет пейзаж и настроение. Предгорья остаются позади, местность выравнивается, появляется трафик, в городках образующий пробки.

content image for: 49927
Источник: Анна

Когда едешь на мотоцикле, то совершенно нормально ставить себе временные рамки. Средняя скорость известна, километраж тоже, требующееся время рассчитать вроде бы не сложно. Но это не работает в путешествии. Дорога не любит снисходительного отношения, у нее всегда хватит для тебя сюрпризов. Ты можешь распланировать что угодно, но будет так, как решит она. И 450 км до Монпелье, где мы решили остановиться, растянулись до позднего вечера. Ввалились за минуту до закрытия гостиницы. Но мы же везунчики!

Монпелье расположился в центре плодородной долины реки Лез. Кругом нескончаемые виноградники, а многочисленные винодельческие хозяйства зазывают проезжающих на дегустации. Вино во Франции это и культ, и напиток для ежедневного потребления, и предмет национальной гордости. Но мы не в винной теме, поэтому пролетаем мимо без душевных терзаний, которые мучили нас год назад в Шотландии.

Впереди лежала Ривьера. Между горным массивом Люберон и Альпами лежат бескрайние фиолетовые поля, уходящие за горизонт. Но к нашему приезду они отцвели. Когда едешь в окружении пустынных ландшафтов, в голову лезут интересные мысли. Я люблю мотоцикл за то, что никакое другое увлечение не даст такого простора для мыслительной деятельности. Я бы прописывал мотопутешествия против любого душевного недуга: депрессии, агрессии, разочарования. Человек, ежедневно живущий в замкнутом кругу «дом-работа-спортзал-бар-дом», и тот же человек, пару недель «топчущий» асфальт на двух колесах, — это две разные личности. Объяснить, в чем именно разные, не представляется возможным. Это можно лишь понять самому.

content image for: 49927
Источник: Анна

До берега оставалось уже немного, уже скоро мы будем на Лазурном Берегу. Однако чем ближе подъезжали к морю, тем я отчетливее чувствовал, что зря мы сюда поперлись. Конечно, мы тут еще не были, да и другого пути в Италию, кроме побережья, нет. Если, конечно, не штурмовать Альпы. Но после Андорры, скрепя сердце пришлось отменить столь ожидаемую Большую Альпийскую дорогу. На GTL’е она превратилась бы в мучение, а я не мазохист и не готов издеваться ни над собой, ни над женой, ни над мотоциклом. Между геморроями и приключениями большая разница, хотя между ними всего один шаг.

content image for: 49927
Источник: Анна

Возможно, Лазурный Берег является особенным местом для француза, но после тех мест, которые мы видели, контраст оказался слишком разительным. Длиннющая, забитая машинами и отдыхающими набережная. Одна большая пробка. Жара. Сен-Тропе, Канны, Ницца, Монте-Карло... Да, много яхт, дорогих автомобилей, роскошных вилл и отелей... Но что нам до этого? Все очень красиво, дорого, гламурно, но совершенно мимо нас. Хоть я и не смог полюбить Лазурный Берег, но должен признать, что местами пейзажи открываются захватывающие.

После Монако мы въехали в пограничный городок Ментон, отсюда дорога забирала на север, через Альпы, но, судя по карте, — без экстрима. Темнело, и мы нашли гостиничку в маленьком городке, затертом между гор. До сих пор не знаю, Италия это была или Франция, ибо дорога петляла практически по границе, несколько раз ее пересекая.

content image for: 49927
Источник: Анна

В свете этих мыслей, мне пришло открытие, которое еще не раз подтверждалось в моих странствиях. Как только Дорога закрывает перед тобой одну дверь, она тут же открывает много других. Никогда не стоит расстраиваться, если в пути что-то идет не по плану. Лучше будь внимательным, самые лучшие впечатления где-то рядом, смотри по сторонам, не пропусти!

Утром мы смогли по-настоящему насладиться этой дорогой! Ровная, достаточно широкая, она извивалась между отвесных скал. То поднимаясь, то опускаясь, она захватывала дух величественными видами. Чистейшая зеленоватая вода горной реки, заключенная в обрамление из заросших деревьями скал, неслась нам на встречу.

content image for: 49927
Источник: Анна

До сего дня мотоциклистов встречали поразительно редко. «То ли сезон кончился, то ли они все на автобанах», — думал я. А они все здесь! Группами и поодиночке, они обгоняли и летели навстречу, приветствуя нас взмахом руки. За каждым путником, отправившимся в дорогу, стоит своя история и судьба, но всех их объединяет что-то неуловимое. Оттого мы и приветствуем друг друга, заметив кофры или тяжелый рюкзак за плечами. Порой мы забываем спросить имена, потому что кажется, что давно знакомы. Наверно, так и есть: каждый сумасшедший, кто однажды пустил в свою кровь наркотик дальних странствий, всегда будет считать своим абсолютно чужого человека, доверившего свою жизнь Дороге.

content image for: 49927
Источник: Анна

Переночевав в небольшом итальянском селении, мы отправились к Швейцарской границе. У нас был намечен режим «лайт», ибо вечером в немецком городке Бургау, до которого всего-то 400 км, нас ожидал Николай, Анин родственник, с которым она не виделась много лет. Но помните, что я писал про Дорогу и сюрпризы?..

content image for: 49927
Источник: Анна

На границе таможенники взяли паспорта и... «Парень, у тебя проблемы», — один из них показывал на задний баллон. Я нагнулся и увидел тонкую полоску вылезшего корда. Черт!..

Естественно, нас развернули. Опрос итальянских мотоциклистов не радовал — сегодня воскресенье и ничего не работает. Но чудеса бывают! Узнав о нашей проблеме, Коля сказал: «Ждите! Сейчас возьму у друга прицеп и приеду. У нас сервис есть, завтра все сделаем». Сделав крюк, мы все же въехали в Швейцарию в другом месте, потише и без погранцов. Доехали до первой заправки на автобане, где устроились ожидать нашего спасителя.

content image for: 49927
Источник: Анна

Только тут я осознал, что пограничники избавили нас от больших проблем, а возможно и спасли жизнь. Заметить 10-сантиметровую полоску вылезшего корда на нормальном с виду колесе можно лишь в определенном положении, и то, что именно в нем оказалось колесо, когда я остановился — это почти чудо! Ведь протершийся баллон просто взрывается, и мотоцикл в момент становится неуправляемым. Я оказался в такой ситуации два года назад в Беларуси на скорости 140 км/ч. Успев соскочить с мотоцикла, летел на заднице по асфальту, а передо мной с грохотом кувыркалась «Голда». Тогда я отделался синяком на бедре. Сейчас я вновь вспомнил слова брестских друзей, приехавших меня выручать: «Повезло тебе! Видимо, здорово брат тебя сверху прикрывает!». Мой младший разбился на мотоцикле 6 лет назад... Спасибо, брат!

Целый день мы провели на заправке, но когда приехал Коля с приятелем, наша встреча была похожа на воссоединение давно потерявшей друг друга семьи. И я подумал, что случись все иначе, наше путешествие оказалось бы совсем другим, в нем не было бы столько драматизма, отчаяния и радости. Мы получили бы совсем другие впечатления. Случилось так, как должно было случиться, и это хорошо.

Вечером, мы хорошенько отметили счастливое избавление, а утром, пока я спал, Коля с Аней починили колесо. Прости, Колян, я даже не смог найти достойных слов благодарности. Все-таки мотоциклисты, особенно русские, — это особый род людей, готовый вытащить тебя из любой задницы. И наши жены тоже!

content image for: 49927
Источник: Анна

Последние дни пути стали просто возвращением домой. Скучные немецкие автобаны, гостеприимная Прага, залитая дождями Польша... Казалось бы, все банально и повторяется из года в год. Но Дорога дарит нам непредсказуемые моменты. Они вроде бы не имеют никакой ценности, но ты потом еще долго их вспоминаешь, и становится приятно на душе. На заправке перед польской границей рядом с мотелем увидели «Харли» с коляской на московских номерах. Да это же Вера! Звоню с ресепшена в номер.

— Привет! Не разбудил?..

— Кто это???...

— Котофей!

— Как это?!.

Вера с приятелем возвращались с харлеевского слета на озере Фаакер Зее. Подивились встрече, пообщались и разъехались. График и маршрут были разными. А на следующий день так же случайно встретились на заправке перед польской границей! Вокруг каких магнитов крутятся жизни жителей Дороги? Почему люди, разъехавшиеся в разных направлениях, встречаются снова?..

Хотелось бы подытожить прожитое словами из напутствия паломникам, идущим по пути св. Иакова, ведь мотоциклисты тоже паломники, только без конкретной цели. Ибо цель пути в самом пути.

content image for: 49927
Источник: Анна

«Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе».

«Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни».

«Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается».

Андрей Кочетов
Анна