Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
11 декабря
Lifan X60 1.8 MT
Не сильно уступает продвинутым моделям.
1.0
11 декабря
Citroen C4 Grand Picasso 1.6 THP AT
Ситроен С4 Гранд Пикассо 1,6THPI Довольна вся семья, доволен ценами на запчасти, правда единственное что за всё время пришлось менять это тросик на ручник, с работой обошёлся 800рублей. Менял два...
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
14 декабря 2012 07:46, Новости

ИЖморозь. Зимний дальнобой в исполнении прекрасной дамы

Как устроить приключение, если денег нет, а времени навалом? Берем заурядный дальний маршрут... Ну, скажем, из Барнаула в Рязань. И делаем его зимой. Мало? Делаем его на советской технике. Например, на «ИЖ» «Планета 5»

«Еду я зимой на «ИЖе», 
Обморозил морду и же...»

Как устроить приключение, если денег нет, а времени навалом? Берем заурядный дальний маршрут... Ну, скажем, из Барнаула в Рязань. И делаем его зимой. Мало? Делаем его на советской технике. Например, на «ИЖ» «Планета 5».

Январь 2011

Изначально зимний пробег я планировала по горам Алтая. Но в процессе решила, что если «ИЖик» вытянет, то попру на нем до дома. Так, прохват по горам был низведен до статуса тестового, а основной целью стало достичь Рязани. В горы мы собирались вдвоем с Андреем «Гринго», а до Рязани мне предстояло валить в одиночку.

По горам мы скакали четыре дня подряд. В процессе сделала полезные выводы относительно списка и укладки снаряжения в коляску, а также экипа в целом. Почти все технические работы, которые было возможно провести в полевых условиях, я проводила самостоятельно, а Гринго руководил процессом, ругая мою медлительность и незнание терминологии. Манеру вождения тоже иногда костерил, войдя в образ вредного старикашки-наставника. Однако старания его даром не прошли — по возвращению в Барнаул я вполне уверенно рулила колясычем и была готова к дальнейшим свершениям.

После возвращения прошло чуть более суток, а я уже стартовала в первый самостоятельный зимний пробег. До Новосибирска — 230 км. Дорога ровная, машин немного, иногда небольшие заторы в населенных пунктах и местах ремонта дороги. «ИЖик» пёр свои 80-90 км/ч, иногда подбуксовывая сцеплением. В итоге, засветло была в Новосибирске, где приютили, накормили и обогрели. На следующий день я заглянула под крышку сцепления и... застряла на три дня — ведущие диски стерлись почти в ноль. Новосибирск — гостеприимный город, отпускать так просто не хотел, поэтому утром четвертого дня я самостоятельно, «тихой сапой» выбралась на трассу М-51.

Километрах в двадцати за городом меня остановила ГАИ. Мотор «ИЖа» заглох, а при попытке завести, лапка кикстартера с размаху «пришла» в аккумуляторный отсек. Я долго пинала кик и тратила газ горелки на прогрев мотора, пока не разглядела, что лампочка на приборке не горит. Оказалось, отломилась заиндевевшая на морозе клемма «массы» на аккумуляторе. Подумала и нарастила ее проводом от сигнала. И кому мне бибикать на этом ведре с болтами?

Ближе к Чулыму начали подмерзать пальцы. Да не просто, а ого-го как! До полной нечувствительности. Остановилась возле кафе и обнаружила, что порван провод обогрева рукояток руля. Видимо, в Новосибирске криво поставили бак. Пока я прикидывала пути решения, пальцы начали оттаивать. Что вы знаете о боли? Когда у вас заново появляются пальцы, вы узнаете о ней все. Пришлось зайти в кафе и думать головой. Между делом вбежал какой-то дядька, спросил, кто на мотоцикле, трогательно офигел, увидев хрупкую меня, пожелал удачи и убежал.

Я порылась в снаряжении и извлекла два куска шкуры черно-бурой лисы и химическую одноразовую грелку. Применив это к перчаткам, получила вполне работающую конструкцию.

Трассу М-51 я люблю. Прямая, как стрела, она надвое рассекает огромную равнину, покрытую редкими березняками. Летом — огромное зеленое пространство, зимой — светло-голубое, отражающее небо, как вода. Ветки берез белоснежные, почти серебряные. Гашетку до упора (все равно ИЖ больше 80 км/ч не прёт), и едешь, размышляя о своем до самого заката, когда снег становится сине-алым, а шар солнца — огромный, оранжевый — медленно падает за низкий кустарник. Тянет остановиться и вдоволь напиться этой красотой, но мысль о том, что дальше придется вваливать при свете звезд и плохонькой фары, заставляет снова набирать скорость.

В Барабинске Гринго советовал мне отель «Ланта» (хотя, другого там все равно нет). Для «ИЖа» нашелся теплый бокс, для меня — номер и ужин. Проснувшись пораньше, я сделала скрутку — обогрев ручек снова появился. Но скоро появилась другая проблема: «ИЖ» начал резко, рывками терять обороты и жрать бензин. Ладно, доберусь до цивилизации, разберемся.

Обгоняя еле ползущий бензовоз, пересекла сплошную. К тому моменту у меня почти не было тормозов — разболталась лапка заднего, а передний — от рождения паршивый. На меня радостно выскочил гаишник... Бедняге пришлось бежать за мной весь тормозной путь. «Разворачивайся и подъезжай, будем составлять протокол», — сказал он и ушел. Я попыталась развернуться и застряла на откосе. Минут десять буксовала и тягала мотоцикл, отчаянно ругаясь (но про себя хихикая). Гаишники не выдержали, подъехали на машине, попросили не ругаться и помогли вытянуть колясыч. Я села в машину, объяснила, что с такими тормозами либо обгонять, либо в грузовик. У меня спросили, куда я еду, добавив, что поеду туда уже без прав. Сказала, что еду в Челябинск. Помолчали. И тут один не выдержал, вздохнул и сказал: «Олежка, отдай документы, поехали работать... Не могу я больше на это смотреть!».

За 150 км до Омска обедаю в придорожной харчевне. Встречают вяло, глядят со смесью удивления и неодобрения: мол, «надо же, людям делать нечего!». Интересуюсь, где удобства. Отвечают: «Во дворе...». И как-то странно смотрят, с интересом. Выхожу во двор и понимаю — проверка на суровость. «Удобства» — это кирпичное строение типа «лабиринт» без окон и дверей, зато с естественными пирамидами и желтым льдом на полу. Холод собачий: —35С. Ехать еще так-сяк, а высовывать филей из теплого экипа... Но спину мне сверлят взгляды из окон. Чувствуя себя Тезеем, скрываюсь за стенами, несколько минут созерцаю одну из «пирамид», а потом выхожу, одергивая куртку. Мой отъезд провожали всей харчевней — стояли в дверях, глядели, носы морозили. Загадочные сибирские души...

В Омске меня встретили друзья Гринго, загнали «ИЖа» в гараж и отправились пить и общаться. В ультимативной форме заявили, что завтра я никуда не еду. На следующий день отрегулировали сцепление, выставили зажигание. Утром стартовала еще затемно, но до выезда из города так и не доехала. Вернулась в гараж, разбудила похмельных механиков, которые обнаружили, что накрылся правый подшипник коленвала. Замена его — дело дня, но за счет всех остановок время потеряно, а через день мне нужно быть на работе. Принимаю волевое решение — оставляю «ИЖ» в Омске и сажусь на поезд до Москвы, с твердым намерением на следующую зиму вернуться и продолжить пробег. А за год подкачать матчасть по совкоциклам вообще и механике в частности. Пройдя 2366 км, я поняла — в работе мотоцикла мистики не бывает. Бывают неучтенные факторы и неизвестные узлы конструкции.

Январь 2012

Омск. Пятница, 13-е. Нас двое — я и второй пилот и фотограф Алексей «Койот». «ИЖ» с просроченными транзитами и без страховки. Два рюкзака навьючены на коляску, на градуснике приемлемые —18С. Стартовать страшно, но Лешка уже на пассажирском месте. Вспоминать, как рулить трехколесным чудом, пришлось по ходу. Выехали из Омска и тут же попались гайцам. Я пыталась их не заметить, так погнались с мигалкой. Пришлось вернуться на пост, писать протокол за транзиты.

За рулем тепло — ручки с подогревом плюс какая-никакая физическая нагрузка. А Лешка в люльке подмерзал. Через 200 км предложила ему сесть за руль, он согласился. Раньше у Лешки был «Днепр», поэтому с истинно оппозитным энтузиазмом он прыгнул на хрупкий ижачий кикстартер и... отломил его. Печально посозерцав обломки, кое-как растолкали и поехали до ближайшей гостиницы в Тюкалинске. Дума нелегкая — обратно нельзя, вперед плохо получается. Наутро завести холодный мотоцикл с толкача уже не вышло. На счастье, остановился «газельеро», который не только нас дернул, но и объяснил, как проехать в магазин мотозапчастей. Выезжаю на трассу, и за мной тут же подрывается полицейская машина. Останавливаюсь. «Глуши!» — говорит. «Не могу!» — и показываю на обломанный кик. Слава богам, остановил нас гаец-помогаец. Отобрал у меня права, отвез на машине до универмага, проследил, чтобы я все купила, и вернул права только когда увидел, что все в порядке — кик, свет и мотор. И даже помог завестись, только бы мы побыстрее уехали.

Тюменская область — место потрясающее. Сердце западной Сибири, самая ее суть. Лешка не видел, у него обмерз визор. А я любовалась на череду пологих бледно-синих холмов. Снег на них такой чистый, что берет цвет ясного неба. Иногда на горизонте серебрится полоса укрытого инеем леса, облака огромные и похожи на узор фарфоровой чашки. Все тут хорошо, кроме дороги. Ухабы высотой мне по колено, рядом скачут фуры, размахивая прицепами, проносятся легковушки... Суета и смертельная опасность. У Лешки аж визор оттаял.

Вечером мы вновь поменялись за рулем, и второй пилот успешно довел аппарат до Ялуторовска, где нас вновь поймали гайцы. Теперь у нас есть протокол: Лешка не может водить «ИЖа», пока не оформит страховку. Здесь нас ждала пища, кров и мировая тетя Светлана, супруга Гены «Путника». Вечер провели за душевной беседой, а утром нас накормили творогом и отправили в путь.

Дорога до Челябинска скучна. За рулем Лешка, «ИЖ» жует километры неторопливо, но настойчиво. Второй пилот дотянул на последней капле бензина до единственной заправки, и мы сменились за штурвалом. Ближе к городу начались горки и перелески. Подходы к Челябинску богаты пространственно-временными карманами: едешь часа полтора и на следующем указателе читаешь, что до города едва ли не больше, чем было. В «столицу суровости» я въезжала изнуренная таким безалаберным подходом к географии.

В Челябинске нас встретили Рома «Хочуха» и Алексей «Лисей». Кататься за ними по городу на «ИЖе» — это экстрим. Лешка в коляске съел попой седушку... да и я свою, если честно, надкусила. Рома поселил нас в своем строящемся доме. Прохладно, спокойно... Весь вечер общались с местными мотоциклистами, пили вино, улыбались и выдыхали. А на следующий день нас выгуляли по городу. Мы сфотографировались у нулевого километра Челябинской области, прогулялись по Кировке (челябинскому Арбату). «Едете на Snow Dogs?» — спросил Ромка. Мы подумали и кивнули.

Утром мы очень показательно заводились при −22С. Ромкин «Лансер» потребовал себе новые свечки и аккумулятор, наш «ИЖ» — подсоса и трех пинков кикстартера. Все-таки, люблю я отечественную технику!

На выезде из Челябинска гайцы не тормозили, а помахали вслед и показали большие пальцы рук.

Равнина — это равнина, горы — это горы. Перед нами Урал. Здесь начинаешь по-другому относиться к передаточным числам. Мы то ползли вверх на первой-второй передачах, то толкали мотоцикл до верха подъема, меняясь за рулем каждые полчаса по мере того, как сдавали нервы. Но упорно лезли и лезли вперед. Были и приятные моменты — придорожное кафе порадовало тарелками борща емкостью в один мотошлем каждая.

Приключением дня стал «Буддистский шлагбаум». Когда мы переваливали через Уренгу, Лешка не справился с управлением и мотоцикл ускакал по сугробам в противоположную обочину. Для меня загадка, как это было физически возможно — не было ни ускорения, ни торможения, ни контакта с ограждением. Встречные автомобилисты помогли вынуть «ИЖа» из снега. Передохнули, оглянулись, и вот она, разгадка: напротив множество деревьев с лентами на ветвях. Оказывается, здесь место поклонения духам предков. Путешественник в дороге находится в совершенно другой реальности, нежели простые смертные. И в ней его вполне может аккуратно переставить в сугроб вместе с мотоциклом — чтобы не забыл уважить. Мы, правда, повязали на ветку не ленточку, а... что нашлось. Надеюсь, духи не в обиде.

Ночевали в самом сердце Урала, в городке Сатка. Нас приютил Андрей «Ледон». Вместе с ним нас встретила местная пресса, которой дали интервью и даже покатали в коляске — то-то было радости! Вечером в ту же Сатку приехали Валера «Герыч» и Олег Максимов, которые возвращались из пробега до Ямбурга и пару дней назад впивались зубами в свежую оленину посреди тундры. Лютая зависть и огромное уважение!

Утром отправились дальше. Ледон показал нам дорогу через Башкирию — чуть длиннее, чем аналогичный участок М5, зато более пологую и без вереницы фур. Мы и правда миновали ее без особых приключений, а я старалась не подать виду, что понятия не имею, куда едем. Ближе к М5 поймали в кадр дивный монумент типа «Россия и Башкирия навеки вместе». На башкирском это звучит как «мэнге берге» и намертво западает в мозг.

Пока суд да дело, горы закончились, и началась череда спусков и небольших подъемов, по которым, как по ступенькам, шла прямая трасса. В надвигающемся мраке мы миновали Уфу и остановились в УТЭП. Очень правильное место, где для дальнобойщика есть все — стоянка, гостиница, баня, столовая и теплый ремонтный бокс. Зимой лучше не придумаешь.

Два дня мы ехали в сторону Тольятти через степи с адским боковым ветром, подъемами и спусками. К дороге больше всего подходило определение «наморщенная». Как простыня или шкурка шар-пея. Под вечер первого дня стерся тросик сцепления, а после утреннего ремонта мотоцикл вообще отказался заводиться. Мистика... Чудом нашли открутившуюся гаечку на конденсаторе зажигания — три часа и килограммы нервных клеток. Закупив в сельпо запасной тросик и свечи, поехали дальше. Ну, на какую еще технику найдешь запчасти в сельпо? Бабушка у магазина спросила: «Сколько стоит мотоцикл?». Да он бесценен, бабуль!

Ближе к Тольятти посетило ощущение, что идем в составе очень растянутого мотокаравана — периодически видим, как кто-то на мото тоже едет в ту же сторону. Не доезжая города, повернули по наводке из интернета. Едем какими-то лесами, «ИЖ» буксует в снегу, ухабы кругом, наступает ночь. Забрались в неимоверные дебри на берегу Волги... И тут нам навстречу из темноты выруливает «Газель», а в ней Палыч из Коврова, Ромка «Сварщик» и еще куча народу. «Дяденьки, заберите нас отсюда!» Погрузили «ИЖа» и поехали в Тольятти. А там кабачок «Синяя Дыня» — пиво, музыка, общение...

«Сноу Догс» в этот раз был гламурный — на стадионе в центре города. Приехавших на мотоциклах было немного. На полицию и охрану было жалко смотреть — бедняги честно пытались понять, кто из одинаково самоуверенных и деловитых ребят в жилетках зритель, а кто — участник. Мы ж умеем делать вид, что тут не просто так! Я, например, нахально заглохла прямо перед воротами в паддоки, и тут же подбежали ковровские и стали помогать закатывать... Участвовать в гонке колясычей, правда, не стала — опасалась за сцепление.

Из-за места проведения на «Собаках» было не очень уютно. Рефлекс работника стадиона — загнать всех на трибуны и никого никуда не пускать, поэтому все время надо выглядеть деловито и не стоять просто так. Либо с кем-нибудь общаться, либо куда-нибудь идти (желательно с гаечным ключом наперевес). Особенно обострился «стадионный рефлекс» у охраны, когда начались соревнования по унимото. Мы с Лешкой переждали первые заезды в баре, попивая пиво и слушая комментатора, который тамадил не сбавляя энтузиазма с 11:00 до 18:00. Вечером, когда левый народ разошелся, а охрана забила на происходящее, мы с Димкой «Аполлоном» стояли на сугробе посреди стадиона и делились впечатлениями, кто как доехал. Он катил из Барнаула на «Урале» и вез с собой еще пол-Урала в коляске. Внизу стоял дяденька из местных и объяснял нам, что мы — придурки. С чем мы, к обоюдному удовольствию, согласились. По кругу носились колясычи, а вокруг них — Лешка с глазами больше объектива своего фотоаппарата. Я даже перестала стыдиться, что потащила его с собой в такой холод в этакую даль.

До награждения мы не дотерпели. Сказалась дорога, нервы и общая атмосфера — ни у костерка присесть, ни выпить толком. Я завела пепелац и, лавируя между прицепами с унимото, выкатилась со стадиона. По дороге нас опять остановил гаец, но лишь повосхищался и отпустил с миром.

Наутро следующего дня мы проснулись, покидали вещи в коляску и повернули резину в сторону дома. Два дня по четыре сотни в день сделали без приключений.

Подводя итоги поездки, могу сказать: подготовленный ИЖ проходит тысячи км с минимальными поломками. Ремонтный набор умещается в карманы жилетки, а единственное, зачем нужно следить, — это электрика. Ну и главное — не отчаиваться, если не едет. Причины могут быть только две: или нечему гореть, или нечем поджигать. Я приобрела множество новых друзей, море позитива и острое желание продолжить зимние пробеги. В них совершенно особый смак, не сравнимый с летними покатушками — чувствуешь себя настоящим героем, а не просто бездельником на трех колесах. Спасибо всем, кто поддерживал и помогал. Катайтесь зимой, люди! Это реально закаляет дух!

Если вы хотите, чтобы рассказ о вашем путешествии появился на нашем портале, пишите на moto@corp.mail.ru!

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
78
Стас Карпов
Девушка молодец!!!Фигею с таких! А планета красава у меня такая же с коляской!Удачи!!!
СсылкаПожаловаться
Александр Яценко
шо ж вам сказать.придурками вас уже называли. а вще,доброго вам здоровья.шоб хватило на много поездок.приезжайте в украину.у нас -4 как у вас -40.:)
СсылкаПожаловаться
Вадим Журавлёв
молодец, не каждый мужик такое осилит. всё по некрасову: и про коня и горящую избу.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru