24 апреля
Hyundai Tucson 2.0 AT 150hp 4WD
Хенде туссан 2.0 л , 149.6 л.с., калининградская​ сборка, полный привод, коробка автомат6-тиступ​ка, комплектация Тревел. Владею больше года, пробег 18000 км машиной доволен. Стильный дизайн, отличная...
4.8
24 апреля
Opel Antara 2.2 CDTi 184hp AT
Опель Антара, дизель ,184 силы. 3,5 года эксплуатации. Пробег 60000 км.
4.2
Все отзывы
2 ноября 2012 07:31, Новости

Экскурсия по заводу STELS

Чтобы узнать, как появляются на свет квадроциклы, велики и скутеры Stels, мы отправились в Брянскую область, на Жуковский мотовелозавод

Слухи о том, что квадрики, скутеры и велосипеды марки Stels производят в Китае, а у нас, в России, на них только вешают шильдики и прикручивают колеса, ходят по стране с невероятным упорством. Вообще, в плохое соотечественники верят гораздо охотнее, чем в хорошее. Чтобы убедиться в обратном, узнать, как развивается производство, мы отправились в Брянскую область, на Жуковский мотовелозавод.

Вроде бы, завод, любой, штука довольно скучная. Холодные или наоборот, жутко жаркие цеха, станки, текущие смазкой, шум и грохот, грязь и стружка на полу, засаленные спецовки рабочих, запах машинного масла... У многих из нас, особенно у тех, кто старше тридцати, именно такая картинка возникает в голове при упоминании слова «завод». Однако как все меняется с течением времени! На настоящем, большом заводе я не был лет, наверное, пятнадцать. До чего же было интересно и удивительно узнать, что современный завод не имеет ничего общего с моими представлениями.

Пожалуй, сначала немного обрисую картину в целом. Жуковский мотовелозавод — стал четвертой производственной площадкой фирмы «Веломоторс», которая и выпускает под торговой маркой Stels велики, квадрики, скутеры и мотоциклы. Остальные три завода расположены в Люберцах, Кубинке и Краснодарском крае. В отличие от них, Жуковский велозавод не был построен с нуля. До того, как площадку приобрел «Веломоторс», здесь располагался... велосипедный завод. Тут делали велики «Десна» — те самые, складные с маленькими колесами и классические, дорожные велосипеды образца «как до войны делали». К концу 90-х завод окончательно обанкротился и практически развалился. Так что в приобретении именно этого предприятия как базы для открытия своего производства не было цели сэкономить. И оборудование полувековой давности для современных нужд совершенно не подходит, да и сами цеха пришлось крепко модернизировать. В общем, кроме правильной велосипедной кармы в жуковском заводе ничего не было.

Еще на подъезде к воротам завода, удивляюсь: за забором, увенчанным колючкой-«егозой», высятся цеха, контрастно выделяющиеся на общем, довольно унылом и сером фоне прочих построек, отделанные бело-синим сайдингом. Аж сверкают! Сразу видно — предприятие живет и процветает!

Въезжаем в ворота. Выходим из автобуса. Территория между цехами выложена бетонными плитами. Совсем свежими. Чистота, красота и тишина. На территории не видно никаких праздно шатающихся граждан. Не видно даже традиционной для привычных заводов веранды-курилки с мятым ведром и кучей мужиков на «вечном перекуре». Интересно, что же внутри?

Первый цех, в который мы заходим, — заготовительный. Огромное помещение, метров триста в длину. Особая гордость заводчан — полный производственный цикл рам для велосипедов и квадроциклов. От листового металла, который в рулонах привозят с новолипецкого металлургического комбината, до готовой покрашенной рамы. Тридцатитонные бухты листовой стали разматывают и нарезают на полосы заданной ширины — под каждый диаметр трубы ширина своя. При этом, отходов практически не остается — лишь две узкие полоски стали, шириной всего в несколько миллиметров, отрезаются по двум сторонам рулона.

Тут же автоматизированная линия из полосы сгибает и сваривает прямошовную трубу. Скорость линии — до 90 метров трубы в минуту! Вроде бы много, но заводчане говорят, что скоро в работу вступит еще одна линия по изготовлению труб.

Тут же, рядом, установлены разные хитрые станки, на которых из трубы изготавливают части будущих велосипедных и квадроциклетных рам. Прессы, фрезерные и сверлильные станки, все они работают в автоматическом режиме, операторы только меняют заготовки. Точность изготовления деталей — абсолютная.

Чуть дальше установлено несколько термопластовых аппаратов. На них, опять же, в автоматическом режиме отливаются облицовки квадриков, основания сидений, бардачки, да в общем — все пластиковые детали. Кстати, помимо основной продукции, завод выпускает детские снегокаты, хорошо знакомые многим с детства. Рули, лыжи, сиденья для них тоже изготавливаются здесь. Полые внутри детали изготавливают на еще одном станке методом выдувания. Кстати, сырье для производства пластиковых деталей тоже отечественное — полимерные материалы в гранулах поставляет Казанский химзавод. Но самая, пожалуй, интересная машина, работающая с пластиком, — это ротоформовочная машина. На ней изготавливают объемные пластиковые детали, которые невозможно изготовить методом литья — слишком большие пресс-формы попросту не влезли бы в станки. Кроме того, детали, отлитые методом ротоформовки, не имеют швов, что положительно сказывается на общей прочности конструкции. А это особенно важно для таких частей, как, например, бензобаки и носовые емкости снегоходов. Да-да, уже разработана и скоро будет запущена в серию первая модель снегохода Stels полностью собственной разработки! Предсерийная партия выйдет со стапелей уже в декабре, а серийный выпуск начнется в марте будущего года.

Принцип действия ротоформовочной машины довольно прост: на колесо, которое имеет несколько степеней свободы, крепится форма-матрица. В нее засыпается измельченный до состояния муки пластик строго заданного веса, и вся эта конструкция, не переставая вращаться, отправляется в газовую печь, которая разогревает форму до двухсот градусов. Под действием центробежной силы пластик равномерно распространяется по стенкам формы и спекается. Дальше — охлаждение, и все, деталь готова. Остается только обрезать ненужные технологические «хвосты» и прорезать необходимые отверстия.

Но вернемся к «железу». Сварочный цех — не менее интересное место. Здесь из заготовок, которые только что нарезали, отформовали, отфрезеровали и просверлили, сваривают велосипедные и мотовездеходные рамы. Причем происходит это, опять же, в автоматическом режиме. Никаких угрюмых мужиков, в ватниках и сварочных масках, сидящих на корточках с электродом в руках, тут нет. Смотришь, как механическая «рука» проворно собирает из кучи разных труб раму и вспоминаешь поговорку о том, что человек может бесконечно смотреть на три вещи. Оказывается, бесконечно смотреть можно не только на то, как работает другой человек, но и на то, как работает робот. Завораживающее зрелище! Несколько минут — и готовая рама отправляется ждать покраски.

Покрасочный цех расположен рядом. Все рамы окрашиваются порошковым методом. Этот способ дает наилучшее качество и сопротивляемость внешним воздействиям. Другими словами, из всех вариантов окраски металла, именно порошковый способ дает наиболее прочный слой. А это главное условие коррозионной стойкости металла и долговечности рамы. Кстати, на заводе применяется уникальная двухслойная технология окраски. Этим способом окрашивают велосипедные рамы. Сначала на металл наносится грунтовочный слой, который, запекаясь в печи, задает основной цвет. Вторым проходом на раму наносится лакирующий слой порошка, который, так же, по выходу из печи становится прозрачным и глянцевым. Рама получается очень нарядной, яркой и с очень прочным двухслойным покрытием. Рамы квадриков красят более простым однослойным способом в черный цвет.

Разумеется, самое интересное — это сборочный цех. Здесь из кучи запчастей рождается техника. Огромных, просто невероятных размеров цех заставлен сотнями единиц готовой продукции. Несмотря на то, что на дворе поздняя осень, — квадрики ждут оправки дилерам. Спрос есть даже в это время года.

Параллельно работает два конвейера. На одном собирают квадрики, на втором — мотоциклы и скутеры. В «горячую пору», весной и летом, когда спрос на технику максимально высок, в цеху одновременно работает более сотни человек. И за день завод собирает под сотню квадриков.

Мы оказались в цеху во время обеденного перерыва. Стоит тишина, и лента конвейера замерла. На ней через каждые полтора-два метра стоят несколько десятков квадриков разной степени собранности. Причем каждый следующий «похож» на готовый квадрик, чуть больше, чем предыдущий. Очень интересно пройтись вдоль ленты и посмотреть, как обрастает «мясом» голая рама, с которой все начинается.

Вот в нее установили мотор и вариатор, вот появилась электропроводка, рулевое управление, потом рычаги подвески, мосты, приводы, ступицы колес, бак, колеса, и, наконец, пластик и сиденье. После сборки, каждый квадрик отправляется на стенд, где контролер проверяет функционирование всех узлов и агрегатов, гоняет двигатель в разных режимах и проверяет уровень СО-СН. Если что-то работает не так, аппарат отправляется на доработку. Только после того, как все заработает как нужно, квадрик становится в ряд на отгрузку.

Конечно, основные узлы и агрегаты квадров поставляются из Тайваня, но, учитывая темпы развития и модернизации завода, скоро уровень локализации производства приблизится к 100 процентам.

Уже сейчас идет подготовка к открытию собственного конструкторско-дизайнерского центра и началу производства двигателей собственной конструкции. Уже поступило на завод и ждет установки и пуска оборудование для производства мягкой набивки сидений для квадриков, велосипедов и снегоходов. Запушена и проходит обкатку в рабочем режиме машина для алюминиевого литья под давлением.

Уже налажена работа линии по производству рам для снегоходов. Работа по модернизации производства и наращиванию производственных мощностей идет постоянно. Словом, работа кипит и булькает! Приятно видеть, что несмотря на все преграды и сложности, возникающие на пути любого бизнеса в России, а уж тем более, производства, растут и развиваются такие вот заводы. Ну и самый главный вывод, который я сделал для себя: квадроциклы Stels — это действительно отечественная техника, а вовсе не китайщина отверточной сборки.

Благодарим компанию «Веломоторс» за организацию экскурсии.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
32
Марина Бардашевич
Да хватит уже самим против себя вести войны........И соплями возить........
СсылкаПожаловаться
Олег Малов
НАПИСАЛИ ПРО РАМУ И ПЛАСТИК. ЭТО КОНЕЧНО ХОРОШО И РАМА КРЕПКАЯ НУЖНА, НО ПРО МОТОРЫ ВООБЩЕ НИЧЕГО ТОЛЬКО ТО ЧТО ИХ СТАВЯТ А КАКИЕ МОТОРЫ ТО И ГДЕ ИХ ИЗГОТАВЛИВАЮТ. ВСЕ СЕРДЦЕ ЛЮБОГО МЕХАНИЗМА ЭТО ДВИЖИТЕЛЬ, А КАК БЫ НИ БЫЛА ХОРОША РАМА НО С ПЛОХИМ МОТОРОМ ОНА НЕ НУЖНА.
СсылкаПожаловаться
Александр Петраш
Хотелось бы услышать, раз производство целиком наше, чем объясняется увеличение цены на 50-100%?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru