Рождение World Superbike

История чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам World Superbike — одного из крупнейших моторных соревнований на планете — взяла старт в далеком 1988 году. А в год своего 25-летнего юбилея чемпионат мира по Супербайку приходит в Россию

История чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам World Superbike — одного из крупнейших моторных соревнований на планете— взяла старт в далеком 1988 году. С тех пор сменились многие поколения гонщиков, мотоциклов, трасс и даже стран и континентов, где проводились этапы первенства. В год своего 25-летнего юбилея чемпионат мира по Супербайку приходит в Россию. Приходит не в гости, а всерьез и надолго: контракт с организатором российского этапа компанией Yakhnich Motorsport подписан на 10 лет!

content image for: 49503


Как обычно, основную лепту в зарождение новой разновидности «асфальтовых» мотоциклетных гонок внесли итальянцы. Еще за два года до старта первого в истории сезона World Superbike Президент комиссии Международной Мотоциклетной Федерации FIM Луиджи Бренни анонсировал новое двухколесное первенство. Главной особенностью нового соревнования было введения жесткого правила по использованию мотоциклов, находящихся в свободной продаже. Само собой, разрешалась их переделка, но в пределах правил технического регламента. В те далекие времена на старт допускалась техника, которая сегодня для нас с вами показалась бы, мягко говоря, экзотической. Команды готовили 4-цилиндровые байки с объемом двигателя от 400 до 750 куб. см, а двухцилиндровая техника была ограничена рабочим объемом от 550 до 1000 куб. см. В среднем, как и сегодня, неизменным все эти годы оставалось количество мотоциклов, которое было необходимо выпустить заводу-изготовителю и запустить в свободную продажу. Около 500 единиц машин должны ждать своих покупателей в салонах, чтобы «супербайк» на основе этой модели стал полноправным членом World Superbike.

content image for: 49503


Дебютный сезон запомнился зрителям и участникам первенства холодным стартом на легендарной трассе в Британском Донингтоне и необычно разношерстной стартовой решеткой. Другим историческим событием стала победа Давиде Тардоцци в первой гонке в истории чемпионата мира по Супербайку. На протяжении нескольких последний лет именитый итальянец был самым знаменитым и результативным директором гоночных команд в World Superbike. Он работал с такими звездами, как Трой Бэйлис, Нориюки Хага, Трой Корсер, Мишель Фабрицио и многими другими многократными призерами и чемпионами гоночной серии.

content image for: 49503


Первый сезон прошел в обкаточном режиме: было проведено 9 этапов, в первом раунде очки начислялись по сумме двух заездов, а не за каждый в отдельности (на каждом этапе World Superbike гонщики класса Супербайк участвуют в двух гоночных заездах), а самое главное — не было проведено ни одного итальянского этапа! Новое соревнование подарило зрителям такие легендарные имена, как Фред Меркель, Даг Полен, Давиде Тардоцци, Марко Лукинелли, Джо Данлоп, Фабрицио Пировано, Раймон Роше, Мик Дуэн... Финал первого сезона World Superbike, прошедший на трассе Менфилд, расположенной в Новой Зеландии, был достоин сценария напряженного триллера. Перед двумя заключительными заездами 1988 года шансы на титул оставались у четырех пилотов: Давиде Тардоцци с 86 очками, Фабрицио Пировано и Фред Меркель, набравшие по 83,5 балла, Стефан Мертенс, набравший 75,5 очков. В самих гонках события менялись с калейдоскопической быстротой. Фаворит финала — Тардоцци, выступавший на Bimota, выиграл поул, но в первом заезде не добрался до подиума, финишировав пятым, а во втором и вовсе не принял участие, упав на прогревочном круге. Первым победителем сезона в истории чемпионата мира по Супербайку стал Фред Меркель, который наиболее стабильно и агрессивно провел свой дебютный сезон в World Superbike.

content image for: 49503


Второй сезон не уступал первому по накалу страстей, причем не только на асфальтовых полотнах мировых авто-мотодромов. Накануне первого этапа новозеландский промоутер объявил об уходе из Супербайка, что для всех стало шоком, а исчезновение рекламы поставило существование первенства под угрозу. Но FIM, уверенная в сильнейшем потенциале World Superbike взяла на себя обязательства по организации и поиску нового промоутера для молодого чемпионата мира.

content image for: 49503


В ходе сезона за первые места боролись те же фамилии. С самого начала 1989 года стал заметен новичок из Bimota — Джанкарло Фалаппа. Чемпионат перемещался по континентам и экзотическим местам, которым мог позавидовать любой продвинутый путешественник. Гонки проходили в Мексике, на Сицилии, в США, Австралии, Новой Зеландии и, конечно, в Европе. Успех новых мотогонок говорил сам за себя. Неудивительно, что еще до старта сезона 1990 года было объявлено о том, что управление серией берет на себя знаменитый в прошлом итальянский спортсмен Маурицио Фламмини, руководящий Flammini Group. По итогам года лучшим вновь стал Фред Меркель, навсегда вписавший себя в страницы истории World Superbike.

content image for: 49503


1990 год можно назвать годом становления чемпионата мира по Супербайку. Вместе с новым организатором пришел яркий неординарный спонсор чемпионата — фирма Disesel Jeans. Гоночный календарь разросся до 13 этапов, появилась собственная система хронометража, система гоночного уикенда, состоящая из четко структурированных тренировок, квалификационных практик и гоночных заездов. Изюминку Супербайку придавали и необычные спонсоры, которые приходили в первенство с гоночными командами, самым необычным и привлекающим внимание стал бренд, известный каждому совершеннолетнему жителю планеты, — Durex. В новом сезоне Bimota решила взять тайм-аут, и, кроме «японской четверки», в World Superbike осталась только Ducati. Постепенно все производители обзавелись поддержкой своих заводов, и в чемпионате стали заметны команды, выступающие на Kawasaki и Yamaha. Но темп, который взяли Honda и Ducati, держать было сложно, что было наглядно видно по разыгрывающемуся между этими двумя марками лидерству в сезоне 1990 года.

content image for: 49503

Вторая половина сезона была богата на падения и травмы, в связи с чем в группе топ-пилотов происходила постоянная ротация. Сходами соперников с успехом воспользовался молодой, но «холодный» Раймон Роше, который в итоге забрал чемпионское «золото», выиграв с огромным отрывом по очкам. Именно в этом сезоне World Superbike завоевал неофициальное звание самой честной, жесткой, бескомпромиссной, зрелищной и при этом «семейной» мотоциклетной гонки в мире! А благодаря энтузиазму и усилиям Flammini Group к миру Супербайка смогли приобщиться не только зрители, приезжавшие на трассы и располагающиеся на трибунах, но и телеболельщики со всех пяти континентов из 23 стран!

FIM WSBK Сезон 1990 года.
Дмитрий Дьяченко