Эпатаж. КТМ Freeride 350

Эпатирование «внедорожной» публики давно стало неотъемлемой частью маркетинговой политики компании KTM. При этом, практически все «внеклассовые» разработки фирмы пользуются бешеным коммерческим успехом

Эндуро/2012 г.в./99,5 кг/349,7 см3/23 л.с./цена в РФ не определена.

Эпатирование «внедорожной» публики давно стало неотъемлемой частью маркетинговой политики компании KTM. В то время, когда прилежные японцы, не покладая рук, штампуют проверенные и надежные технические решения, в Матигхоффене, не стесняясь, тратят миллионы на новые, внешне порой сомнительные разработки.

content image for: 49285
Источник: KTM

Но, как говорится: «кто не рискует, тот не пьет шампанского». Великолепно продуманная работа маркетологов и инженеров компании принесла свои, совершенно заслуженные плоды. Практически все «внеклассовые» разработки КТМ пользуются бешеным коммерческим успехом. И сегодня уже совсем не важно, что сходит с производственного конвейера. Спортбайк с дизайном танка Panzerkampfwagen VI «Tiger I» или кроссовый мотоцикл вне официально установленных FIM спортивных классов. Литровый супермотард или 350-кубовая, 23-сильная внедорожная «чахотка». Презентации KTM Freeride международная оффроуд общественность ждала с нетерпением. Слухи, будоражащие всемирную паутину, напоминали горячечный бред запойного алкоголика. Эндуристы шептались по углам: «В Матигхоффене сделали ультимативный hard-evil-enduro bike» или «австрийцы спроектировали мотоцикл для пожилых и немощных одноногих спортсменов на пенсии». А слухи об электрической версии мотоцикла только подливали масла в огонь. Но презентация новинки в сухих и пыльных горах Марокко позволила сложить воедино все части этого пазла. Но об этом давайте по порядку.

Экстерьер

Первая часть этой головоломки. Внешность мотоцикла. Он выглядит довольно странно. Нет в нем поджарой ярости «боевых» эндуро, но, в то же время, отсутствует «рыхлая» расхлябанность японских trial bikes. У Freeride скорее «гражданская» эргономика, позволяющая райдеру легко изменять позицию тела за рулем при активном пилотировании.

content image for: 49285
Источник: KTM

У мотоцикла длинное и узкое сиденье, которое крепится на петле в передней его части. Под ним расположена заливная горловина бензобака и легкодоступный воздушный фильтр. Объем бензобака всего 5,5 л. Но, по уверению разработчиков, мотоцикл настолько экономичен, что даже такого объема достаточно для продолжительных прогулок по бездорожью. Бак прозрачный, что позволяет легко определить наличие в нем топлива. А для контроля «на ходу» на приборную панель выведена контрольная лампа резерва.

content image for: 49285
Источник: KTM

Воздушный фильтр представляет собой пластиковый картридж, размещенный в задней части бензобака. Он расположен в одной из самых высоких точек мотоцикла, что увеличивает шансы Freeride при штурме глубоких бродов. Фильтр быстросъемный, так что никаких инструментов для его замены не требуется.

content image for: 49285
Источник: KTM

Высота сиденья всего 895 мм. Это позволит с удобством устроиться на нем даже низкорослым райдерам. А если с длиной ног совсем «беда», то в каталоге фирменных запчастей KTM Power Parts есть сиденье с еще более низким профилем. Еще одна «фишка» Freeride — это регулируемые подножки. Они крепятся к раме при помощи специальных кронштейнов, которые при необходимости можно развернуть на 180o. Таким образом, «пеги» можно отодвинуть на 8 мм назад для удобства пилотирования «верзилами».

Рама

Вторая часть этого пазла. Рама спроектирована, как говорится, с «нуля». И она не просто из хромомолибденового сплава, в лучших традициях КТМ. Она комбинированная! К основной стальной конструкции на болтах крепятся элементы из алюминиевых деталей. Таким образом, по уверениям австрийских инженеров, существенно уменьшается вес готового изделия и повышается его жесткость на кручение. И это еще не все. Третий элемент рамы — подрамник — и вовсе выполнен из пластика! Он также крепится ко всей конструкции на болтах. Его специальная форма позволила еще больше уменьшить общий вес мотоцикла. В Матигхоффене утверждают, что жесткости и прочности подрамника с лихвой хватает даже в условиях серьезного оффроуда, а уж их назвать тепличными довольно трудно. Также у новой рамы абсолютно оригинальная геометрия и острый угол наклона рулевой колонки. Все эти факторы, по замыслу инженеров, должны придать мотоциклу отличную маневренность и высокую стабильность хода. А использование алюминиевых и пластиковых литых деталей позволяет сделать его производство еще более технологичным. Новый алюминиевый маятник задней подвески весит всего 3,2 кг.

content image for: 49285
Источник: KTM

Мотоцикл и вправду неплохо управляется. Быстрые перекладки на скалистых подъемах, «прохваты» по старым заброшенным дорогам, триальные скальные элементы. Жесткость рамы остается неизменной. И при этом мотоцикл маневрирует с легкостью 50-кубового питбайка. Похоже, своей композитной рамой КТМ открывает новое направление в проектировании внедорожных мотоциклов. Во всяком случае, вспомнить подобное решение на внедорожных мотоциклах других марок я сходу не смогу.

content image for: 49285
Источник: KTM
content image for: 49285
Источник: KTM

В «стоке» на KTM устанавливаются покрышки Dunlop D803, рисунок протектора которых напоминает резину для мототриала или отечественную «пятеру», и колеса фирмы Giant с цельнофрезерованными ступицами.

Подвеска

Подвески на Freeride, традиционно, фирмы White Power. Спереди работает вилка WP перевернутого типа с перьями диаметром 43 мм, ходом колеса 250 мм и фрезерованными алюминиевыми траверсами. Сзади установлен новый полностью регулируемый моноамортизатор WP с ходом колеса 260 мм. Опять же, традиционно для эндуро из Австрии, нет системы обеспечения прогрессивной характеристики — «качалки».

content image for: 49285
Источник: KTM

Подвески с таким неполиткорректным названием на внедорожных мотоциклах КТМ традиционно работают очень жестко. В духе концепции «ready to race». Но на Freeride все происходит совершенно по-другому. Здесь нет «зубодробительной» и «руковынимающей» передней вилки. Передняя подвеска заточена скорее под неторопливое передвижение по пересеченной местности. Задний амортизатор тоже не отличается особой жесткостью. На этом мотоцикле преодоление препятствий сродни езде на триальном мотоцикле. Подъехал к большому камню, «качнул» мотоцикл вниз, заставив сжаться подвески, и с одновременным открытием газа легко запрыгнул на препятствие. Мягкие и энергоемкие подвески превращают езду в горах в приятное и веселое времяпрепровождение.

content image for: 49285
Источник: KTM

Гидравлические системы

Традиционно австрийские мотоциклы оборудуются тормозными механизмами и гидравликой сцепления Brembo и Magura. Но на Freeride установлены тормоза итальянской фирмы Formula. Передняя радиальная четырехпоршневая скоба и задний двухпоршневой суппорт. Диаметр переднего 240 мм, заднего — 210 мм. Для особо «быстрых» персонажей в каталоге Power Parts есть и 260-миллиметровый диск для переднего колеса. Гидравлическая система выжима сцепления тоже — Formula.

content image for: 49285
Источник: KTM

Двигатель

Основой для силовой установки Freeride послужил двигатель от модели 350 EXC-F. У него 4-клапанная головка с двумя верхними распределительными валами, кулачки которых «укреплены» углеродным покрытием DLC. Максимальные обороты двигателя ограничены 10 000 об/мин. Распредвалы приводятся в движение цепью, которую вращает находящаяся в зацеплении с первичным валом мотора шестерня. Во-первых, для уменьшения веса мотора инженеры удалили механизм кик-стартера. Во-вторых, новый литой алюминиевый картер мотора гораздо легче и компактнее. Чтобы улучшить тяговые характеристики двигателя, была кардинально переделана система впуска и выпуска. Питание осуществляется при помощи системы Keihin с заслонкой диаметром 42 мм. Что обеспечивает моментальный отзыв мотора на движение ручки «газа».

content image for: 49285
Источник: KTM

Мощность силовой установки составляет 23 л.с., но после установки опционного переключателя режимов работы двигателя она может быть повышена почти вдвое. Надо отметить, что первый режим довольно серьезно «душит» двигатель и позволяет безбоязненно крутить ручку газа практически в любых условиях. В таком положении переключателя запросто держать «дырку» полностью открытой и «тошнить», не опасаясь за свое здоровье. Второй режим, пожалуй, оптимален. Несмотря на его относительную слабость, мотора хватает практически во всех условиях. Будь то горные склоны, проселочные дороги или каменистые, поросшие колючим кустарником пустоши. Но есть еще третий, спортивный режим. Мотоцикл становится довольно норовистым и постоянно пытается показать свой характер. Неосторожная работа с газом заставляет подниматься в воздух переднее колесо. Правда, до диких и злых хард-эндуро, даже в спортивном режиме Freeride, конечно, далеко.

content image for: 49285
Источник: KTM

На мотоцикле интересно реализована выпускная система. Она выполнена по схеме 1-в-2. Из цилиндра мотора выходит один патрубок, надежно «упакованный» в трубы дуплексной рамы. Проходя под картером двигателя, он раздваивается и заканчивается двумя алюминиевыми глушителями. Выхлопная система, кстати, оборудована катализатором, и поэтому мотоцикл вписывается в суровые европейские нормы по экологичности и громкости выхлопа. Радиатор двигателя тоже защищен трубами передней секции рамы. В стандартную комплектацию Freeride входит вентилятор системы охлаждения.

content image for: 49285
Источник: KTM

Инженеры и разработчики особенно акцентируют внимание потенциального покупателя на том, что Freeride — это не «боевой» эндуро и не кроссовый мотоцикл. Головокружительные прыжки ему смертельно противопоказаны. Это мотоцикл для увлекательной и веселой езды с друзьями. И уж совершенно точно он не для спортивных достижений. Его спроектировали для получения удовольствия от правильной и безопасной внедорожной езды. Мотоцикл, несмотря на свои скромные характеристики, позволяет даже неопытному райдеру очень многое. Горные путешествия по непроторенным, непроходимым маршрутам. Спуски и подъемы. Преодоление грязевых участков и поваленные деревья. Freeride многое по плечу.

content image for: 49285
Источник: KTM

Вообще, как ни крути, а у КТМ получилась квинтэссенция концепции мотоцикла двойного назначения. Оригинальный мотоцикл для отдыха и хорошего настроения. Естественно, не такой, как у всех. Оранжевый эпатаж, словом. Как всегда!

Юрий Солонович
KTM