Рыцарская дуэль на автомобилях

Текст: Лев Шугуров Фото: Из архива Газеты.Ru 75 лет назад состоялась первая в автомобильной истории 24-часовая автомобильная гонка. Правда, закончилась она всего через 19 часов, так как в машине одного из двух участников задымился двигатель
content image for: 4874
Гонку устроили два предпринимателя, воспитанные в старинных рыцарских традициях. Один – Фердинанд Москович – аристократ венгерского происхождения, хозяин американской фирмы Stutz (по-русски произносится по-разному: Штутц или Статц). Второй - француз Шарль Вейманн, который занимал видный пост в руководстве компании Hispano-Suiza.

Они заключили пари на 25 тысяч долларов - чья машина лучше. Обе фирмы выпускали быстроходные дорогие спортивные автомобили. Сильной стороной американских машин было новейшее оборудование, которым обеспечивалось высочайшее качество продукции. Французский завод базировался на мелкосерийном производстве, а то и штучном, и каждое его изделие было словно произведение искусства. Ударили по рукам. Дуэлянтов разделял Атлантический океан: ведь один завод находился в штате Огайо, другой - в предместье Парижа. Местом разрешения спора выбрали знаменитый гоночный трек в американском городе Индианополисе. Условие спора - гонка в течение 24 часов. Кто будет на финише первым, тот и выиграл пари. Чем же располагали дуэлянты? Завод Hisrano-Suiza выставил модель H6B-Monza. Ее 6-цилиндровый мотор с алюминиевыми головкой и блоком цилиндров имел один верхний распределительный вал. Рабочий объем составлял 7577 куб. см, мощность же была около 150 л.с. при 2400 об/мин. Коробка (как и у Stutz) была трехскоростной, подвеска колес - зависимая рессорная. Максимальная скорость машины - около 140 км/ч. Stutz выставил спортивную модель Blackhawk. Ее 8-цилиндровый мотор с верхним распределительным валом имел рабочий объем 4711 куб. см. Он развивал мощность 92 л.с. при 3200 об/мин. Головка мотора была алюминиевой, как и шатуны, и коромысла клапанов. Скорость - 135 км/ч. У обеих машин были двухместные открытые кузова, и автомобили вели посменно оба водителя. Интересно, что за рулем Hispano-Suiza сидел то сам Вейманн, то известный французский гонщик Робер Блох. На старте машины стояли рядом, и гонщики подозрительно косились друг на друга: на французской руль стоял справа, на американской - слева.

Спорщики были максимально удалены друг от друга. Американцы, несмотря на меньший рабочий объем своей машины, верили в совершенство конструкции, которую разработал бельгиец Поль Бастьен. Как никак у него за плечами был приличный опыт проектирования спортивных машин в Европе. Со старта первым ушел американец. Более тяжелая французская машина поначалу отставала, но потом вышла вперед. Двигатель Stutz работал в режиме выше допустимых 3400 об/мин, и через четыре часа произошла поломка клапанного коромысла. Вейманн благородно остановил свой автомобиль и дождался, пока его соперника вернут мотор к жизни. Снова старт. И опять лидирует французская машина. Stutz безуспешно пытается догнать.

На 19-м часу американский автомобиль останавливается. Из-под открытого капота вьется дымок - гонщик «перекрутил» мотор, и шатун выглянул наружу картера. Этот драматический момент запечатлел на своей акварели французский автомобильный рисовальщик довоенных лет Жорж Амм. Так 19 апреля 1928 года, семьдесят пять лет назад Hispano-Suiza сделала себе грандиозную рекламу, а Stutz потерпел фиаско.