Отечественный рынок наводнят иномарки

Российский рынок автомобилей ожидают очередные потрясения: эксперты прогнозируют, что в конце лета его наводнят подержанные иномарки возрастом от 3 до 7 лет. В этих условиях отечественные производители могут растерять часть своих клиентов и снова оказаться в кризисе


В прошлом году в Россию было ввезено 468 тысяч "бэушных" авто, 227 из них - это иномарки в возрасте от 3 до 7 лет. По прогнозу Минпромнауки, общий объем подержанных иномарок в этом году сократится на 15-25%, зато доля 3-7-летних легковых автомобилей возрастет и составит 280-320 тысяч штук (против 228 тысяч в прошлом году). Автодилеры объясняют такой эффект ростом дохода российских потребителей, которые теперь могут позволить себе покупать машины стоимостью от 8 тысяч долларов и выше. По мнению аналитиков, которые отмечают, что повышенный спрос на иномарки такого класса наблюдается уже сейчас, основная причина такого явления отнюдь не во внезапном "обогащении" российских граждан. Дело в том, что еще в январе этого года Минпромнауки обратилось в правительство с предложением уравнять правила ввоза подержанных иномарок для юридических и физических лиц. В нынешних условиях растаможивание иномарок для граждан обходится как минимум на 30% дешевле, чем для организаций. Физлица платят единый таможенный сбор, который для иномарок 3-7 лет составляет 0,85 евро за 1 куб. см при объеме двигателя до 2,5 л и 1,4 евро за 1 куб. см для более мощных двигателей. Организации, импортирующие такие авто, платят исходя из декларируемой стоимости автомобиля таможенную пошлину (25% от стоимости, но не менее 1-2,35 евро за 1 куб. см в зависимости от объема двигателя), таможенный сбор (0,15% от стоимости), акциз (от 10 руб. за 1 л. с. мощности двигателя) и НДС (20%).


Повышение пошлин на иномарки для физических лиц - мера, на первый взгляд, вполне оправданная. По данным ГТК, из 627 тысяч легковых автомобилей, ввезенных в Россию в прошлом году, юридическими лицами было поставлено всего 20% от общего числа машин. Остальные 80 ввезли на территорию страны граждане, причем львиная доля купленных за границей автомобилей, пошла на продажу. По оценкам экспертов ассоциации "Российские автомобильные дилеры", в результате таких махинаций в 2002 году бюджет России недосчитался таможенных и налоговых платежей на сумму, превышающую 300 млн долларов. По замыслу чиновников, выравнивание объема таможенных платежей между юридическими и физическими лицами должно привести к сокращению ввоза иномарок "серыми" дилерами, которые, как правило, покупают авто, оформляя их на физлица. Такое решение выгодно и для западных автоконцернов, намеренных организовать сборку своих авто на территории России, и для российских производителей машин. "Пока для многих западных автоконцернов выгоднее организовывать дилерские сети, чем производить машины на территории России, - говорит Елена Сахнова, - в первом случае компания получает в среднем прибыль с одного авто в размере 1300 долларов, а во втором - всего 600. В таких условиях многие западные автогиганты не хотят идти на российский рынок, так как собранные на российской территории машины все равно не выдерживают конкуренции с более старыми марками тех же производителей, ввезенных на льготных условиях физическими лицами". Что касается российских автозаводов, им тоже выгодно такое решение: увеличение стоимости подержанных иномарок должно "сподвигнуть" отечественных потребителей покупать "родные" автомобили.


Портит идеалистическую картину лишь один факт - "нехорошая привычка правительства объявлять о своих намерениях за год и затягивать их принятие на неопределенный срок", как охарактеризовала ситуацию Елена Сахнова. "Прошлогодний "бум" на семилетние иномарки во многом произошел "благодаря" стараниям правительства, - признался RBC daily чиновник в Минпромнаук. - Когда подобные решения о повышении пошлин озвучиваются, нельзя тянуть с их вводом. В прошлом году это привело к тому, что спрос на семилетние иномарки вырос в 3 раза, и пострадали от этого российские производители. Причем, решение оттягивали специально, это были явно не технические причины, а лобби неких влиятельных структур". Подобная ситуация, по мнению экспертов, может повториться и в этом году. "Я не удивлюсь, если в конце лета - начале осени произойдет очередной "бум" на ввоз иномарок в возрасте от 3 до 7 лет, - говорит Елена Сахнова. - На российском рынке появится огромное количество таких иномарок, что приведет к спаду потребления (и соответственно производства) российских машин. Может повториться ситуация прошлого года, когда многие отечественные автоконцерны простаивали или работали не в полную мощность. Кроме того, это замедлит приход на российский рынок западных инвесторов, которые ждут повышения пошлин на подержанные иномарки".


Похоже, что подобный исход событий вполне вероятен. В министерствах, разрабатывающих данные предложения (Минпромнауки, Минэкономразвития, Минтранс), назвать RBC daily конкретные сроки внесения проекта в правительство не смогли. "Все это пока лишь намерения, - сказал RBC daily сотрудник Минтранса, - но, скорее всего, такое решение действительно будет принято". Правда, даже если чиновники активизируются в ближайшее время, пройдет как минимум два-три месяца, прежде чем решение о выравнивании пошлин сможет вступить в силу. "За это время дилеры вполне могут активизироваться и "затоварить" рынок такими иномарками, - сказал RBC daily аналитик ИК "Проспект" Николай Иванов, - цена вопроса довольно высока, гораздо выше, чем это было с семилетними иномарками".