Американская гора

В мире есть несколько легендарных гонок, на которых должен хотя бы раз в жизни побывать каждый фанат автоспорта. Одна из них — это американская Pikes Peak
Леонид Айзикович

Погулять среди гоночных автомобилей, припаркованных на обочине как попало, запросто пообщаться с пилотами, понаблюдать и послушать, как стартует самодельная колесница с традиционным американским V8 и самым что ни на есть прямоточным выхлопом... Это — Америка, особая атмосфера гонки, дружелюбная и демократичная, где нет никаких трибун, пит-лейнов, паддоков, где все просто и без европейского пафоса. Это Pikes Peak в Колорадо-Спрингс — одно из самых знаменитых и старейших соревнований в мире.

В первый раз соревнование по подъему на гору здесь проводили аж 92 года назад — старше его только знаменитая гонка Инди-500! И с тех пор трасса все та же: 19,99 км, 156 поворотов, средний уклон 7%. Изменилось только покрытие: изначально трасса была грунтовой, потом заасфальтировали нижнюю ее часть, а в 2012 году по требованию экологов (гравий смывало с дороги вниз, на заповедные склоны) дорога стала полностью асфальтовой. Теперь зрители лишены клубов пыли и эффектных заносов — манера прохождения поворотов стала «кольцевой», а на многих машинах стоят «слики».

Нынешний рекорд трассы — 8 минут 14 секунд — был поставлен год назад, причем не кем-нибудь, а самим Себастьеном Лебом. Он приехал сюда на специально подготовленной Peugeot 208 T16 Pikes Peak и разом улучшил предыдущее достижение на полторы минуты! Но в этом году повторять попытку не стал, так что сейчас основная борьба ведется вокруг 10 минут, а лучшие гонщики приближаются к 9 минутам. Кстати, 92 года назад рекорд трассы составил 20 минут 55,40 секунды. Не так уж и сильно изменились автомобили за эти 90 лет, не правда ли?

В разные годы, помимо Леба, здесь отметились многие знаменитые гонщики. Это и Мишель Мутон, и Вальтер Рерль, и Ари Ватанен (немало поспособствовавший популярности гонки своим знаменитым фильмом Climb Dance). Из заводских команд — Peugeot (подготовившая рекордный автомобиль Леба), Audi, Hyundai, Ford. А в последние три года здесь активно выступает команда Mitsubishi, причем она привозит сюда электромобили! Слава Паджеро, многократных покорителей песков Дакара, наследие легендарных Lancer Evolution с их совершенной системой полного привода — и вдруг все перечеркнуть ради негромкого свиста электромоторов? Или же, напротив, это взгляд в будущее, причем будущее не только гражданских, но и спортивных автомобилей?

Mitsubishi

В этом году компания Mitsubishi вновь привезла два электромобиля, да и состав гонщиков тот же, что и в прошлогоднем заезде. Честь бесшумных болидов защищали Грег Трейси, многократный победитель Pikes Peak International Hill Climb в классе мотоциклов, и Хироши Масуока — заводской пилот Mitsubishi, двукратный победитель ралли-рейда Дакар.

Сам же электромобиль носит название Mitsubishi iMIEV Evolution III — по сравнению с прошлогодней моделью он стал мощнее, существенно улучшены жесткость кузова и аэродинамика. В движение его приводят четыре электромотора суммарной мощностью 450 кВт (+50 кВт к прошлому году). Каждый электромотор получил индивидуальный блок управления (до этого он был общим). Аккумуляторная батарея (японской компании Lithium Energy Japan) имеет емкость 50 кВт/ч, этого вполне достаточно для преодоления дистанции и возврата на старт своим ходом. Кузов же построен по традиционной для автоспорта технологии: трубчатая рама. Подвеска на двойных поперечных рычагах, как в Формуле 1, а сверху спортпрототип накрыт углепластиковым панцирем, позволяющим генерировать высокую прижимную силу.

А какие преимущества дает электромобиль в таком необычном соревновании, как Pikes Peak, и чем эта схема перспективна именно здесь? Во-первых, гонка идеально подходит для электромобиля своей небольшой длиной — построить быструю машину на аккумуляторах, способную проехать сотни километров обычной кольцевой гонки, пока технологически невозможно. А вот для того, чтобы промчать 20 километров по крутому подъему, — в самый раз. И тут важную роль играет то, что электромоторам не нужен кислород, которого на высоте 4000 метров критически мало! Это основная проблема машин с двигателем внутреннего сгорания на Pikes Peak — с набором высоты кислорода все меньше, и двигатель тянет все хуже и хуже. Сказывается и то, что у спортсменов нет возможности полноценно испытывать свои машины на такой высоте, ведь в обычное время эта трасса является дорогой общего пользования, и появление на ней спорткаров запрещено под угрозой дисквалификации. Так что приверженцам бензиновых двигателей остается полагаться только на свой опыт и инженерные знания. Конечно, у электромобилей есть и очевидный минус — тяжёлые аккумуляторы и инверторы преобразования постоянного тока в переменный.

Гонка

Вся неделя перед гонкой посвящена подготовке: регистрация команд, техническая инспекция, квалификация, свободная практика и, наконец, сами соревнования. Ни во время квалификации, ни во время свободной практики у участников нет возможности проехать полностью всю трассу в «боевом» режиме от начала до конца. Так что каждый пилот по-своему зубрит все полторы сотни поворотов. А делать это, по словам Хироши Масуоки, необходимо. Только так можно справиться со сложным маршрутом, в слепых поворотах нет помощи штурмана. Основная часть предстартовых тренировок и квалификаций проводится затемно, начиная с 4 часов утра и до 9, чтобы открыть дорогу для туристов. Если внизу, в районе старта, погода в такую рань еще терпимая, то на верхних площадках условия уже самые что ни на есть горные: температура около нуля, ледяной пронизывающий ветер, иногда и дождь со снегом. Во время тренировочных заездов мы находились на площадке с говорящим названием Devil’s playground, ее высота 3900 метров. Финишная точка Summit расположена на 4300 метрах, там еще тяжелее. Нехватка кислорода на такой высоте влияет не только на двигатели, но и на людей, голова с непривычки тяжелая как чугун, каждое движение вызывает одышку, все надо делать медленно и плавно. Гонщикам не позавидуешь!

В воскресенье, начиная с 3:00 часов ночи, очередь из машин зрителей растягивается на несколько километров, ведь каждый год PPIHC посещают десятки тысяч человек. Приезжают с палатками и трейлерами, заранее занимают лучшие места на пригорках. Для них, как и для гонщиков, это праздник, которого они ждут весь год. Светает, теплеет, перед стартовым створом выстраиваются открывающие гонку мотоциклисты, за ними готовится четырехколесная техника.

Одна за другой, с небольшим интервалом, машины уходят к облакам. Классификация PPIHC насчитывает более десяти классов транспортных средств, основные из них: мотоциклы (обычные и даже электро), автомобили (серийные, доработанные, с открытыми колесами), электромобили (серийные и прототипы). Есть классы для ретро-машин и мотоциклов, когда-то в гонке принимали участие даже седельные тягачи. Представляете, как ведет себя трехосный Kenworth на узенькой гравийной трассе?! Но самые интересные классы — конечно же, Open wheels (буквальный перевод — «открытые колеса»: огромные «снегоуборщики» спереди и высоченные «хлеборезки» сзади) и Unlimited, в котором нет вообще никаких ограничений, кроме требования к каркасу безопасности автомобиля. Мощности здесь доходят до 800 и более лошадиных сил! Традиционно представители этого класса лидировали в общем зачете, но в последнее время им навязывают борьбу как раз электромобили. Вот и в этом году у команды Mitsubishi стояла цель выиграть не только электро-класс, но и показать лучшее время в абсолюте.

Одним из основных соперников «трех бриллиантов» был их соотечественник Нобухиро Таджима со скромным прозвищем Монстр. Легенда Пайкс-Пика, он приехал сюда в 17-й (!) раз. Последние годы он выступает на электромобиле собственной разработки под названием Monster e-Power. Однако в этот раз ему не повезло дважды: из-за жары во время заезда электроника ограничила отдачу электродвигателей его прототипа, и плюс к тому, возникла еще и путаница с датчиками времени, и в итоговом протоколе Монстр занял 4-ю строчку (с приблизительным временем 9.34).

Первое место на этот раз занял Ромен Дюма — 37-летний француз, победитель 24 часов Ле-Мана, Нюрбургринга и Спа, а также других знаковых кольцевых гонок. Показанное им время — 9:05.801. Отличный результат, учитывая, что Ромен приехал сюда в третий раз (в 2012 году он занял сходу второе место, а в прошлом ему не повезло, подвела коробка передач). На втором и третьем местах с минимальным отрывом приехали спортсмены Mitsubishi: результат Грега Трейси 9:08.188, Хироши Масуоки — 9:12.204 (кстати, Грег заодно стал и единственным гонщиком, выехавшим из 10 минут и на машине, и на мотоцикле).

Перед гонкой я задал вопрос пилотам Mitsubishi: а как же быть с удовольствием от машины, тем, что называют fun to drive? Ответ был отчасти прогнозируемым. Да, им обоим нравится ездить на электромобиле. Огромный крутящий момент, доступный с самых низких оборотов, мгновенный отклик на нажатие газа, отсутствие необходимости точно выбирать момент переключения передачи, ровная тяга по всей трассе — электромобиль не зависит от высоты над уровнем моря. То есть для их работы это просто более совершенный инструмент выполнения их задач.

А вот для зрителей? Готовы ли они променять сотрясающий Скалистые горы грохот здоровенных V8, дым, заволакивающий стартовую прямую, на тихий посвист электродвигателей и вой сирены, предупреждающий о приближении этого бесшумного монстра? Ведь поклонников Горы и так уже лишили красоты шлейфов пыли и глубоких заносов той, старой, гравийной трассы.

Да, электромобилиэто будущее. Но о полной замене бензина электронами речь пока не идет. Электромобилям далеко до монополии на спортивных трассах, так что поклонники настоящих американских тачек не останутся без впечатлений. А значит, Pikes Peak International Hill Climb будет жить.

Леонид Айзикович
Фото автора и Mitsubishi