Если Формула 1 — королева автоспорта, то ежегодный марафон «24 часа Ле-Мана» — безусловный король. Как минимум 350 тысяч болельщиков, которые наводняют маленький французский городок населением 150 тысяч человек, чтобы сутки наблюдать за битвой быстрых машин, не могут ошибаться. А машины действительно очень и очень быстрые! Быстрее, чем нынешняя Формула 1: на прямиках прототипы класса LMP1 разгоняются до 350 км/ч, а повороты проходят на скорости до 290 км/ч. И так, повторимся, ровно 24 часа подряд на кольце длиной 13 629 метров, один из отрезков которого проходит по дорогам общего пользования (разумеется, перекрытым на время гонки).
Собственно, заводских команд, которые выставляют болиды (искренние поклонники кольцевых гонок недолюбливают это словечко, предпочитая называть машины прототипами) категории LMP1, всего три: это Audi Sport Team Joest, Toyota Racing и Porsche Team. Ещё есть частная конюшня Rebellion Racing, однако этих ребят нельзя считать полноценными игроками класса — слишком слаба их машина. Поэтому организаторы даже разрешили швейцарцам облегчить автомобиль и сняли ограничения по расходу топлива (обязательные для остальных), чтобы «Ребеллион» не уступал прототипам категории LMP2. Последняя — вотчина частников, а потому техника LMP2 медленнее и дешевле. А открывают лемановскую иерархию кузовные (то есть основанные на серийных машинах) купе категорий GTE-Pro (для профессионалов) и GTE-Am (для любителей).
«24 часа Ле-Мана». Что это такое?
История великой гонки началась почти столетие назад: в 1922 году трое французов, журналист, бизнесмен и менеджер, решили устроить 24-часовой марафон. В следующем, 1923 году, трассу протяжённостью 17,2 км проложили по улицам французского Ле-Мана — небольшого городка, который, однако, уже тогда считался столицей французского автоспорта. Живая музыка, радиотрансляция и фейерверк, освещение трека армейскими прожекторами... Получился этакий праздник жизни, куда приезжали богатые и успешные. Гонщики оценили великолепную организацию, зрители — не только жаркую борьбу среди пилотов, но и обилие магазинов и ресторанчиков.
Что сегодня представляет собой марафон? Не менее яркое зрелище: 55 (в этом году именно столько автомобилей вышли на старт) ярких машин сутки носятся по кольцу, громогласно рыча моторами, а публика — теперь уже весьма разномастная — чинно рассевшись на трибунах, попивает пиво, вино или шампанское (всё это можно купить прямо здесь, под трибунами, за вполне разумные деньги!), закусывая бутербродами и блинами... На больших экранах транслируют онлайн-видео и текущие результаты, над стадионом разносится голос диктора. А надоест сидеть на трибунах — можно посетить кафешку или пройтись по ларькам, где затариться отличными сувенирами на любую гоночную тематику.
Не менее интересно пройтись по близлежащим парковкам, в которые превращаются окружающие спортивный комплекс поля. Где ещё встретишь владельца Bugatti Veyron, живущего... в палатке?! И Veyron здесь — далеко не самый выдающийся экспонат: возле палаток стоят и довоенные Bentley, и редчайшие «Морганы». Всё потому, что гостиницы вокруг Ле-Мана забронированы на десятилетия (!) вперёд, а если найдется местечко, то это будет жильё за сотню километров от гоночного кольца, от которого добраться будет весьма непросто — все подъездные дороги за сутки до старта становятся одной гигантской, но вежливой пробкой: при пустых обочинах никто не посмеет объехать затор. Наш журналистский фургончик Nissan, например, стоял за кабриолетом SLS AMG ценой под 250 тысяч евро...
Смотреть за самой гонкой интересно — мимо тебя постоянно проносятся машины, хватает обгонов и аварий. Трасса проложена вокруг спортивного комплекса Сартэ (по названию местной речушки), в котором есть гоночное кольцо, ипподром, картодром, аттракционы и даже аэродром, который принимает самолёты и вертолёты богатых гостей и руководство команд. Притом всё организовано настолько логично, что не возникает ни очередей, ни давки. А какие здесь болельщики... Пускай немного нетрезвые, но весёлые и добродушные — никакого хамства, никакой агрессии. И каждый искренне поддерживает любимую команду!
Кстати, болельщиков отчасти привлекает непредсказуемость результатов. Недостаточно вложить миллионы и выиграть марафон — нужно долго и кропотливо трудиться, чтобы создать идеальную команду и идеальную машину. На такое способны немногие... На Ле-Мане за 10 евро можно купить наушники, через которые круглые сутки освещается гонка: «Здесь выигрывает тот, кто сумеет разгадать секрет сплава из надёжности, скорости и удачи, — перед самым стартом «24 часов» сказал комментатор. — Но это очень-очень сложный материал...» Так кто сумел получить и обработать загадочный сплав?
«24 часа Ле-Мана». Как это было?
В этом году безусловным фаворитом гонки эксперты называли Тойоту. Неожиданно? Отнюдь: японцы смогли построить новый прототип, который получился фантастически быстрым. На двух предыдущих этапах FIA WEC (Чемпионата мира по гонкам на выносливость) тойотовцы буквально разгромили соперников! Однако в самой ответственной гонке сезона скорость не стала синонимом победы — не хватило вышеупомянутых удачи и надёжности. Что касается первой, эта капризная мадемуазель показала свой скверный характер прямо на втором часу марафона, разом выбив из борьбы двоих сильных претендентов: во время внезапно налетевшего дождя на трассе «встретились» прототипы Audi и Toyota, а также «кузовная» Ferrari. И как встретились! Мощно, как говорится, «под списание»...
Но если Audi (закреплённая за экипажем Марко Бонаноми, Оливера Джарвиса и Филипе Альбукерке) осталась стоять на трассе, то Тойота «на честном слове и одном крыле» сумела доковылять до гаража! А там механики сотворили настоящую сенсацию — через некоторое время развороченная машина вернулась абсолютно целой. В этот момент второй болид японской марки продолжал штамповать быстрые круги, предвещая долгожданную победу... Но около 5 утра прототип встал посреди трассы — «кончилось электричество»: в системе рекуперации произошла поломка, и экипажу Алекса Вурца, Стефана Сарразана и Кадзуки Накадзимы пришлось сойти.
После этой новости болельщики скисли — неужели снова победит Audi? — как забрезжила робкая надежда: на обеих машинах немецкой марки пришлось менять турбокомпрессоры. В лидеры выбился Porsche. Но ненадолго. Модель 919 Hybrid также подвела система рекуперации — оба экипажа не смогли завершить гонку. После схода «девятьсот девятнадцатых» оставшаяся Toyota Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Николя Лапьер (та самая, что была «подбита») закрепилась на третьей строчке. Впереди оставалась недосягаемой пара Audi: первой ехала машина Марселя Фасслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе, вторым — прототип Тома Кристенсена, Марка Жене и Лукаса ди Грасси. Так и финишировали.
В зачёте LMP2 победа досталась команде Jota: их немолодая машина Zytek Z11SN Nissan надёжно добралась до финиша, и победу отпраздновали Саймон Дулэн, Гарри Тикнелл и Оливер Терви. Хотя над подиумом вполне мог греметь российский гимн... Казалось, купе марки Ligier, в состав пилотов которого вошёл Марк Шульжицкий, прочно обосновалось на первом месте, как досадные проблемы (то мотор начал терять мощность, то покрышка лопнула на последних кругах гонки) отбросили экипаж на пятую строчку. Также из россиян добрались до финиша Сергей Злобин и Антон Ладыгин, но их экипаж — только одиннадцатый.
В кузовной категории GTE-Pro случилась настоящая битва за призовые места! Попеременно сменяя друг друга лидерами становились то Ferrari, то Chevrolet, то Aston Martin. Победили Джанкарло Физикелла, Джанмария Бруни и Тони Виландер на Ferrari, поскольку единственными избежали технических проблем. В любительском классе GTE-Am победа досталась Астон Мартину (пилоты — Кристиан Поульсен, Дэвид Хейнемейер-Хансен и Никки Тиму), хотя ставки тоже делались на Ferrari. Причём Ferrari наших Алексея Басова и Виктора Шайтара, которым ассистировал Андреа Бертолини! Но не сложилось: воистину сплав из надёжности, скорости и удачи — слишком сложный материал...
Алексей Кованов