Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 сентября
Porsche Boxster
Что можно сказать об автомобилях марки «Порше»? В первую очередь это гениальное сочетание инженерной мысли и немецкого качества исполнения. Porsche Boxster, как всякий спортивный автомобиль, слегка...
4.0
21 июня
Porsche Cayman 2.9 PDK
Автомобиль покупался новым, эксплуатируется​ каждый день не смотря на постоянное наличие второго автомобиля. Хочется каждый день испытывать эмоции которые он дает! Не корректно сравнивать с 911, вообще...
4.3
Другие отзывы о Porsche Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
19 июня 2014 09:48, Статьи

«24 часа Ле-Мана». Когда Toyota круче, чем Porsche

Может ли Toyota оказаться быстрее и надёжнее Porsche? Оказывается, может! В том случае, если за 24 часа автомобилю предстоит проехать больше 5 тысяч километров со средней скоростью хорошо за 200 км/ч

Если Формула 1 — королева автоспорта, то ежегодный марафон «24 часа Ле-Мана» — безусловный король. Как минимум 350 тысяч болельщиков, которые наводняют маленький французский городок населением 150 тысяч человек, чтобы сутки наблюдать за битвой быстрых машин, не могут ошибаться. А машины действительно очень и очень быстрые! Быстрее, чем нынешняя Формула 1: на прямиках прототипы класса LMP1 разгоняются до 350 км/ч, а повороты проходят на скорости до 290 км/ч. И так, повторимся, ровно 24 часа подряд на кольце длиной 13 629 метров, один из отрезков которого проходит по дорогам общего пользования (разумеется, перекрытым на время гонки).

Собственно, заводских команд, которые выставляют болиды (искренние поклонники кольцевых гонок недолюбливают это словечко, предпочитая называть машины прототипами) категории LMP1, всего три: это Audi Sport Team Joest, Toyota Racing и Porsche Team. Ещё есть частная конюшня Rebellion Racing, однако этих ребят нельзя считать полноценными игроками класса — слишком слаба их машина. Поэтому организаторы даже разрешили швейцарцам облегчить автомобиль и сняли ограничения по расходу топлива (обязательные для остальных), чтобы «Ребеллион» не уступал прототипам категории LMP2. Последняя — вотчина частников, а потому техника LMP2 медленнее и дешевле. А открывают лемановскую иерархию кузовные (то есть основанные на серийных машинах) купе категорий GTE-Pro (для профессионалов) и GTE-Am (для любителей).

«24 часа Ле-Мана». Что это такое?

История великой гонки началась почти столетие назад: в 1922 году трое французов, журналист, бизнесмен и менеджер, решили устроить 24-часовой марафон. В следующем, 1923 году, трассу протяжённостью 17,2 км проложили по улицам французского Ле-Мана — небольшого городка, который, однако, уже тогда считался столицей французского автоспорта. Живая музыка, радиотрансляция и фейерверк, освещение трека армейскими прожекторами... Получился этакий праздник жизни, куда приезжали богатые и успешные. Гонщики оценили великолепную организацию, зрители — не только жаркую борьбу среди пилотов, но и обилие магазинов и ресторанчиков.

Спустя несколько часов машины растягиваются и зачастую отстают друг от друга на десятки кругов. Так что пилоты постоянно напряжены: на высочайших скоростях приходится постоянно следить за другими участниками, то пропуская более быстрых, то обгоняя медленных. А ещё повышенному напряжению способствуют причудливый нрав местной погоды и сложное дорожное покрытие

Что сегодня представляет собой марафон? Не менее яркое зрелище: 55 (в этом году именно столько автомобилей вышли на старт) ярких машин сутки носятся по кольцу, громогласно рыча моторами, а публика — теперь уже весьма разномастная — чинно рассевшись на трибунах, попивает пиво, вино или шампанское (всё это можно купить прямо здесь, под трибунами, за вполне разумные деньги!), закусывая бутербродами и блинами... На больших  экранах транслируют онлайн-видео и текущие результаты, над стадионом разносится голос диктора. А надоест сидеть на трибунах — можно посетить кафешку или пройтись по ларькам, где затариться отличными сувенирами на любую гоночную тематику.

По формульным меркам пит-стоп длится целую вечность — это десятки секунд или целые минуты! Но поскольку менять запрещено только шасси и блок цилиндров, если машина доберётся своим ходом до боксов, её даже после самых страшных аварий и поломок могут восстановить. Так что выход из строя турбины или трансмиссии — не приговор

Не менее интересно пройтись по близлежащим парковкам, в которые превращаются окружающие спортивный комплекс поля. Где ещё встретишь владельца Bugatti Veyron, живущего... в палатке?! И Veyron здесь — далеко не самый выдающийся экспонат: возле палаток стоят и довоенные Bentley, и редчайшие «Морганы». Всё потому, что гостиницы вокруг Ле-Мана забронированы на десятилетия (!) вперёд, а если найдется местечко, то это будет жильё за сотню километров от гоночного кольца, от которого добраться будет весьма непросто — все подъездные дороги за сутки до старта становятся одной гигантской, но вежливой пробкой: при пустых обочинах никто не посмеет объехать затор. Наш журналистский фургончик Nissan, например, стоял за кабриолетом SLS AMG ценой под 250 тысяч евро...

Билет на трибуны стоит относительно недорого, всего 65 евро (чуть больше 3 тысяч рублей). Притом вся окружающая инфраструктура, включая кафешки и магазины, также отличается разумными ценами! Так что нет смысла заранее покупать и тащить на трибуны напитки и бутерброды, когда прямо вокруг трассы полно доступных заведений, где можно вкусно и — опять повторим — недорого поесть

Смотреть за самой гонкой интересно — мимо тебя постоянно проносятся машины, хватает обгонов и аварий. Трасса проложена вокруг спортивного комплекса Сартэ (по названию местной речушки), в котором есть гоночное кольцо, ипподром, картодром, аттракционы и даже аэродром, который принимает самолёты и вертолёты богатых гостей и руководство команд. Притом всё организовано настолько логично, что не возникает ни очередей, ни давки. А какие здесь болельщики... Пускай немного нетрезвые, но весёлые и добродушные — никакого хамства, никакой агрессии. И каждый искренне поддерживает любимую команду!

В самом Ле-Мане за сутки перед самой гонкой проходит так называемый Большой Парад Пилотов — грандиозный карнавал, который сопровождают старинные автомобили, оркестры и клоуны. Место проведения мероприятия — центральная улица под названием Понтлье, которая была частью трассы самого первого марафона. При этом многие болельщики приезжают поглазеть только на парад, игнорируя саму гонку

Кстати, болельщиков отчасти привлекает непредсказуемость результатов. Недостаточно вложить миллионы и выиграть марафон — нужно долго и кропотливо трудиться, чтобы создать идеальную команду и идеальную машину. На такое способны немногие... На Ле-Мане за 10 евро можно купить наушники, через которые круглые сутки освещается гонка: «Здесь выигрывает тот, кто сумеет разгадать секрет сплава из надёжности, скорости и удачи, — перед самым стартом «24 часов» сказал комментатор. — Но это очень-очень сложный материал...» Так кто сумел получить и обработать загадочный сплав?

«24 часа Ле-Мана». Как это было?

В этом году безусловным фаворитом гонки эксперты называли Тойоту. Неожиданно? Отнюдь: японцы смогли построить новый прототип, который получился фантастически быстрым. На двух предыдущих этапах FIA WEC (Чемпионата мира по гонкам на выносливость) тойотовцы буквально разгромили соперников! Однако в самой ответственной гонке сезона скорость не стала синонимом победы — не хватило вышеупомянутых удачи и надёжности. Что касается первой, эта капризная мадемуазель показала свой скверный характер прямо на втором часу марафона, разом выбив из борьбы двоих сильных претендентов: во время внезапно налетевшего дождя на трассе «встретились» прототипы Audi и Toyota, а также «кузовная» Ferrari. И как встретились! Мощно, как говорится, «под списание»...

Нынешняя генерация тойотовских прототипов называется Toyota TS040 Hybrid. Силовой агрегат — восьмицилиндровый 3,7-литровый «атмосферник» мощностью более 520 л.с., которому помогает пара мотор-генераторов на обоих мостах общей мощностью под 470 л.с. На прямиках такая установка выдаёт почти 1000 л.с.! В отличие от конкурентов, чтобы запасать энергию, японские инженеры предпочли использовать суперконденсаторы, а не аккумуляторные батареи 

Но если Audi (закреплённая за экипажем Марко Бонаноми, Оливера Джарвиса и Филипе Альбукерке) осталась стоять на трассе, то Тойота «на честном слове и одном крыле» сумела доковылять до гаража! А там механики сотворили настоящую сенсацию — через некоторое время развороченная машина вернулась абсолютно целой. В этот момент второй болид японской марки продолжал штамповать быстрые круги, предвещая долгожданную победу... Но около 5 утра прототип встал посреди трассы — «кончилось электричество»: в системе рекуперации произошла поломка, и экипажу Алекса Вурца, Стефана Сарразана и Кадзуки Накадзимы пришлось сойти.

В топовый класс LMP1 Porsche возвращается на, мягко говоря, необычной машине 919 Hybrid. Как следует из названия, это тоже гибрид с двумя мотор-генераторами, но его сердцем является всего лишь... 2-литровый турбомотор! Притом 4-цилиндровый V-образный. Нынешние 24 часа менеджмент Порше называет возвращением, а битва за золото запланирована на следующий год

После этой новости болельщики скисли — неужели снова победит Audi? — как забрезжила робкая надежда: на обеих машинах немецкой марки пришлось менять турбокомпрессоры. В лидеры выбился Porsche. Но ненадолго. Модель 919 Hybrid также подвела система рекуперации — оба экипажа не смогли завершить гонку. После схода «девятьсот девятнадцатых» оставшаяся Toyota Энтони Дэвидсона, Себастьена Буэми и Николя Лапьер (та самая, что была «подбита») закрепилась на третьей строчке. Впереди оставалась недосягаемой пара Audi: первой ехала машина Марселя Фасслера, Андре Лоттерера и Бенуа Трелуйе, вторым — прототип Тома Кристенсена, Марка Жене и Лукаса ди Грасси. Так и финишировали.

Всего одна система рекуперации на 2 МДж (у Porsche и Toyota по паре — на 6 МДж), явная нехватка мощности, а следовательно, и скорости... Но благодаря должному уровню надёжности и экономичности, дизельные прототипы R18 e-tron Quattro взяли золото и серебро нынешнего Ле-Мана. С 2000 года это уже 12-я победа «четырёх колец», притом экипаж на фото теперь является 3-кратным обладателем лемановского трофея

В зачёте LMP2 победа досталась команде Jota: их немолодая машина Zytek Z11SN Nissan надёжно добралась до финиша, и победу отпраздновали Саймон Дулэн, Гарри Тикнелл и Оливер Терви. Хотя над подиумом вполне мог греметь российский гимн... Казалось, купе марки Ligier, в состав пилотов которого вошёл Марк Шульжицкий, прочно обосновалось на первом месте, как досадные проблемы (то мотор начал терять мощность, то покрышка лопнула на последних кругах гонки) отбросили экипаж на пятую строчку. Также из россиян добрались до финиша Сергей Злобин и Антон Ладыгин, но их экипаж — только одиннадцатый.

В категории LMP2 победил не самый свежий и не самый быстрый прототип британской команды Jota: все ожидали, что этого «старичка» буквально разнесут более современные болиды Ligier! Удивительна история одного из пилотов машины-чемпиона: команде Оливера Треви пришлось сняться из-за финансовых трудностей, но изначально заявленный Марк Жене принял приглашение Audi, и Треви пригласили подменить сбежавшего француза...

В кузовной категории GTE-Pro случилась настоящая битва за призовые места! Попеременно сменяя друг друга лидерами становились то Ferrari, то Chevrolet, то Aston Martin. Победили Джанкарло Физикелла, Джанмария Бруни и Тони Виландер на Ferrari, поскольку единственными избежали технических проблем. В любительском классе GTE-Am победа досталась Астон Мартину (пилоты — Кристиан Поульсен, Дэвид Хейнемейер-Хансен и Никки Тиму), хотя ставки тоже делались на Ferrari. Причём Ferrari наших Алексея Басова и Виктора Шайтара, которым ассистировал Андреа Бертолини! Но не сложилось: воистину сплав из надёжности, скорости и удачи — слишком сложный материал...

Алексей Кованов

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
21
Катран
Кстати Пежо выигрывал у Ауди в 2009 а у тоеты в 92-93 годах. Единственным японским производителем кто побеждал была Мазда с роторным движком в 91 г.
СсылкаПожаловаться
Obi Van Kenoby
"Когда Тоёта круче чем Порше" - ДА НИКОГДА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
СсылкаПожаловаться
Alekcандр Амаретто
Тут ребята бренд не при чем! Япанцы ли немцы ли или францы,дело пятое! Главное...кто,сколько и как быстро,может забашлять,а там хоть ракетный двигун ставь! Ауди уже 40 лет в этой каше варится,побед много,но согласитесь концерну с такими брендами как Бугатти,Порше,Ламборгини,МАН,СКАНИЯ,VW, Шкода,Сеат,Дукато(мото!) и еще с десяток,глупо бы быть в хвосте производителей!? Бабло льется рекой!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru