Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 июня 2014 10:01, Безопасность, Статьи

Причина аварии — «уставшие» амортизаторы

Может ли нерабочий амортизатор стать причиной аварии, как вышедшие из строя тормоза или рулевое управление? Как оказалось, легко!
7 декабря
Volvo XC70 2.4 D5 205hp AWD AT
Самые лучшие впечатления от комфорта, управляемости, экономичности. После 5-ти лет эксплуатации и весомого пробега (205 тыс. км) не могу найти альтернативу для замены.
4.0
7 декабря
Honda CR-V 2.0 AT
Машину покупала в 2009 году, езжу в основном на дачу и по городу, я понимаю, что эксплуатация автомобиля не активная, но от машины просто веет надежностью. Я без проблем проскакиваю по бездорожью. мог...
4.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

С отказавшими тормозами решится ездить только сумасшедший. А с вытекшими амортизаторами? Ну пускай машина раскачивается на каждой неровности: «Поеду помедленнее — на безопасность вроде не влияет». Но специалисты корейской компании Mando, которая поставляет большинство комплектующих для местного автопрома, уверили нас: «Это очень опасное заблуждение!». И подробно рассказали, к каким последствиям могут привести «убитые» амортизаторы. А заодно дали несколько советов, как распознать вышедшее из строя изделие и выбрать новое.

Причина аварии — «уставшие» амортизаторы - Фото 1

Но сначала — короткая теория. Подвеска состоит из упругих, направляющих и гасящих (демпфирующих) элементов. К последней группе как раз относятся амортизаторы: их задача — гасить вертикальные колебания. Чтобы стало понятнее, представим, будто демпфирующий элемент исчез из подвески. Автомобиль проезжает по неровности, сжавшаяся пружина возвращает колесо на землю, которое после удара снова отскакивает, поскольку успокоить колебания нечему (кроме сил трения), и колесо будет продолжать прыгать. Соответственно, сцепление с дорогой во время таких прыжков минимально. Так что надёжный «держак» обеспечивают не только покрышки, но и амортизаторы.

Чем опасны изношенные амортизаторы?

Специалисты Mando заверяют, что старые амортизаторы при торможении на скорости 80 км/ч добавляют 5-10 метров тормозного пути. И уточняют: на ровном асфальте. Откуда набегает столь пугающая разница? Не секрет, что при замедлении масса машины перераспределяется на передние колёса. Изношенные демпферы позволяют задней части кузова приподняться, поэтому ABS немного ослабляет «хватку», и автомобиль останавливается позже. А если дорога неровная, то замедление будет ещё менее адекватным. Без ABS разница скромнее — с убитой подвеской машина затормозит на 3-5 метров позже. Но тут возникает другая опасность: очень сильные рыскания, с которыми сможет совладать не каждый водитель.

Причина аварии — «уставшие» амортизаторы - Фото 2
Как никто другой, важность амортизаторов оценили владельцы первых Солярисов: из-за ошибочных калибровок машина опасно раскачивалась на высоких скоростях, и чтобы удержать машину на дороге, от водителя требовалось колоссальное напряжение. Новые демпферы решили эту проблему

Также обнаружится разница и в других ездовых дисциплинах. Аквапланирование на старых амортизаторах начинается на 10-15 км/ч раньше. А если вдобавок и покрышки изношены порядочно, что неудивительно для немолодой машины, то автомобиль начнёт «всплывать» на, казалось бы, безобидных скоростях (подробнее — в материале «Летние шины: когда переобуваться?»). Впрочем, и на сухом асфальте приятного будет мало. Даже незаметная взгляду кочка заставит машину долго раскачиваться, поскольку колебания почти не будут гаситься. А это — постоянные подруливания и, соответственно, усталость водителя.

В поворотах машина на старых амортизаторах ощутимо кренится и плохо держит траекторию (особенно если асфальт покрыт выбоинами). Так и улететь недолго! Хотя для «экономистов» все эти аргументы, конечно, могут оказаться пустым звуком: «Пока машина ездит, ничего менять не собираюсь». Однако инженеры-подвесочники предостерегают: вышедший из строя амортизатор даёт повышенную нагрузку на остальные элементы подвески, которые при таком отношении долго не протянут. Хотя, скорее всего, экономный автомобилист сразу помчится за демпферами, когда увидит, как быстро и неравномерно «лысеют» покрышки — трудно поверить, но проплешины появятся всего через несколько сотен (!) километров пробега.

Как определить, что амортизатор изношен?

Менять амортизаторы — притом обязательно парами — Mando рекомендует через 70-80 тысяч километров, каждые 20 тысяч проводя осмотр. Увидели повреждения на штоке или потёки масла? Это основной признак отживших своё амортизаторов. А если порваны пыльники, значит, уже скоро грязь прикончит демпфирующий элемент. Впрочем, даже исправное внешне изделие может оказаться «убитым»: как только машина начала рыскать и требует постоянных подруливаний, при разгоне и торможении появились клевки, а на неровностях кузов качается будто холодец — это тоже признаки «уставшей» подвески.

Причина аварии — «уставшие» амортизаторы - Фото 3
Так выглядит пятно контакта между дорогой, покрытой тонким слоем воды, и покрышкой, снятое высокоскоростной камерой. Хорошо видно: чем выше скорость и сильнее изношена покрышка, тем площадь этого пятна меньше. А если ещё колесо «приплясывает» из-за старых амортизаторов... Зачем так рисковать?

Зато возраст на состояние амортизаторов почти не влияет. Если, конечно, машина не простояла столько, чтобы заржавели штоки, «пожилой» демпфирующий элемент лишь немного уступит новому. Потому что главные враги подвески отнюдь не старость — это большие пробеги, перегруз (особенно — при перевозке багажа на крыше машины) и высокие скорости на плохих дорогах. Опасны и «холодные старты»: зимой, при низких температурах, первые полкилометра нужно проезжать «шёпотом», чтобы «согреть» подвеску.

Кстати, многие помнят дедовский способ проверки амортизаторов: нужно качнуть машину и понаблюдать, как быстро кузов перестанет раскачиваться. Если автомобиль сделает больше одного такта или кузов вовсе не удастся раскачать, значит, демпфер требует замены. Но! Во-первых, подобная «диагностика» требует некоторого опыта. Во-вторых, раскачка поможет выявить только совсем «мёртвый» элемент. Так что доверяйте либо своим ощущениям, либо специальному стенду (ими оборудованы крупные автосервисы), либо опытному мастеру.

Как подобрать новые?

Гарантия кончилась. Самое время покупать неоригинальные запчасти, которые обойдутся заметно дешевле. Что такое «оригинал» и «неоригинал»? Предположим, вам нужны амортизаторы для Hyundai Solaris или любого другого «корейца». Учтите — завод, выпускающий автомобили, сам элементы подвески не производит. Их ему поставляет сторонняя компания. В данном случае — Mando. Откуда тогда берутся «оригинальные» запчасти? Правильно: это продукция Mando, но... с логотипами Hyundai на упаковках. И, поверьте, по такой схеме, фасуя чужие запчасти по своим коробочкам, работают не только корейцы, а вообще все автопроизводители.

Причина аварии — «уставшие» амортизаторы - Фото 4
Дата основания Mando — 1962 год (тогда компания называлась Hyundai International). Первые амортизаторы — разумеется, для машин Hyundai — были выпущены через 8 лет. Сейчас продукцию Мандо покупают не только Hyundai, Kia и корейский Chevrolet (бывшая Daewoo), но и Nissan, Opel, Renault, а также многие китайцы и наш ГАЗ

В свою очередь, «неоригинал» — понятие более обширное. У Mando есть подразделение Mando+, которое поставляет детали исключительно на рынок запчастей. При этом продукция и для «конвейера», и для «вторички» абсолютно идентична! Вот только компоненты Mando+ уже являются «неоригиналом», так как на коробке нет логотипа автомобильной марки. Но «неоригиналом» также будет считаться продукция непонятного ИП Пупкин, качество и характеристики которой известны только господину Пупкину. Так что экономить на неоригинальных запчастях можно и нужно. Главное — знать, детали какой фирмы изначально стояли на вашем автомобиле. И это особенно касается демпфирующих элементов.

А всё потому, что при проектировании амортизаторов их характеристики долго и тщательно подгоняются под конкретную модель (а иногда — даже под конкретную модификацию). В этом процессе участвуют не только инженеры со стороны поставщика компонентов, но и автопроизводитель — это ему отвечать за поведение готового автомобиля! Поэтому можно, конечно, взять аналог любой другой фирмы (не факт, что такой обойдётся дешевле), но никто не может предсказать, как машина поедет после ремонта. Как изменятся ездовые повадки? Сохранится ли баланс между управляемостью и плавностью хода? А это, между прочим, напрямую влияет на безопасность.

Алексей Кованов

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
169
Ivan Grebenshchikov
неплохая реклама манды
СсылкаПожаловаться
Александр Миско
Вся подвеска взаимосвязана....не только амортизаторы, но и пружины имеют свойство изнашиваться... Если амортизатор новый, а пружина изношена (или не дай Бог повреждена!) то смысл работы подвески? Учим матчасть....Из производителей амортизаторов предпочтение отдаю "Супер САХС", Германия...оправдывают сою цену.
СсылкаПожаловаться
Vitaly Zhalimov
Манда, это наше всё. Мы поняли :)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru