7 июля
Land Rover Discovery 3.0 TDV6 (211 л.с.) AT
взял нового - пересел с паджеро 3, чесно говоря не планировал думал еще годик поездить - но стал паджеро ломаться , хотя машина хорошая просто 10 лет отъездил выручал сколько раз аж жалко.. ну да...
4.7
23 января
Land Rover Discovery 2.7 TD AT
Давно хотел купить купить Дискавери но предыдущий автомобиль можно скказать выбрала супруга и в итоге БМВ Х5, около года катался потом ДТП и в итоге в этом году купил 3 Дискавери дилерский с...
4.8
Другие отзывы о Land Rover Discovery Все отзывы
2 июня 2014 08:01, Статьи

Путешествие к 73-й параллели

280 лет назад, в 1734 году, из Архангельска стартовала Великая Северная экспедиция — уникальный проект, длившийся 10 лет и давший представление о том, что находится за рекой Енисей в Северо-Восточных русских пределах

Восточное побережье Таймыра, низовье рек Лена и Колыма, Чукотка, Камчатка. Все это результаты походов нескольких групп, одну из которых возглавлял Василий Васильевич Прончищев — морской офицер, сын калужского помещика. Вместе со своей супругой Татьяной, которая стала первой женщиной-полярным исследователем в мире, они открыли реки Оленёк и Анабар. Благодаря им на картах появились населенные пункты Усть-Оленёк, Саскылах, Юрюнг-Хая. И мы решили вспомнить об этих замечательных людях и отправились по их стопам в один из самых труднодоступных районов российского Крайнего Севера!

И следуя давно заведенной традиции, мы попробуем это сделать на абсолютно стандартных, не прошедших никакой специальной подготовки автомобилях — Range Rover Sport и Land Rover Discovery 4. Тем более, есть ещё один великий соблазн забраться в эти высокие северные широты — именно там проходит 73 параллель. В мире в её районе и выше существует только пять населенных пунктов, где постоянно живут люди (если не считать военных баз и вахтовых шахтерских поселков). Из них в России находится два. Это порт Диксон, но попасть туда на автомобиле просто нереально. Так что остается всего лишь один вариант — Юрюнг-Хая.

Покидаем Москву по трассе М7, которая ведет на восток... Вплоть до Челябинска она перегружена раза в полтора-два, но затем дорога становится свободной. Это уже подлинная Сибирь. Правда, та Сибирь, которую успели заасфальтировать. До Усть-Кута, если ехать через Тулун и Братск, можно добраться даже на спорт-каре, а вот дальше дороги пока нет. Летом до порта Ленск ходит баржа (в пути аж три дня), а зимой кладут временную дорогу не самого лучшего качества.

Постоянная стационарная трасса необходима как дорога жизни, связывающая Метрополию и целую планету под названием Якутия! Поговаривают, что местные речники всячески лоббировали затягивание строительства: 5000 рублей с машины за перевоз — прибыльный бизнес. Но теперь вроде как до самого Владимира Владимировича достучались, и он отдал распоряжение дорогу достроить.

Когда мы, утомленные зимником, въезжали в Мирный, то проскочили мимо одного очень важного памятника. Это памятник шоферам-первопроходцам, которые 60 лет назад пробивали направления на Мирный с нуля. Они ползли прямо по целине, на мостах и рамах своих промерзших заднеприводных «Захаров». Именно благодаря этим людям поднялся из снегов и болот город Мирный. Сегодня там много современных высотных строений из бетона и стекла, девятиэтажки, футуристический концертный зал. В общем, полноценный город, в котором сейчас живет 35 000 человек

Ну а начинался Мирный, как любой другой комсомольский город 50-х, с палаток. Впрочем, буквально через 2 года после того, как сюда пришли первые геологи, здесь появилась и недвижимость. Первый одноэтажный дом на две семьи был возведен в марте 1957 года на улице Ойунского — основоположника якутской литературы (теперь здесь находится краеведческий музей).

Алмазный центр России в отличие от нефтяных столиц производит впечатление не города сильно жирующего, но города крепкого. Но крепостью этой Мирный обязан людям. Еще один памятник на въезде в город со стороны аэропорта называют «монументом тем, кто воздвиг в безлюдье города и вдохнул в них жизнь». Официально же эта стела, поставленная в 1980 году по проекту художника Кафенгауза, именуется монументом «Первооткрывателям алмазных месторождений». А в народе у неё есть ещё одно название — «телеграмма». 13 июня 1955 года поисковый отряд геологов Амакинской экспедиции обнаруживает алмазоносную трубку в этом районе и посылает в Москву телеграмму: «Закурили трубку мира, табак отличный». Вот название и прижилось! 12 января 1958 года был отгружен первый экскаваторный ковш руды. И началось... В 2001 году карьер закрыли, но до сих пор он представляет собой циклопическое творение рук человеческих: диаметр 1200 метров, а глубина — 525. Туда поместится Останкинская телебашня, а общая стоимость добытых здесь алмазов перевалила за 17,5 миллиарда долларов.

Но «яма» в Мирном оказалась не самой большой! Карьер в Удачном — вот настоящий рекордсмен. Несмотря на то, что дорога из Мирного в Удачный это гравийка, но она поддерживается в идеальном состоянии. И если бы не ограничение скорости 90, ехать можно было бы все 140. Правда, весной на некоторых участках укатанный снег днем подтаивает, а за ночь замерзает, и образуется по 2-3 километра идеального катка. Без полного привода здесь делать нечего. По дороге в Удачный мы заехали на куйуур — это весенний праздник рыболовов. Суть в следующем: люди дырявят лед прорубями, опускают туда сачок и начинают вращательным движением образовывать водяную воронку. Сонная рыба теоретически должна в этот сачок заныривать. И, таким образом, обеспечивается быстрый и эффективный улов — подробнее об этом уникальном виде рыбалки, который встречается только в Якутии, читайте в материале «Путешествие на Discovery: когда куйуур в радость».

Сейчас в Удачном живут чуть больше 11,5 тысячи человек. Большинство в цветных пятиэтажках на «курьих ножках» — на сваях, ведь фундамент в условиях вечной мерзлоты построить просто невозможно. Судя по всему, люди в Удачном чувствуют уверенность в завтрашнем дне — по крайней мере, они не боятся рожать детей. Малышей здесь действительно очень много! И, видимо, люди не устанут думать о потомстве, пока будет кипеть работа в «яме», пока будут добываться алмазы. Ну а запасов их здесь хватает.

Мы созвонились с руководством Удачнинского ГОКа, и нам разрешили спуститься на наших машинах в карьер! Правда, не на нижнюю точку — не на 640 метров — а метров на 200. Ниже ехать нельзя — по технике безопасности на дно карьера спускаются только бронированные автомобили (прежде всего, должна быть защищена крыша).

Карьер поражает воображение своими размерами! И серпантин, ведущий вниз, это ни в коем случае не спуск в преисподнюю. Это путь в бриллиантовый рай! Минимальный диаметр этого кратера — 1,2 км, максимальный — 2,1 км. Там, внизу, на 640-метровой глубине даже свой микроклимат. Температура от той, что на поверхности, может отличаться на 10-12 градусов.

Здесь сразу 2 алмазных трубки, каждая диаметром около 300 метров. Они были открыты в 1955, тогда, когда и трубка «Мир». Но разработка началась только в 1967, а первые алмазы добыли в 1972. И с тех пор отсюда было вывезено 360 миллионов тонн алмазосодержащей руды. Это в 5 раз больше, чем из карьера в Мирном. Кстати, здесь работает разномастная техника, но основа парка карьерных самосвалов — 136-тонные Caterpillar. БелАЗы тут почти не ходят — на крутых спусках не держат тормоза (сейчас тут пробуют альтернативу — автопоезда Scania грузоподъемностью 90 тонн).

Все добытое перерабатывается здесь же, на горно-обогатительном комбинате, с которым связана одна драматичная история... 2 октября 1974 года по заказу Минцветмета в 3-х километрах от старого города был произведен подземный ядерный взрыв. Рвануло на глубине 98 метров, куда был заложен заряд мощностью в 1,7 мегатонны! Это в 100 раз больше, чем в Хиросиме. Цель взрыва — так называемое вспучивание почвы. То есть должна была образоваться естественная дамба для создания водохранилища горно-обогатительного комбината. И таких взрывов должно было произойти восемь! Но выброс отравляющих веществ был такой сильный, а эффект наоборот такой мизерный, что от этой затеи отказались. И сейчас водохранилище находится чуть южнее этой точки. Ну а что касается места взрыва, то здесь был сооружен саркофаг. Фактически просто насыпь высотой 10 метров и шириной 150. Радиационного заражения сейчас здесь нет, чуть повышенный фон фиксируется лишь на могильнике. Но птицы по-прежнему облетают это место стороной. Вот и мы решили там не задерживаться...

Зимник Удачный — Оленек является федеральным. Так что он периодически обслуживается и чистится. И погода нам благоприятствовала — стоял слабый морозец. А вот солнце в тех местах яркое, независимо от температуры. Так, что ездить без солнечных очков по зимнику крайне опасно. Усталость глаз наступает незаметно, дело даже может дойти до частичной слепоты. Временной, конечно.

К слову сказать, зрение европейского человека адаптироваться к этим условиям не может в принципе. Да и местные, которые умеют различать до сорока оттенков белого, и то порой ходят в очках...

Оленек появляется внезапно. Издали стоящий на высоком гранитном яру поселок кажется игрушечным макетом. Это уже настоящая Якутия. Не та, новорожденная, построенная вокруг месторождений в 50-60-х, а другая. Где люди жили сотни лет до того, как сюда пришли первопроходцы из России. Здесь иной ритм жизни. В поселке Оленек, который является райцентром территории, сравнимой по территории с Бельгией и Голландией вместе взятыми, живут всего 2108 человек! Поэтому тут совсем другие взаимоотношения между людьми. Кстати говоря, Оленек — это еще и одно из самых холодных мест в мире. Он уступает лишь Оймякону и Верхоянску.

Самая низкая температура здесь была минус 64,7. В марте бывает ниже −55. Это считается нормой. Но даже при таких морозах продолжает работать «якутский водопровод» — в любой деревне, которая стоит на реке, есть мужики с бензопилами, которые выезжают на снегоходах с привязанными нартами на лед. Нарезают замерзшую речку на кубики килограмм по 10, складывают их в нарты и развозят по домам. А дальше эти кубики до наступления лета лежат во дворе. Сколько тебе надо воды, столько и возьми ее в твердом состоянии, отнеси в дом, преврати на печке в жидкое и получи фактически настоящую минералку.

Пересекли полноводную речку Оленек, в низовьях которой, в поселке Усть-Оленек, на берегу Северного ледовитого океана и похоронены Василий и Татьяна Прончищевы. Затем мы попали в небольшую речку Малая Куанамка. Ну а по ней уже «пришли» на Анабар. Собственно Анабар и образуется слиянием двух рек, одна из которых Малая Куанамка. Над стрелкой нависает памятник природы мирового значения — Анабарские столбы. Трудно поверить, что природа — столь искусный резчик. Велик соблазн пофантазировать об инопланетном происхождении этого чуда. И ведь о его существовании знают, помимо местных геологов, вахтовиков и дальнобойщиков, еще тысяч десять сильно интересующихся... По Анабару мы должны попасть сначала в Сыскалах, а затем достигнем конечной точки нашего путешествия — Юрюнг-Хаи.

Если бы знали Татьяна и Василий Прончищевы, какое богатство они дарят России, нанося на карту линию реки Анабар. Эта земля содержит в себе практически всю таблицу Менделеева. Здесь есть нефть, золото, алмазы, тундра полна костями и бивнями доисторических животных. Но самое большое достояние этих мест — люди. Когда ночью мы въехали в Сыскалах, то первый же встреченный нами человек мгновенно поинтересовался, нужен ли нам теплый бокс, инструмент и топливо? И когда утром мы узнали, что топливо теперь отпускается по талонам, что свободная продажа уже закрыта, а лимит исчерпан, то в местной администрации мы решили этот вопрос за пять минут, и баки наших автомобилей оказались полны. Сыскалах, в котором живут без малого 2500 человек (в основном, это эвенки и долганы), принимает по нескольку сотен туристов в год. И это люди не только из России, но и из Европы и Америки. Они приезжают сюда рыбачить, охотиться и просто восторгаться потрясающей северной природой и белыми летними ночами.

От Сыскалаха до Юрюнг-Хаи ведет официальный зимник. Здесь уже самая настоящая тундра, Арктика. Глазу на чем-то темном отдохнуть практически невозможно. Белый снег, белое пространство, белое безмолвие сливается с чуть сероватым небом. Ощущение такое, будто висишь в воздухе и не понимаешь, что происходит буквально в пяти метрах перед тобой. Ехали медленно, чтобы не дай Бог не угодить колесом в какую-нибудь яму — тяжелые грузовики продавливают лед, и образуются опасные воздушные пустоты.

Увы, но зимник до Юрюнг-Хаи оказался закрытым — дорогу завалило снегом. Ждать, пока грейдер закончит очистку? Но на это у него может уйти часов 12... Поднимаем благодаря пневмоподвеске автомобили в режим максимально высокого дорожного просвета и вперед, по целине. Выехали!

И вот на высоком берегу реки Анабар из белого небытия материализовался поселок. Как-то обыденно все получилось: ехали, бились, и вот она, цель, Юрюнг-Хая.

Попытались мы с наскока пробиться и до моря Лаптевых. Но по целине скорость нашего движения не превышала ста метров в час. Лопата, лебедка и трос не убирались: Range Rover Sport бил целину с разгона, пока не садился, затем Диско тросом срывал назад повисшие на подмятом снегу две с половиной тонны алюминия и стали, и Рендж с разгона снова брал несколько метров.

А меж тем солнце упало за горизонт, ветер усилился. Желание добраться до цели заставляло включать переднюю передачу, а здравый смысл — заднюю. Можно конечно совершать безумства, но зачем же рисковать людьми? Мы собрали военный совет, дабы решить, что делать дальше...

А дальше была дорога домой. То, что мы пытались сделать, противоречило не только здравому смыслу, но и законам физики. А их преодолеть, как известно, невозможно. Но самая главная задача выполнена. Юрюнг-Хая запомнила нас, а мы ее.

Андрей Леонтьев
Фото автора 

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
47
Петр Пьянов
Молодцы!!! Андрей Леонтьев не ординарный, интереснейший человек. Так держать!!!
СсылкаПожаловаться
anton35
Молодцы,шикарная экспедиция получилась.Завидую!
СсылкаПожаловаться
Андрей Турский
Какая же у нас потрясающая страна! Аж самому захотелось в подобную экспедицию. Спасибо за саму статью и за все ваши труды!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru