Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 мая 2014 10:00, Статьи

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами

Посмотреть европейские гонки в США и лично попробовать американский овал — ради этого стоило побеждать в Mazda Sport Cup!
9 декабря
Lada (ВАЗ) Granta 1.6 (87 л.с.) AT
По цене нормальный автомобиль.Для пенсионера и поездок на дачу,и так-по делам.
4.2
9 декабря
Renault Kaptur 1.6 MT
Машина неплохая. Дизайн и количество плюшек заставило сделать выбор не в пользу креты. Да есть огрехи сборки и недочеты, но с этим можно мириться. Моя версия 1.6 МТ. в принципе для города неплохо, и э...
4.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Нам непросто выдерживать конкуренцию с традиционно любимыми американской публикой «овальными» гонками, но трасса забронирована почти все дни в году, — говорит с широкой «штатовской» улыбкой Джил Кэмпбел, директор легендарного трека Mazda Raceway Laguna Seca. Да, это та самая Laguna Seca, в числе виражей которой — эпический поворот-штопор, Corkscrew! Ах, сколько раз я смаковал его прохождение в симуляторах серии Gran Turismo, а теперь нахожусь прямо в нём, хоть и позади отбойника, среди зрителей. Мы — в Калифорнии, реализуем своё право на приз от российского представительства Mazda за победу в кольцевом кубке Mazda Sport Cup 2013 года.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 1
Mazda Raceway Laguna Seca — некоммерческое предприятие, управляющее принадлежащей властям Калифорнии трассой. Доходы поступают от взносов спонсоров (крупнейший — как раз Mazda) и проводимых мероприятий (гонки, школы вождения, клубные соревнования, частная аренда и тесты), а всё, заработанное сверх покрывающей расходы суммы, идёт на благотворительность

В первые выходные мая на трассе проходит масштабный гоночный праздник под названием Continental Tire Monterey Grand Prix — один из этапов кольцевой гоночной серии TUDOR United SportsCar Championship. Это привычный нам, европейцам, формат гонок, где болиды поворачивают часто и в разные стороны, а интенсивные разгоны и торможения применяются наравне с поворотом руля. Американцы традиционно любят скоростные овалы — соревнования серий NASCAR, Sprint Car, IndyCar и подобных всегда собирали и собирают полные стадионы зрителей самых разных возрастов и интересов. Но, оказывается, и традиционное «кольцо» со множеством разнопрофильных поворотов пользуется в Америке популярностью.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 2

Кубок TUDOR United SportsCar Championship был анонсирован в прошлом году и является результатом слияния серий ALMS и Rolex Sports Car Series под эгидой IMSA — американской автоспортивной ассоциации. Титульным спонсором на ближайшие пять лет выступает швейцарский часовой бренд Tudor, вторая марка компании Rolex. В свой дебютный год объединённый чемпионат включает 13 этапов с января по октябрь, которые проводится на самых знаменитых треках США и Канады, имеющих «неовальные» конфигурации. Огромным преимуществом этого первенства стоит признать то, что в ходе каждого уикенда на треке одновременно соревнуются множество машин разных весовых категорий. Поэтому зрители наблюдают очень красочную и динамичную борьбу со множеством обгонов, феерией различных тембров моторов, техник пилотирования и тактик.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 3

В рамках этапа на Mazda Raceway Laguna Seca выехали прототипы классов P (до 600 л.с., до 306 км/ч, открытые и закрытые кокпиты, моторы самых разных конфигураций) и PC (430 л.с., 282 км/ч «максималки», открытый кокпит и монодвигатель Chevrolet LS3), а также «кузова» класса GTLM (500 л.с., 290 км/ч, автомобили Aston Martin Vantage V8, BMW Z4 GTE, Chevrolet Corvette C7.R, Ferrari 458 Italia, Porsche 911 RSR, Dodge SRT Viper GTS-R) и GTD (290 км/ч, 450 л.с., автомобили Aston Martin Vantage, Audi R8 LMS, BMW Z4, Ferrari 458 Italia, Porsche 911 GT America и Dodge SRT Viper GT3-R). Последние две категории «серийных» машин близки между собой по мощности и моделям «заготовок», но болиды старшей серии GTLM отличаются более серьёзной аэродинамикой, что делает их ощутимо быстрее на круге.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 4
Присутствие на трассе Laguna Seca компании Mazda чувствуется везде: помимо участия в «королевском» классе прототипов фирменного болида в ливрее Skyactiv и повсеместно размещённых баннеров о гоночной истории марки, о «Мазде» напоминают пейс-кары на базе «шестёрки», RX-8 и MX-5, а также кубок MX-5 в числе гонок поддержки уикенда. Mazda проявляет за океаном недюжинную активность в области автоспорта, и спонсирование трека Laguna Seca — крупнейший проект такого рода

Этап на «Лагуне» для компании Mazda особенный — ведь это домашний трек японской марки, на котором проводятся испытания и доводка многих моделей, в том числе и готовящегося к дебюту родстера MX-5 нового поколения. Во время визита в дизайн-центр мне удалось поговорить с разработчиками иконической двухдверки, и они пообещали, что в будущей генерации мы ещё более остро ощутим, что этот родстер не раз обрушивался вниз с вершины знаменитого поворота «Штопор». Ждём с нетерпением, а пока нам остаётся поболеть за команду SpeedSource, выступающую при поддержке Mazda в топовой категории P на дизельном прототипе.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 5
Примечательно, что в сравнении с «серийными» автомобилями прототипы звучат сухо и уныло. Лучший звук — у Porsche, а Aston Martin с номером 007 визжал громче и пронзительнее всех. И кому только нужны продающиеся тут на каждом углу беруши!?

В гонке участвовало два автомобиля, и один из них (пилоты Джоел Миллер и Тристан Нунез) стал потерпевшим в аварии в том самом Corkscrew, прямо на наших глазах. К сожалению, повреждения оказались критическими, и прототип пришлось загнать в боксы, но вторая машина успешно доехала до финиша на 7 месте, пусть и последнем в классе P. Дело в том, что автомобиль совсем новый и единственный в серии питается дизельным топливом. Поэтому прежде чем работать с абсолютной скоростью, команде SpeedSource нужно было решить проблемы с надёжностью. Так что отсутствие поломок и финиш машины под управлением Сильвена Тремблея и Тома Лонга стали для коллектива радостью и большим достижением.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 6

Но мы не американцы, и за местными сериями по понятным причинам совсем не следим. Значит ли это, что всё время наша команда провела в паддоке, наслаждаясь совершенством гоночной техники на расстоянии вытянутой руки? Нет, нет и нет! Ведь Laguna Seca — это уникальный трек, оказавшись на котором, вы будет ходить, усталость не привалит вас на один из живописных холмов с панорамным обзором на трассу. Она спроектирована так, что находясь внутри круга, можно дойти практически до любого из её участков и смотреть на гонку в любом из поворотов. Инфраструктура шикарна: над прямой (если быть точным — кривой) «старт-финиш» висит табло со скоростью проезжающих автомобилей, трибуны расставлены грамотно, доступ в паддок позволяет чуть ли не подавать механикам инструмент, а видовые характеристики трека находятся просто на запредельном уровне.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 7
Трасса Laguna Seca была проложена в естественном рельефе в 1957 году, а «Штопор», по словам директора трассы Джил Кэмпбел, появился так. Главный проектировщик указал на рельеф и скомандовал: вот вам направление, проезжайте его как хотите. Если получится — кладите вслед за собой асфальт, а я пойду на обед. Получилось. Да так, что этот вираж поклонники автоспорта во всём мире записывают в число самых знаменитых

Конечно же, гонку интереснее всего смотреть в культовом повороте Corkscrew: перед ним пилоты достигают очень высокой скорости на длинном подъёме, после чего выполняют жёсткое торможение перед перегибом и входят в слепой левый, обрушиваясь вниз на 18 метров всего за один поворот! Да с такой горы впору на лыжах кататься, а пилоты делают это на своих 600-сильных прототипах. Любая ошибка на торможении или с точкой входа приводит к сильной потере темпа или даже вылету, а самые смелые лезут в этом месте внутрь, заставляя менее уверенных в себе гонщиков уехать наружу и испортить себе траекторию и скорость на следующем длинном участке. Иногда потери носят и материальный характер, ведь даже при правильном прохождении болиды каждый круг гулко чиркают о профиль асфальта развитыми элементами аэродинамики — вкупе с оркестром ревущих, клокочущих, звенящих, рычащих и хрипящих гоночных двигателей в «Штопоре» получается уникальная и ни на что не похожая звуковая дорожка.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 8
Меня одновременно и пугало, и забавляло, что самый мощный автомобиль, который мне предстояло водить, весит примерно втрое меньше всех прежде опробованных машин с сопоставимым табуном под капотом. И под колёсами — не асфальт...

Но всё же настоящие американские гонки — это овалы! Поэтому, возбудив адреналиновый аппетит просмотром соревнований, мы отправились погонять сами. Нас ждал максимум аутентичности: кататься предстояло на болиде формата Sprint Car в расположенной в городке Вентура гоночной школе Кори Круземана. Sprint Car — сверхпопулярный в Штатах, а также в Австралии и Новой Зеландии вид гонок, где на овальном треке соревнуются пилоты на чём-то вроде багги со сверхмощными двигателями и рядом технических особенностей. Смотрите сами: автомобильчик весит около полутонны, а приводится при этом 620-сильным атмосферным V8 на метаноловой диете. Заднего дифференциала нет (неразрезная ось, как в карте), тормоза присутствуют на всех колёсах, кроме переднего правого — оно же всегда является внешним, так как заезды проводятся против часовой стрелки. При этом правое заднее колесо больше левого заднего, и разница в диаметре зависит от конфигурации трека.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 9
Настроек в спринткаре минимум: диаметры задних колёс, давление в шинах, распределение массы — эти параметры подбираются под конкретный трек и стиль пилотирования.
Коробка передач и сцепление здесь отсутствуют, а заводится спринткар «с толкача» специальным тягачом — на старте нужно замкнуть трансмиссию, открыть подачу топлива, проплужить пару метров на тормозах, после чего отпустить их и на счёт пять включить зажигание. Двигатель чихнёт, и гоночный трактор покатится на холостых. Любая остановка фатальна, так как означает заглохший мотор и окончание заезда

Такая конструкция диктуется техникой вождения на грязевом овале: для входа в поворот используется торможение, после чего траектория корректируется поворотом руля. Из-за отсутствия тормозов на внешнем переднем колесе при нажатии тормоза автомобиль закручивается внутрь поворота и выставляется в боковое скольжение, а различный размер задних колёс позволяет ему успешно поворачивать без дифференциала. Чтобы ехать на спринткаре «быстрые» круги, нужно как можно раньше распрямлять руль после очередной дуги и стараться ускоряться на прямых колёсах так долго и интенсивно, как только возможно. Просто? А теперь представьте, что правая нога управляет 620 «лошадями» на политом водой грунте, вы находитесь в неудобной клетке кокпита, а в десятке метров справа мелькает неумолимо твёрдая «коробка» овального трека!

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 10

Первые круги на незнакомой зверюге делает руководитель Спортивной академии Mazda Сергей Балдин. Трек только что щедро залили водой, поэтому под колёсами настоящее месиво, и продавить педаль газа хотя бы наполовину — значит моментально списать болид стоимостью около 60-70 тысяч долларов. Но по мере просыхания трассы приходит «держак», и нажимать уже можно смелее — так, что швырять вперёд на грунте будет не хуже, чем на ином суперкаре на асфальте! Дело в том, что покрышки очень широкие, но давление в них невысокое, а специальный протектор при продольных ускорениях яростно вгрызается в рельеф. И даже с учётом этого на компактном овале нажать газ до упора было невозможно — слишком неистово поглощалось пространство до следующего входа в поворот.

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 11

Ощущения от управления спринткаром не похожи ни на что, опробованное прежде — ну разве что на машины Legends немного. Посадка сродни той, что у прилежного ученика за школьной партой, так как ноги согнуты под 90 градусов, при этом левая ступня двигает по полу педаль тормоза, а правая — топчет строго вниз подвешенный на пружинке курок газа. Организм просто не привык к такой моторике, а расположенный по-автобусному вертикально руль тоже не добавляет комфорта. Поэтому мои первые круги уходят на привыкание к автомобилю, а последующие оборачиваются настоящим кошмаром. Виной всему — прочно сидящие во мне картинговые рефлексы, которые из раза в раз заставляли строить чуждые этой технике траектории, рано и сильно «открываясь» в поворотах. Результат — постоянная езда у внешнего края, глубокие заносы, минимум скорости и переживания персонала трассы.

Я вижу, что ты можешь хорошо контролировать автомобиль, но с ним надо совсем по-другому, — помогает мне после заезда многократный чемпион гонок Sprint Car Кори Круземан, — тормози резко и поздно, после подруливай, и когда машина встанет на дугу — держи ровный газ, пока не увидишь в-о-он ту отметку на стене, и тогда — дави в пол сколько сможешь! Получается, что траектория остаётся овальной, но прямые начинаются ещё в повороте, а заканчиваются в точке торможения, которые находятся метров на двадцать раньше начала дуги поворота. Во второй попытке у меня получается, но с ростом скорости растёт удивление: какой же должен быть контроль машины в гонке, где участвуют 30 болидов, если я едва удерживаю её, находясь тут в одиночестве!

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами - Фото 12

Это — настоящая забава для американцев, колыбель для всех «овальных» гонщиков, как картинг в Европе. Я и прежде понимал, почему американцы так любят нехитрые с виду заезды — в первую очередь, это шоу с завалами, авариями, красочной грязью и животным рёвом V8. Но сев «в руль» спринткара, я теперь могу понять и пилотов — на круге всего два разгона и два торможения, но попробуйте выполнить их на мокром грунте в полукустарном «тракторе», который по удельной мощности вдвое превосходит высокотехнологичные прототипы с Laguna Seca!

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора и Ирины Михайловой

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
10
Shams Sharafi
ну и ну погади трасса.
СсылкаПожаловаться
константин демин
нас и здесь не плохо КОРМЯТ
СсылкаПожаловаться
GIKS
гонки на этих багги-тракторах какая-то жесть...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru