Остальные водители либо опасаются двухколесного транспорта, либо относятся к нему крайне негативно.
В преддверии открытия мотосезона автомобилистам было предложено ответить на простые вопросы: как они относятся к мотоциклистам, являются ли сами мотоциклистами, пользуются ли светоотражающей экипировкой, как ведут себя на дороге при появлении мотоциклиста. Также участникам задали вопрос об изменениях правил дорожного движения для мотоциклистов — сократится ли в этой связи количество ДТП.
Опрошено было около 8 тысяч человек. Причем голосовали и сами мотоциклисты: среди участников опроса водителей мотоциклов и скутеров оказалось почти 7%. Тем не менее, результаты опроса нельзя назвать радужными: на первый вопрос (Как вы относитесь к мотоциклистам/скутеристам?) 42,5% респондентов ответили «Я их опасаюсь, они непредсказуемы», а четверть (27%) выразили отрицательное отношение к двухколесным собратьям еще жестче: «Негативно, они часто нарушают ПДД», и лишь 25% относятся к ним нормально. В целом, можно сказать, что водители авто, составляющие на наших дорогах абсолютное большинство, относятся к мотоциклистам крайне нетерпимо.
Впрочем, можно предположить, что причиной такой «мотофобии» является не столько консерватизм автомобилистов, сколько пренебрежение к средствам и правилам безопасности самих мотоциклистов. Больше половины опрошенных мотоциклистов не используют светоотражающие элементы. А ведь использование яркой, заметной одежды для них — вопрос жизни и смерти (автомобилистам такие «знаки отличия» нужны только при аварийной остановке).
И, тем не менее, автомобилисты готовы мириться с собратьями на мотоциклах: умышленно мешают им меньше 2% опрошенных, 46% продолжают ехать так же, как до появления мотоцикла, а 35% стараются держаться от «мотоугрозы» подальше — слишком уж байкеры непредсказуемы.
Практически пополам разделилась аудитория, отвечая на вопрос о целесообразности изменения ПДД: 48,5% предполагают, что мотоциклисты — люди безответственные и при любом раскладе склонны к высокой аварийности. Другая половина респондентов настроена более оптимистично: 15% видят выход в выделении отдельной полосы для мотоциклистов, а 36,5% — в комплексных мерах по увеличению безопасности на дорогах.
«Безусловно, мотоциклисты на дороге нуждаются в особом и внимательном отношении в силу особенностей такого способа передвижения. И мы делаем все возможное, чтобы это внимание к ним привлечь, — говорит руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. — Однако и мотоциклистам, на мой взгляд, стоит задуматься о повышении культуры вождения. Это поможет сделать движение на дорогах Москвы более безопасным».
Мотосезон в Москве только начался. И рост количества ДТП с участием мотоциклистов говорит о том, что большинство водителей не готовы к встрече с мотоциклистами.
«Сидя за рулем автомобиля, помните — самым опасным для мотоциклистов и велосипедистов являются ваши неожиданные поступки. Например, внезапные перестроения или внезапное торможение. Чтобы не провоцировать аварии, достаточно при совершении маневра включать поворотник, смотреть в зеркала заднего вида и не совершать резких маневров без причины. Азбучные истины? Но, как показывает опыт, многие и их не знают», — комментирует главный редактор Авто Mail.Ru Денис Смольянов.