8 июля
Jaguar XF 3.0 238hp AT
Ездил на японце, немце, по моему впечатлению ягуар не чем не лучше автомобилей бизнес класса. Из предыдущего опыта. С японцем не было никаких пробл...
3.3
12 июля
Jaguar XJ 3.0 i V6 24V
Эта машина сама по себе роскошь, к сожалению в 2008 году эра Ягуаров закончилась и началась эра элитного барахла. Эта машина сама по себе обязывае...
4.2
Другие отзывы о JaguarВсе отзывы
22 марта 2014 10:00, Транспорт

В Нарьян-Мар на... Jaguar

Кажется, что Нарьян-Мар это в другой галактике. Между тем, от Москвы до него всего 2500 км. Правда, туда не ведет нормальная круглогодичная дорога, а часть пути приходится на зимник. И все же мы решили съездить в этот городок, воспетый Кола Бельды. Приче

В небе зори алеют, полыхают вдали,
Словно солнце олени на рогах принесли,
Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар,
Городок не велик и не мал,
У Печоры, у реки, где живут оленеводы
И рыбачат рыбаки...

Кажется, что Нарьян-Мар это в другой галактике. Между тем, от Москвы до него всего 2500 км. Правда, туда не ведет нормальная круглогодичная дорога, а часть пути приходится на зимник. И все же мы решили съездить в этот городок, воспетый Кола Бельды. Причем на совершенно стандартных седанах, пусть и полноприводных — Jaguar XJ и XF.

Чтобы попасть в Нарьян-Мар нужно из Москвы поехать по трассе М8 по направлению к Вологде. Поначалу дорога чуть ли не эталонная: хорошая разметка, указатели, знаки, много цивильных заправок и точек общепита. И потрясающие пока нетронутые леса — М8 это идеальное направление для начинающих путешественников. Но все хорошее заканчивается. Как только ушли направо на Великий Устюг, то попали в разруху девяностых. Дорога как после бомбежки, немного сбросили скорость, но поздно — одна из машин цепляет безобидную язву в асфальте, из которой предательски торчит арматура. Боковые порезы на двух правых колесах XF размером с зажигалку! Такие раны не лечатся, они для колеса смертельны. Хорошо, что мы благоразумно взяли с собой две запаски для каждого автомобиля, но и они израсходованы. А ведь впереди еще 2000 км пути.

Куда же мы так спешили? В городок Тотьма. Про него сейчас мало кто знает, но это место оказалось очень интересным. Главная его достопримечательность — это Собор Входа в Иерусалим. Он построен в стиле, который так и называется — тотемское барокко — это вторая половина 18 века. Особенность тотемского барокко следующая: картуши — украшения на стенах и фронтонах — сделаны не из дерева, как это часто бывает. И это не лепнина. Это самый настоящий кирпич, который выпирает на треть и при этом обтесан. И обратите внимание, что собор напоминает настоящий парусный корабль, ведь Тотьма — это настоящая столица мореходов. Она дала миру больше морских и сибирских экспедиций, чем Москва, Великий Устюг и Вологда вместе взятые. Одним из самых известных уроженцев Тотьмы был Иван Кусков, который в 1812 году основал знаменитый «Форт-Росс» в Калифорнии (южная точка русских колоний в Америке). А еще через Тотьму проходил путь из центра России на север и северо-восток. И когда-то он был важнее для России, чем путь на запад.

Сейчас Тотьма, которая на 10 лет старше Москвы, входит в число 41 населенного пункта России, имеющих статус исторических: планировка города не менялась с 18 века, значительная часть центра города сохранилась практически в идеальном состоянии. А ещё в Тотьме было сделано немало ценных для России изобретений. Например, в 15 веке была разработана технология глубинного бурения. Причем, изначально она была нужна для добычи соли — в 17-м веке Тотьма давала свыше 260 тысяч пудов этого ценного сырья. Огромное количество для того времени.

Утро следующего дня мы встретили в Великом Устюге, городе не менее замечательном. Стоит он на той же реке Сухона, а, значит, на том же стратегическом торговом пути. Поэтому неудивительно, что и Великий Устюг дал миру массу замечательных путешественников и предпринимателей. В этих местах, например, родился Тимофей Хабаров. Ещё одним великим устюжанином является Михаил Булдаков — человек, который был одним из первых исследователей Аляски и председателем русско-американской торговой компании. Рассвет Устюга приходится на времена Ивана Грозного, а его закат начался сразу же после того, как Петр I прорубил окно в Европу, и город потерял своё стратегическое значение. И продолжался этот закат вплоть до 21 века, пока тут не появился... Дед Мороз.

Вообще вотчина Деда Мороза, которую построили в 1999 году в 7 километрах от Великого Устюга есть ни что иное, как изобретение бывшего московского градоначальника Юрия Лужкова. Для Великого Устюга вотчина Деда Мороза стала откровенным спасением — за время существования этого развлекательного комплекса здесь побывало более 1,5 миллионов человек. Товарооборот в городе, который практически загибался, вырос в 15 раз. Безработица упала в 4 раза. А еще местные женщины говорят, мужики стали меньше пить.

Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге, возможно, станет некой компенсацией за тот дискомфорт, который испытывает всяк сюда приезжающий по вологодской дороге. Даже законченный циник будет здесь испытывать детский трепет перед встречей с главным Дедом Морозом. Здесь мы вспоминаем, что кроме «Jingle Bells» существует много других новогодних песен. Здесь ловишь себя на мысли, что ты искренне ждёшь — вот-вот откроются двери, и из них выйдет самый главный Дедушка. Главное успеть подержаться за его посох и загадать желание. Говорят, обязательно исполнится. И вот уже самые завзятые материалисты стыдливо тянут руки к волшебному аксессуару..

Дедушке, кстати, ничто человеческое не чуждо, и в свободное от служебных обязанностей время он активно гоняет на снегоходе. Ну и разумеется, мы не могли отказать Морозу в возможности протестировать нашу технику. Доверить нам посох на время поездки дед категорически отказался и загрузил его в салон английского седана — кто нас знает, что мы тут поназагадываем!

Уезжали мы из Великого Устюга с острым желанием приехать сюда еще раз с детьми. Вернее дети являются хорошим предлогом, чтобы самим вернуться в сказку. А нас ждала быль — вскоре пересекли границу Вологодской и Архангельской областей, уже затемно вышли на ледовую переправу через речку Вычегда. И попали в пробку — фура на лысой резине не  могла забраться на понтон. И как люди ездят на таких шинах по Северу? А через сотню километров нас ждала граница Коми.

На Руси в 20 веке из церквей делали дома культуры, а в Ухте все наоборот — на фронтоне здания, может лишь чуть уступающему в размерах Большому театру, вместо лепного герба Советского Союза прикреплен православный крест. Да и откуда взяться церкви в населенном пункте, который официально основан в 1929 году, а получил городской статус в 1942. А, между тем, именно Ухте мы обязаны тем, что по праву можно назвать «нашим всё». Ещё в начале 16 века русские исследователи-первопроходцы, оказавшиеся в этих местах, заметили, как местные жители снимали нефтяную плёнку с поверхности реки Ухты и использовали ее как лечебное средство и смазочный материал. В 1595 году образцы ухтинской нефти были доставлены в Москву, но иначе как забава она не воспринималась. Первые же разработки «черного золота» начались только в 1745 году после решения петербургской берг-коллегии об установке на Ухте нефтяного завода. Однако, тогдашняя технология нефтедобычи была, прямо скажем, не идеальной. Нефть просто собирали с воды, но несколько позже начали использовать природные нефтяные ключи, бившие со дна реки. И только в 1868 году пробурили первую скважину.

Промышленная добыча началась с 1907 года — пошёл настоящий нефтяной бум, который был подхвачен советской властью. Она национализировала ухтинские прииски, а в 1929 году было принято решение о массовых разработках нефтяных месторождений в регионе. Сюда прибывает первая экспедиция — в ней было 125 заключенных, надзиратели и представители науки. Тогда на берегу реки Ухты стояло всего 2 деревянных барака. Но к середине 30-х годов здесь появляется полноценный рабочий поселок, а число заключенных достигает 4000. Но даже тогда никто не мог предположить, что Ухта к началу 21 века станет преуспевающим 100-тысячным городом, вторым по величине в Республике Коми. И сюда из Сыктывкара протянется практически идеальная асфальтированная дорога. Теоретически она есть и дальше, на север, в сторону Усинска. Но ни одна навигационная система не в состоянии проложить по ней маршрут. И лишь местные знают, как на нее выехать.

История с дорогой на Усинск повторяет ситуацию с трассой Амур. То есть ее строили фактически с нуля, но местами использовали остатки старой дорожной сети. И именно эти участки пока еще не подверглись реконструкции и представляют собой по сути лишь направления. Тут-то и пригодился полный привод и умная электроника, имитирующая подтормаживанием колес блокировки дифференциала. При этом отметим — даже на «Ягуарах» мы брюхом не чиркнулись ни разу.

Не доезжая города Печора дорога снова пошла отменная. Повернули на север вдоль реки. И тут температура начала стремительно падать — за полчаса с минус 18 похолодало до минус 37! Впрочем, мы знаем запас прочности современных автомобилей — на неподготовленных машинах мы ездили в Оймякон, где было почти минус 60, и ничего. Опасались только за пластик, который на таком морозе колется, как стекло.

Проходим по льду Печору и въезжаем в Усинск. Глядя на карту, и видя его как точку среди бескрайней необжитой тундры, сложно предположить, что это — современный город с многоэтажками, фитнесс-клубами, супермаркетами. Между которых ездят даже такие гламурные машинки как Smart.

В Усинске на вопрос в отеле «а где у вас гостевая парковка для автомобилей?», администратор с ухмылкой молвила: «Молодой человек, наши постояльцы прилетают на самолетах!». Между тем, дорога в Усинск есть, и мы это доказали. И если бы не пара недостроенных участков, её можно было бы назвать хайвеем. Правда, дальнейший путь до Нарьян-Мара пошел уже по зимнику, который, впрочем, поддерживается в приличном состоянии.

Кстати, потеплело! Вечером было почти −40, а утром всего −19. И, как ни странно, для нас это не очень хорошо, потому что потепление здесь всегда связано со снегом, а порой и с ветром. А это вещи на зимнике абсолютно лишние! Усинск — город молодой. Сейчас в нём живёт 40 тысяч человек, которые преимущественно связаны с нефтянкой. Но попадая в Усинск, ты понимаешь, как человек может обращаться с природой. Уже за 20 км до города заметно пахнет сероводородом. Хорошо, что фотоснимки не передают ароматы. Чарующие запахи, которые исходят из местной промзоны, где находится крупнейший в регионе и самый северный в мире нефтеперегонный завод, может навсегда отбить вам аппетит.

Вскоре начинается зимник, и взгляд уже ни за что не цепляется, пробивая пространство до еле уловимой в дымке линии горизонта. Если не знать, что за ней находится заполярная столица, можно поверить, что находишься на краю света. Вечером опять пошел снег и на весьма ухоженном зимнике появились переметы. В одном из них прочно сидел Mitsubishi Pajero Sport — каково же было удивление человека с лопатой, когда мы подъехали к нему на представительском седане!

Низкое полярное солнце встречает нас утром в Нарьян-Маре. Городок, действительно, оказался не велик и не мал, очень компактный, чистенький, с приветливыми людьми. Его достаток виден сразу по современным монолитным домам и бизнес-центрам. Однако в городе помимо газовиков и нефтяников живут и те самые рыбаки, о которых поётся в песне. Есть и олени — каждый четвертый житель Ненецкого автономного округа занят в оленеводстве. Причем олень здесь, как и тысячу лет назад, является животным культовым. Про оленей не только слагают песни, им даже ставят памятники!

Северный олень — это не только ценный мех и даже не только вкусное и полезное мясо. Северный олень — это ещё и транспорт, который активно применялся не только в мирной жизни. В годы Второй Мировой войны оленно-транспортные батальоны применялись как финскими, так и советскими войсками. Олени вывезли с поля боя свыше 10 тысяч раненых солдат! И сей факт заставляет нас воспринимать подобные замечательные места на карте России отнюдь не только как экзотические окраины.

Ольга Саблина
Фото автора

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
69
Герман
Почему на ягуар? Думали не доедет что ли? Покататься захотелось.
СсылкаПожаловаться
виталий к
В этом репортаже половина выдумка, хоть думайте что пишите.
СсылкаПожаловаться
fj
Про машины 2 слова. Вроде бы раздел авто? Или нет?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Возможно, вам будет интересно
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.ru