Авторынок России 2003 года - свержение авторитетов

2002 год был очень неплохим для большинства автомобильных дилеров. В среднем продажи увеличились на 30%. Этот год должен стать еще более успешным - по некоторым предположения продажи вырастут на 50% и общее количество реализованных в России иномарок составит 165 000 штук.


Например, одним из лидеров продаж в 2003 году без всякого сомнения станет Ford Focus всеволожской сборки, который даже несмотря на подорожание с $10 900 до $11 400 за базовую комплектацию, по-прежнему остается очень привлекательным для российского покупателя. Однако просто придти в салон и купить этот автомобиль не получиться - спрос слишком большой. По словам дилеров, заказанные в марте автомобили придут только в ноябре! Естественно, это многих покупателей не устраивает и они предпочитают немного доплатить за автомобиль конкурентов и ездить "здесь и сейчас". "В связи с создавшейся ситуацией, в настоящее время рассматривается вопрос о переходе на работу в две смены на заводе", - говорит Хенрик Нензен, президент Ford Motor Company в России и СНГ. По планам Ford в 2003 году должно быть продано 9100 Focus (в прошлом - 3572), а общие продажи этой компании достигнут 13340 автомобилей (в 2002 - 6669 штук).


В иномарке должны быть "навороты"


Интересно, но основным спросом пользуется не самая дешевая модификация Focus (Ambiente), на которую приходится около 6-7% от всех заказов, а более дорогая Comfort с электропакетом, центральным замком и кондиционером (этот автомобиль дороже Ambiente на 11%). Подобную тенденцию отмечают и другие дилеры - самые простые версии автомобилей продаются довольно плохо, так как российский покупатель, решившийся на покупку импортной модели, хочет иметь электрический привод стекол и зеркал, кондиционер и прочие "радости жизни". "Должно быть ощущение иномарки", - именно так выразился один из покупателей новенького Opel.


Другими "хитами сезона-2003" могут стать корейско - российские автомобили. Речь идет в первую очередь о Hyundai Accent, которая собирается в Таганроге, Kia Rio II и Kia Sportage (оба собираются в Калининграде). Ожидается, что в этом году сборка Hyundai и Kia в России перейдет на более высокий уровень и у нас начнут делать кузова и некоторые детали этих машин. В этом случае стоимость корейских моделей, базовые версии которых сейчас продаются дешевле $10000, снизиться примерно на 10%. Кстати, для стимуляции продаж в феврале этого года компания Kia объявила о беспрецедентных сроках гарантии - теперь она составляет 5 лет или 120 тыс. км пробега.


Вообще основная борьба за сердца покупателей в 2003 году развернется в классе недорогих автомобилей стоимостью до $15 000 (сегмент "В" и "С" по европейской классификации). Именно относительно дешевые Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, Renault Symbol, Skoda Fabia, Skoda Octavia, Peugeot 206 и пр. делают "погоду" на автомобильном рынке.


Свержение авторитетов


Среди автомобилей класса "D" стоимостью $20000-30000 конкуренция в 2003 году также обострится. Как и в 2002 году одним из лидеров этого сегмента рынка будет Volkswagen Passat, который пользуется в России традиционно высоким спросом. Однако эта модель выпускается уже семь лет, что не лучшим образом должно сказаться на продажах - покупатели хотят видеть что-то новенькое (кстати, в конце 2003-начале 2004 года ожидается премьера принципиально нового Volkswagen Passat). Кстати, то же самое относится и к немолодой Mitsubishi Carisma (выпускается с 1995 года), которая, правда, стала лидером рынка в сегменте "D" в 2002 году. Оба этих автомобиля могут уступить свои позиции более новым автомобилям: Toyota Avensis, который является главной надеждой дилеров Toyota, Nissan Primera, дебютировавший в прошлом году, Ford Mondeo и пр.


Среди автомобилей класса "Е" по европейской классификации ничего кардинально нового, вероятно, не произойдет. По-прежнему большой популярностью будут пользоваться Toyota Camry и Nissan Maxima, а также BMW 5-серии и Audi A6. А вот историческое событие может произойти в сегменте "F", который многие российские автомобилисты (в том числе и профессионалы) называют S-классом. Объяснение этой ошибке довольно простое - именно к этому классу относится всем известный Mercedes S-класса. И если в 2001 году S-класс имел почти пятикратное преимущество по продажам над ближайшими конкурентами, то в прошлом году это отставание значительно сократилось. Кроме того, на рынке появилась новая версия Audi A8, которая оттянет на себя часть покупателей Mercedes S-класса и многолетний лидер в этом самом престижном секторе может смениться. Скорее всего им станет BMW 7-серии.