Москвичи заплатят за аварии в провинции

Депутат Анатолий Аксаков внес поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности. По его мнению, страховые тарифы должна устанавливать Госдуму. Аксаков предложил на 500 рублей понизить базовый тариф.


Еще "Газета.Ru" рассказывала, что российская Ассоциация автостраховщиков (РАСОВТ) совместно с департаментом страхнадзора Минфина после долгих споров послала на утверждение в правительство базовый тариф в 1980 рублей. Ведь страховой тариф, согласно закону, должен быть утвержден именно постановлением за подписью премьер-министра.


Депутат Аксаков совместно с другой организацией, Ассоциацией российских страховщиков (АРС), выработал другие тарифы. Он предложил Госдуме принять их, заодно изменив закон так, чтобы именно федеральное собрание утверждало тарифы, а не правительство.

Базовый тариф по Аксакову -- 1457 рублей, почти на 500 меньше, чем у конкурентов

Однако от этой цифры будут отталкиваться только исчисления для машин, чей двигатель развивает мощность от 45 до 80 лошадиных сил. ВАЗовская классика и "Самары" под него попадают, а вот владельцам десяток с 16-клапанными моторами придется платить исходя из суммы в 2184 рубля. Тем же, у кого машины мощнее 110 л. с., по Аксакову, необходимо будет выложить 4369 рублей.

По проекту Аксакова (помимо него его подписали лидер "Народного депутат" Геннадий Райков и депутаты Белоусов, Неверов, Пузановский), предусмотрены повышающие и понижающие коэффициенты. Так, москвичи, петербуржцы и жители населенных пунктов, входящие в 50-километровую зону данных городов, должны платить с коэффициентом 2, жители городов-миллионников и их пригородов -- 1,5; автомобилисты других центров субъектов РФ -- 1; других городов -- 0,8. Те же, кто прописан совсем в отдаленных районах имеют право заплатить за страховку всего лишь половину суммы.

Предусмотрены у Аксакова скидки владельцам пожилых транспортных средств. Тем, чья машина сделана более 10 лет назад, придется платить с коэффициентом 0,8, а владельцам авто 5-10-летнего возраста -- 0,9. Кроме того, если водительский стаж застрахованного меньше двух лет, то ему придется отдать за обязательный полис в два раза больше.

По проекту РАСОВТ, молодой москвич на "Жигулях" должен выложить за полис ОАГО 5148 рублей. А по версии Аксакова, полис ему обойдется в 5828 рублей.

Ну а если он захочет ездить, допустим, на Mazde-626 1999 года выпуска с мощным мотором, милости просим выложить за полис 11656 рублей. А это около $370

Среднему же москвичу на средней машине (то есть с мощностью 80-110 л. с.) страховой полис на год обойдется в 4368 рублей. Это на 400 рублей дороже, нежели предлагает РАСОВТ.

Зато тем, кто живет, допустим, в райцентре -- поселке городского типа в какой-нибудь области, наоборот, -- раздолье. За старые "Жигули" они заплатят всего 932 рубля. А в тех районах 600 рублей разницы -- существенные деньги.

Фактически это означает, что группа "Народный депутат" предлагает страховать автовладельцев в регионах за счет жителей крупных городов.

Как рассказал "Газете.Ru" сам депутат Аксаков, эти цифры взяты из расчета специалистов АРС: "Они взяли данные о количестве ДТП, ущербе, суммах выплат и вывели такие тарифы".

Помимо тарифов, в проекте Аксакова существует ряд интересных деталей. Например, по существующему закону страховая компания вправе взыскать деньги со страхователя в том случае, если за рулем был человек, не вписанный в полис. Аксаков вносит поправку: если этот человек является членом семьи страхователя или сел за руль в его присутствии, это также должно покрываться страховкой. Впрочем, это -- огромное поле для нечистоплотных действий, ведь вписывание в полис дополнительного водителя оплачивается сейчас отдельно.

С другой стороны, это позволит дать машину во временное (допустим, на день или на неделю) пользование члену семьи без проблем с заключением договора.

Законопроект, внесенный Аксаковым, дает право участвовать в страховании не только крупным компаниям, но и региональным. "Я сам представляю в Госдуме Чувашию, и знаю, что в регионах доверия москвичам нет, - говорит депутат. - Зато есть доверие своим, местным. Так почему же надо лишать их права страховать?"

В общем, в рядах страховщиков наметился раскол. Две организации, РАСОВТ и АРС, продвигают каждая свою концепцию автострахования. По сути дела, это попытка захватить рынок. И если РАСОВТ действует по закону, то есть через правительство, то АРС лоббирует изменение этого самого закона через депутатов.

По словам Аксакова, его проект будет рассматриваться в Госдуме в конце марта - в начале апреля. "Думаю, шансы его высоки, -- заявил депутат "Газете.Ru". -- Мне кажется, вряд ли найдется на рынке страховая компания, которая откажется работать с этим видом. Он обещает быть прибыльным.

Во-первых, думаю, люди будут меньше биться, так как существуют повышающие коэффициенты для тех, кто часто попадает в ДТП. Во-вторых, страховой рынок сразу получит от граждан сумму в 2-3 миллиарда, а выплаты будут "растянуты" в течение всего года".