Четыре дня в школе Audi quattro: инструкция по выживанию

Как выжить новичку в школе Audi Quattro? Когда от тебя требуют постоянно ехать в скольжении, а все приобретенные в автошколе навыки тут никому не нужны?

Ночным поездом из Москвы отправляемся в Петрозаводск, а далее в небольшую карельскую деревушку Косалма. Путь неблизкий, но дальняя дорога помогает отключить мозги и оставить все мысли и заботы дома. То, что требуется на первом этапе от учеников школы Audi quattro.

content image for: 45531

Зато на следующее утро — полная собранность! Мы направляемся на замерзшее озеро, где инструкторы уже подготовили для нас специальные трассы и фигуры. Первым делом перед выездом на лед отключаем систему стабилизации. Пусть в обычных дорожных условиях она является настоящей палочкой-выручалочкой (подробнее — в статье «Скольжениям бой. Азбука ESP»), но все эксперты сходятся: если ESP сработала, значит, водитель уже что-то сделал неправильно. А потому будем учиться этого избегать!

content image for: 45531

Первым упражнением, известным каждому еще с автошколы, стала обычная змейка. Разница заключалась, как всегда, в нюансах. Во-первых, под ногами — 40 сантиметров чистейшего карельского льда. Во-вторых, наши автомобили были «обуты» в специальную резину с высоким шипом 4 мм. А в-третьих, когда я учился водить, у меня не было Audi A5 Sportback, оснащённого 2,0-литровым мотором TFSI мощностью 225 л.с., системой полного привода quattro и 7-ступенчатой роботизированной коробкой S tronic.

content image for: 45531

Змейка, пусть и на льду, не кажется трудной задачей — знай, крути себе руль. Но уже через несколько метров выясняется, что мы все делали не так, потому как упражнение надо выполнять на большей скорости. И сразу же из-под машин конусы начали лететь во все стороны. Несмотря на жесткую реакцию главного инструктора Евгения Васина, оказалось, что это... нормально. Отсюда правило первое.

content image for: 45531

Не бойся ошибиться

Основной целью тренингов Audi quattro является отработка приемов, которые помогут в реальной жизни. Однако понять, нащупать грань, за которой водитель не контролирует автомобиль, можно, лишь совершив ошибку. Обучение специально проходит на закрытой территории, а за безопасностью чутко следят инструкторы. И вот уже через несколько кругов все участники знали, что любой маневр надо начинать со сброса газа, а «доворачивание» в случае сноса передней оси лишь усугубляет ситуацию.

content image for: 45531

После «змейки» нас ждала первая серьезная трасса. На этот раз нужно было проехать серию поворотов, предварительно оттормаживаясь в определенной зоне, обозначенной конусами. Цель — научиться тормозить до поворота и добавлять газ уже на выходе и на прямых участках. Правило? Оно напрашивается само собой.

content image for: 45531

Тормози и оставайся на трассе

Секрет выполнения упражнения заключался в качественном разгоне и последующем торможении перед поворотом. Тормозить приходилось и в следующем упражнении, но принцип здесь был уже совершенно другой. На уроках в обычной автошколе говорят, что тормозить в повороте нельзя. Это верно лишь отчасти, ведь если вы упустили момент и уже летите в сторону кювета, экстренно тормозить можно и нужно. Конечно, указанное возможно только на автомобиле с ABS, причем важно помнить — вы также можете поворачивать рулем! (Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как устроена и работает ABS»). Самое главное — не забывать, что оставаться на трассе надо любыми способами, за дорогу нужно бороться любой ценой. И не пренебрегать тормозами, ведь их, вопреки пословице, придумали вовсе не трусы.

content image for: 45531

А вот следующее упражнение было посвящено, наоборот, более динамичному прохождению поворота. Иногда дорожная ситуация складывается так, что места для маневра крайне мало, а машина уже ушла в скольжение, и стабилизировать её не удается. Как моделировались такие ситуации в школе quattro? Все теми же конусами! Что мы усвоили после упражнения? Конечно, очередное правило!

content image for: 45531

Сброс газа, поворот руля, газ

Именно эту фразу Евгений Васин неустанно повторял на протяжении всех четырех дней занятий. Как ни странно, этот принцип работает безотказно и в данном случае. В случае, если после одного поворота нужно поворачивать в другую сторону, помогут так называемые «хлысты» или смена направления скольжения. Во время его выполнения нужно как бы «перекладывать» автомобиль с одного бока на другой сразу же после выхода из поворота. Главное — не забывать сбрасывать газ перед выполнением маневра и начинать поворачивать заранее. А вот когда автомобиль уже пошел в нужном направлении газ можно и добавить.

content image for: 45531

Что важно еще? Например, не поворачивать колеса на слишком большой угол. Ведь если скорость будет высокой, возникнет снос, который может закончиться в ближайшем бруствере. Поэтому надо помнить про следующее правило:

Смотри туда, куда хочешь попасть

Красивые девушки, яркая реклама, аварии в соседнем ряду, эксклюзивные суперкары и курьезные ситуации — что объединяет эти понятия? Очень просто! Все они — факторы, резко отвлекающие водителя от дороги. Малейший поворот головы может привести к аварии. Стоит ли говорить, что при прохождении поворотов водитель должен быть максимально сконцентрирован? А смотреть надо не на капот или в сторону, а туда, куда ему нужно ехать! Подобный эффект напрямую связан с моторикой и рефлексами, заложенными природой. Мы инстинктивно тянемся туда, куда смотрим, а потому правило простое — глаза вперед на дорогу, иначе вы никогда не справитесь с возникшим заносом.

content image for: 45531

Кстати, занос не всегда бывает плохим. Иногда за счет правильного заноса можно быстро проходить длинные повороты без ярко выраженной вершины. Это мы выяснили на следующем упражнении, где от участника требовалось на большом круге сначала отправить машину в занос, а когда задняя ось начнет скользить, добавить газ, выпрямить руль и пройти полный круг буквально на одном дыхании. Итогом стало еще одно правило.

Играй газом

Самое главное — данное упражнение позволяет понять, что газ на скользкой дороге может быть не только «врагом», но и «другом», хотя в случае, если занос начинает прогрессировать, лучше все же сбросить газ и направить автомобиль в нужном направлении.

content image for: 45531

Думаете, на этом все и закончилось? Отнюдь! На следующий день нас ждало еще больше упражнений и настоящие, а не тренировочные трассы. А какие названия — «гантеля», «улитка», «гитара», «восьмерка» — вот только некоторые из них. Но неизменной оставалась цель — повышение водительского навыка. Финалом стало участие в самых настоящих гонках между участниками тренинга.

content image for: 45531

Впрочем, как говорят сами инструкторы школы quattro, проигравших в этих гонках не бывает. Ведь дело в том, что все мероприятие преследует одну единственную цель — выработать рефлекс, заставляющий человека принимать правильные решения в экстремальной ситуации, сделать так, чтобы «ты управлял автомобилем, а не он тобой».

content image for: 45531

И все же, мысль о проведенной гонке не дает покоя. «Ведь если на той длинной прямой дать побольше газу, затем пройти четвертый поворот в скольжении и лучше оттормозиться перед „шпилькой“, то можно было бы отыграть пару секунд», — думаю я, но автобус уже везет нас на вокзал. Говоря «до свидания» Карелии и школе Audi quattro, я ловлю себя на мысли, что действительно подсел на подобное времяпрепровождение. Школа Audi quattro — это не Диснейленд. Это активный отдых, похожий по своему характеру на горные лыжи или сноуборд, только снарядом является автомобиль. И на него точно так же «подсаживаешься»...

Тимофей Исаев