Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
28 февраля
Lada (ВАЗ) Vesta 1.6 MT 106hp
Для своих денег немного дороговато
4.3
28 февраля
Toyota RAV4 2.4 AT
Классная модель, надежная.
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
10 марта 2003 20:57, Новости

Откуда берется "паленый" бензин

Рост цен на бензин уже не остановить . Его стоимость вслед за новым акцизом будут подогревать война в Ираке, мировая цена на нефть. При этом, как выясняется, рост цен на бензин не приводит к повышению его качества.
Рост цен на бензин уже не остановить . Его стоимость вслед за новым акцизом будут подогревать война в Ираке, мировая цена на нефть. При этом, как выясняется, рост цен на бензин не приводит к повышению его качества. Напротив, паленого горючего, скорее всего, станет еще больше.

- Единственное утешение, - считает Евгений Аркуша, член совета директоров Российского топливного союза, - новый порядок уплаты акциза уберет с рынка случайные фирмы и мелких продавцов, что может положительно сказаться на качестве топлива.

Но так считают не все. В частности, Константин Рудяк, заместитель директора департамента переработки нефти ТНК, полагает: "Вакуум на российском рынке топлива может заполниться далеко не самым качественным продуктом".

Подделки и их "исполнители"

Акцизом не обложен лишь прямогонный бензин как сырье для производства автомобильных бензинов.

- Поэтому не исключено, что количество суррогатного топлива, изготовленного в кустарных условиях на его основе, в этом году станет еще больше, - считает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации.

В ходе операции "Алхимик", проведенной ассоциацией, было установлено, что более половины прямогонного бензина (октановое число 60-64), производимого различными нефтеперегонными заводами (НПЗ), реализуется коммерческим структурам, которые затем различными способами повышают его качество до нужных им значений, получая "на выходе" бензин 76-й или даже 92-й. А популярный у владельцев иномарок 95-й все чаще изготавливают с помощью присадок или "аппаратов по типу самогонных" из 92-го или даже 76-го.

Другой самый известный, наиболее эффективный и дешевый способ изготовления высокооктановых бензинов - добавление тетраэтилсвинца, в результате чего получается этилированный бензин, очень токсичное и совершенно неприемлемое для машин с катализаторами горючее. С этого года производить и использовать этилированный бензин на всей территории России запрещено, однако Константин Рудяк полагает, что и такой бензин будет появляться на заправках.

Есть и другие способы разбавления бензина. В ТНК мне показали присадку, которая в состоянии превратить огромную цистерну прямогонного бензина в АИ-92. Заводы используют это средство, чтобы не удорожать производство, когда топливо "чуть-чуть не дотянуло до требуемых параметров". Присадку, заверили в компании, на НПЗ вводят в микроскопических дозах - как "лекарство". Ее и стараются заполучить разные "предприниматели".

Бывает, что и на фирменных АЗС можно залить бензин, который после ночи стояния машины из 92-го снова превращается в низкооктановый, и, если машину удастся завести, выводит из строя свечи или всю топливную систему автомобиля. При этом Константин Рудяк уверяет, что НПЗ в принципе не могут выпускать бензин с большим количеством присадки, поскольку "это преступление и нарушение стандарта, которые легко отслеживаются".

Тем не менее доля поддельного бензина на российском рынке, по отчетным данным МВД России, постоянно растет и принимает уже угрожающие размеры. Если в Москве на суррогатное топливо, только по официальным данным, приходится "пока что" не более 10 процентов всех продаваемых в столице бензинов, то в Московской области они уже составляют 45 процентов, а в других регионах, особенно приближенных к Северному Кавказу, - более половины всего реализуемого через АЗС горючего. (По данным, озвученным председателем Российского топливного союза Сергеем Борисовым, объем некондиционного бензина в Москве достиг уже 27 процентов).

Чаще всего, по данным убэповцев, некондиционный бензин уходит через несетевые заправки, которых в стране более 1200. Но плохого качества бензины, утверждают они, нередко продают и сами нефтяные компании. Поэтому на одной и той же фирменной заправке топливо может быть разным по качеству.

Сами производители "разнобой" в одной системе на разных заправках объясняют иначе.

Почему бензин плохой

- Ни один НПЗ не станет выпускать некондиционный бензин, - утверждает Константин Рудяк. - Для этого ему надо специально перестраивать тонко отлаженный цикл производства, идти на сознательное нарушение ГОСТа. Это дорого, нерентабельно и чревато последствиями. Кроме того, прием бензина на заводах осуществляют независимые специалисты. Авиакеросин, например, как и в советские времена, принимают военпреды.

- Тем не менее разное качество бензина на заправках одного производителя возможно, - говорит Игорь Карлин, директор департамента капитального строительства ТНК. - Все зависит от работающих на АЗС сотрудников. Они действительно могут пустить в продажу "левый" бензин или смешать его с кондиционным. От них же зависит "долив или недолив". Но на несетевых заправках нарушение правил происходит несоизмеримо чаще, поскольку фирменные сети дорожат именем и борются за доминирование на рынке. Если АЗС у производителя своя - в фирменной сети немедленно уволят персонал. Если "джобберская" (когда некая торговая фирма или сама АЗС покупает "цвет" компании, производящей бензин, и от ее имени продает ее топливо) - расторгнут контракт и возбудят отзыв лицензии. К тому же у фирменных сетей есть специальный "телефон доверия", по которому "пострадавшему" достаточно позвонить, чтобы компания быстро приняла меры.

Качество бензина в автомобиле во многом зависит и... от сезона

- В течение нескольких лет я собирал и анализировал данные, которые мне сообщали знакомые, заправлявшиеся на разных АЗС нашей компании, когда они были недовольны качеством бензина, - рассказал "Известиям" Константин Рудяк. - Изобразив затем их графически, я получил синусоиду, пики которой пришлись на весну и осень. Потом понял: дело в дневных и ночных температурах воздуха, которые в эти сезоны особенно различимы. Нагреваясь днем, бензин ночью резко охлаждается и затягивает в резервуар влажный воздух - вода попадает в бензин. Тот же самый процесс происходит и в автомобилях. Учитывая, что большинство автомобилистов предпочитает заправляться, когда в баке остается "пара" литров, при очередной заправке собравшиеся на дне вода и грязь поднимаются струей заливаемого топлива и, не успев осесть, всасываются в мотор.

Специалисты ТНК советуют хотя бы раз в два года чистить топливный бак машины и заправляться, когда он полон наполовину.

И все же как защищаться от обилия поддельного горючего? В ТНК советуют определить для себя раз и навсегда "методом проб и ошибок" сеть заправок и пару АЗС и пользоваться только ими. И звонить по "горячей линии" обо всех нарушениях


Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно

Рекомендуем прочесть